Урок литературы "Что делает человека красивым?" По рассказу Т.Н. Толстой "Соня"

Автор: Шубина Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Соликамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы "Что делает человека красивым?" По рассказу Т.Н. Толстой "Соня"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок литературы в 9 классе Шубиной Ольги Геннадьевны Тема: Что делает человека красивым? (По рассказу Т. Толстой «Соня») Цели: 1. Познакомить обучающихся с творчеством Т. Толстой. 2. Развивать навыки анализа текста. 3. Развивать критическое мышление через чтение и письменный ответ. 4. Развитие устной и письменной речи. Виды деятельности: медленное чтение, анализ проблематики, стилистики , групповая работа, , работа в технике «фишбоун»,рефлексия. Этапы урока Содержание Стадия вызова Стадия реализации замысла Просмотр фрагмента передачи «Школа злословья». Какое впечатление оказала на вас личность писательницы? Теперь давайте познакомимся с краткой биографией Т. Толстой. Ученики читают и маркируют текст (Что показалось интересным? На что обратили внимание?) Дома вы познакомились с рассказом Т. Толстой «Соня». Каковы впечатления? О чём хотелось бы поговорить, что обсудить? Какова будет тема нашего урока? ( тема не объявлена). Давайте обратим внимание на высказывания. (Через их анализ подходим к теме) Несколько слов учителя об особенностях современной прозы. Каков замысел автора и способы реализации? Предлагаю поработать в группах. Объявляются названия групп:1. Главная героиня в моём восприятии. 2. Сонина любовь 3Соня в преставлении героев рассказа. 4Приём антитезы 5Время и пространство в рассказе.6. Композиция рассказа. Ребята работают в группах, отмечают особенности в тетради. Обсуждение найденных материалов. Учитель обращает внимание на важные моменты работы каждой группы. Должны появиться такие детали: голова как у лошади, Странное поведение на свадьбах и похоронах, высокая лексика в авторской характеристике и т. д.Любит детей, прекрасная хозяйка, дура и т.д.Автор не делает прямых
выводов, смотрит на происходящее со стороны, даёт читателям возможность сделать выводы Стадия рефлексии Д.задание В процессе работы выходят на вопросы: Была ли любовь у Сони? Как проявляется характер в любви? Что означает выражение «адский планчик» (имя Ада), камея и эмалевый голубок (голубь символ возвышенной любви) . В ходе урока дети записывают главное, используя приём «Фишбоун». Проделанная работа подведёт к вопросу Что делает человека красивым? Ответы детей Общий вывод: Соня умеет любить, способна на самопожертвование, красота физическая кратковременна, перед красотой души бессильно время, огонь ,война. Дети составляют синквейн по теме урока Как вы понимаете слова :«Сока было только на одну жизнь»? Напишите сочинение, приведите аргументы из текста и из других произведений. Высказывание о красоте: Всем нравится прекрасная лошадь, но почему то совершенно нет желающих ею стать. Августин Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней. Виктор Гюго Прекрасно только то, что естественно. Вольтер Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо… Афанасий Фет
Раздаточный материал Татьяна Никитична ТОЛСТАЯ - [1951, Ленинград] – прозаик. Родилась в семье, отмеченной значительными литературными дарованиями. “Куда ни посмотри, у меня одни литераторы в роду, – замечает Т. Толстая. – Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская - Толстая – поэтесса. Их матери тоже были писательницами. Дед по материнской линии Михаил Леонидович Лозинский – переводчик...” После окончания средней школы и классического отделения филологического факультета Ленинградского университета долгое время работает в издательстве. С 1974 г. живет в Москве. Писать, по собственному признанию, начала случайно. Первый рассказ “На золотом крыльце сидели...” был опубликован в журнале “Аврора” (1983. – № 8); он сразу был замечен и читателями, и критикой, а дебют автора признан одним из лучших в 80-е гг. В прозе Толстой критики обнаруживали необычно резкое для литературы того времени сочетание высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного. Обращали внимание на лексическое богатство ее текста, изощренность художественных решений. Толстая публикует рассказы на страницах журнала “Октябрь”, “Нева”, “Знамя”, “Новый мир”, принимает участие в работе VIII Всесоюзного совещания молодых писателей, посещает семинар Г. Бакланова. В 1987 г. выходит в свет первый сборник рассказов Т. “На золотом крыльце сидели...”. Он был с восторгом принят критикой, которая отметила несомненную талантливость молодого прозаика, обладающего сложившейся манерой, уверенностью, художественным своеобразием. В настоящее время изданы и переиздаются сборники рассказов “День”, “Ночь”, “Круг”, “Изюм”. В 2007 году появился сборник “Река”. Проза Толстой открывала новую страницу русской прозы, которую окрестили “другой литературой” (Л.Петрушевская, С. Каледин, Е. Попов, Ерофеев, В. Нарбикова и др.). С начала 90-х Татьяна Толстая подолгу живет в Америке, преподает курс мировой литературы для американских студентов. Ее рассказы завораживают, не оставляют равнодушными, от них щемит в груди, и непонятно, грусть ли это по ушедшим годам, по жизни, которая сложилась не так, как хотелось бы, или это призыв к тому, что так жить нельзя? На одном из форумов в Интернете поразили слова: Неужели мы ТАКИЕ? Ущербные, духовно убогие, изломанные... "Зацепил" рассказ "Соня". Вижу в жизни много таких простых, не очень умных, но цельных людей. Они-то в первую очередь способны на ПОСТУПКИ, а не сомневающиеся вечно "интеллигенты".