Конспект для проведения первого родительского собрания в группах нового набора ГПОУ "ППЭТ" "Ваш ребенок – первокурсник!"

Автор: Титкина Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГПОУ "ППЭТ"
Населённый пункт: город Печора
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Конспект для проведения первого родительского собрания в группах нового набора ГПОУ "ППЭТ" "Ваш ребенок – первокурсник!"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное

учреждениее

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)

СЕРИЯ «УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения первого родительского собрания в группах нового набора ГПОУ «ППЭТ» «Ваш ребенок – первокурсник!» Разработала: педагог-психолог Титкина Ольга Владимировна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения первого родительского собрания в группах нового набора ГПОУ «ППЭТ» «Ваш ребенок – первокурсник!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации являются методическим руководством для
психолога, классных руководителей, мастеров в средних специальных учебных заведениях. Целью методразработки является оказание методической помощи педагогу- психологу, классным руководителям при организации и проведении первого родительского собрания.
Цель родительского собрания:
Ознакомить родителей с особенностями психологии студентов СПО. Показать родителям первокурсников основные трудности, с которыми могут столкнуться их дети в техникуме. Предложить рекомендации, которые помогут им поддержать подростков в трудный для них период.
Задачи родительского собрания:
создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и психологом; изучить ожидания родителей.
Форма проведения:
традиционное собрание
Участники:
администрация, педагог-психолог, классные руководители, родители студентов.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИКУМА
В этом году ваши дети поступили в Печорский промышленно-экономический техникум и в Вашей семье появился студент! Казалось бы, теперь можно вздохнуть с облегчением – выпускные экзамены, страхи и волнения позади, а впереди у вчерашнего абитуриента – новая и интересная студенческая жизнь. Но расслабляться еще рано – именно первый курс обучения является самым трудным, и именно сейчас ваш студент очень сильно нуждается в поддержке семьи. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой, все-таки – вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством. И вот эта двойственность статуса накладывает отпечаток на характер и на все поступки молодого человека. Чтобы эффективно поддержать студента в сложный период, родителям необходимо понимать основные психологические особенности юношеского возраста и с какими трудностями студент сталкивается в техникуме
Основные психологические особенности ранней юности (14-18 лет)
1. Формируется самосознание — представление о себе самом, подростки оценивают свою внешность, умственные, моральные, волевые качеств а . 2. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания. 3. Возрастает волевая регуляция. 4. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность. 5. Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности. 6. Возрастает конце нтрация внимания, объем памяти, сформировалось абстрактно- логическое мышление. 7. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. 8. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии — увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений. 9. Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности. 10. Пренебрежение к советам старших. 11. Критиканство, проявление недоверия. 12. Стремление к самоуправлению, стремление заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости.
13. Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам. 14. Завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям. 15. Возникает первое чувство любви, дружбы. 16. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. 17. Недостаточное осознание последствий своих поступков. Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.
Психологические особенности поздней юности (18—25 лет) — зрелости в

умственном, нравственном отношении.
1. Пик интеллектуальных возможностей; 2. стабилизация характера; 3. убежденность, сложившееся мировоззрение; 4. чувство нового; 5. смелость, решительность; 6. способность к увлечению; 7. оптимизм; 8. самостоятельность; 9. прямолинейность; 10. критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; 11. скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; 12. сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших; 13. неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; 14. принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни; выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере; 15. формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»; 16. овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности». Первокурснику предстоит:  Осознать себя в
новом
качестве («Я – студент»);  Влиться в
новый
студенческий коллектив;  Найти общий язык с
новыми
преподавателями;  Разобраться в
новой
ситуации обучения и привыкнуть к ней;  Части студентов освоится в
новом
месте жительства - студенческом общежитии. Обучение в техникуме отличается от обучения в школе, а потому необходима адаптация, т.е. привыкание, приспособление к специфике обучения, и этот процесс продолжается в течение первого учебного года. Начинается все с того, что молодой человек попадает в студенческое сообщество и понимает, что ничем он не выделяется – все одногруппники в одинаковом положении. Весь авторитет, заработанный в школе, мало кого интересует, и предстоит заявлять о себе заново. Но есть и положительный момент - для учеников, чьи успехи в школе были не блестящи, это прекрасная возможность начать всё с чистого листа и проявить себя с лучшей стороны.
Как помочь первокурснику быть успешным в учебном процессе Так что же делать, чтобы предотвратить возникновение кризисных ситуаций, ведь если на первом курсе пустить процесс обучения на самотек, то в некоторых случаях, последствия могут быть очень плачевными? В первую очередь, нужно дать понять вашему ребенку, что вы видите в нем равноправного партнера, доверяете ему и относитесь, как ко взрослому человеку, который уже в состоянии самостоятельно строить свое будущее и отвечает за свои поступки. Мягко и ненавязчиво постарайтесь определить вместе с ним главную цель, к которой он должен стремиться – стать первоклассным специалистом, профессионалом, который сможет найти свое достойное место под солнцем – а также конкретные этапы, приоритеты и пути ее достижения. Ведь определение конкретных механизмов и путей реализации целей является достаточно сложным и для многих взрослых людей, поэтому ваша помощь ребенку в этом вопросе будет просто необходима. Старайтесь говорить с ним на равных, как со взрослым человеком, подчеркивать важность его выбора и вашу веру в него, а также то, что учеба в этом техникуме и по этой специальности обязательно откроет перед ним широкие перспективы, даст возможность устроиться в жизни, хорошо зарабатывать в будущем и сделать блестящую карьеру.
Первые полтора – два месяца, после начала учебного года нужно дать

новоиспеченному студенту возможность самостоятельно выстроить свой учебный

процесс.
Он попал в новые условия, и ему требуется время, чтобы в них сориентироваться. Если спустя пару месяцев после начала учебного года первокурсник не проявил достаточно самостоятельности и ответственности, чтобы не погуливать занятия и вовремя к ним готовиться, то необходимо повлиять на ситуацию. Вы можете объяснить нерадивому ученику, что учеба в профессиональном учебном заведении требует от студента гораздо больше самостоятельности, чем учеба в школе. Следует учитывать, что если в первый год профессионального обучения были запущены базовые дисциплины, то изучение других предметов на более старших курсах будет начинаться с непонимания.
По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите

отвлекающие факторы.
Многие студенты пытаются совмещать работу и учёбу. Если заработок – это не насущная необходимость для вашей семьи, то обсудите с сыном или дочерью, стоит ли распылять свои силы? Выберите, что в итоге важнее для вас: диплом в перспективе или деньги сейчас. И помните, что первый год обучения – самый важный, т.к. именно в это время происходит формирование основных учебных навыков, закладка базовых знаний. От этого зависит успешность обучения в профессиональном учебном заведении вообще. Любые негативные влияния на учебу в этот период ведут к тяжелым последствиям. Таким образом, на первом курсе Вашему ребенку нужно как можно больше сил и времени отдавать учебе, чтобы в последующем иметь возможность спокойно, безболезненно сочетать учебу с личной жизнью, досугом и другими сферами жизни.