Урок "Родственные и однокоренные слова"

Автор: Сычёва Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Елабуга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок "Родственные и однокоренные слова"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ
Русский язык

«Родственные и однокоренные слова. Состав слова»
Сычева В.Н. учитель начальных классов первой кв. категории. 2014, г.Елабуга.

Тема: Закрепление по теме «Родственные и однокоренные

слова. Состав слова»
Цель: Учить детей подбирать родственные слова, закрепить понятия об однокоренных и родственных словах, закрепить знания о составе слова, умение разбирать слова по составу, видоизменять их с помощью суффиксов –ник-, -ов-, приставок по-, вы-, развивать речь детей, расширять кругозор, прививать уважение к людям разных национальностей. Оборудование: схемы разбора слов по составу, словарные слова, таблицы с существительными, прилагательными, глаголами по подбору однокоренных слов с суффиксами –ник-, -ов-, приставками по-, вы-, карточки с грамматическим заданием, картина «Лес», сигнальные карточки, магнитофон с записью классической музыки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Посмотрите на гостей, чтобы не отвлекаться. Гости пришли к нам с добром. Поздороваемся с гостями. Сядет тот, кто поставит вопрос к словам: под землёй (где?), поёт (что делает?), на улице (где?), смешной (какой?), интересный (какой?), бабушка (кто?), кресло (что?), в лесу (где?), сегодня (когда?), завтра (когда?), легкий (какой?). II. Общение с детьми жестами. Вступительная беседа. Работа по вопросам. -кто понял мои жесты? Можно ли понять о чем говорила, а с кем общалась, какое задание или какой вопрос задавала? Нет! Вот по этому служит для нас определённый язык общения. А на каком языке может разговаривать, общаться человек? (Русский, татарский, английский и др.) Есть общепринятые два языка: русский и английский и у каждого свой родной язык, который мы должны знать. Мы с вами изучаем русский язык, много уже узнали и сегодня на уроке закрепим понятие «Однокоренные слова» и «Состав слова», познакомимся с новыми странами, поиграем в новую игру. Мы знакомились с составом слова. А из каких частичек состоят слова? (приставка, корень, суффикс и окончание.) Что вы можете сказать об окончании? Гора, горы, горный, гористая. Одинаковое окончание в этих словах или нет? Какой вывод можно сделать? Окончание изменяемая часть слова или нет? Какие окончания ещё бывают? (нулевые) Например: клен, мёд, дверь, двор, ель, стол, сад, плод, порт, ком. III. Новая тема. Работа с грамматическими заданиями.
1.
Подбери одинаковые слова с суффиксом –ник- от слов: цветы, ягода, лес, чай, малина, осина, пчелы, мясо, путь, колхоз, работа, сапоги, корова, суббота, ворот. Например: цветник, пчельник. Выполнив это задание, мы узнаем название страны.
Слайд

2

Россия.

2.
Подберите слова с приставками по -, вы-, однокоренные данным: лете, ехал, шел, сушил, тащил, ходил, копал. Например: покопал, выкопал.
Слайд3

Китай.

3.
Подбери слова с суффиксом ( –еньк-), однокоренные данным: синий, алый, хороший, сладкий, новый, старый, красный, здоровый, голубой, добрый, теплый.
Слайд 4

Америка.

4.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (с сигнальными карточками). Дети поднимают карточку с цифрой 1, 2 или 3 в зависимости какое слово по счёту лишнее.
Слайд 5
Вода, водичка, водитель. (3)
Лето, летать, вылет. (1) Белый, белка, побелка. (2) Перо, перьевая (ручка), первый. (3) Шипы, шипеть, шиповник. (2) Пар, паровые (котлы), пара. (3) Гора, гористый (берег), горевать (3)
Германия.

5.
Физкультминутка. 1,2-выше голова 3,4-руки шире 5,6-тихо сесть 7,8-лень отбросим. 1,2,3,4,5 на другой руке опять. 10 пальцев, пара рук Вот твое богатство, друг. А потом глаза т уши Ты садись и тихо слушай.
Слайд 6

6.

Работа по картине «Лес»

Слайд 8
Что изображено на картине? Лес. Какой ряд подберёт как можно больше родственных слов от слова лес. Лес, лесник, лесочек, лесная, лесистая. лесовик. Дерево, деревья, деревянный, деревце, дровяник. Снег, снежинка, снеговой, снеговик, снега, снежный.
Италия.
Работа детей по карточкам.(самостоятельно)
Слайд 7

Карточка №1
. Разбери по составу слова: лед, коровка, аленький, портовой, ранний , порт, сидит, чайник, сад, заход, осинка.
Карточка №2
. Разбери по составу слова: ландыши, стол, новый, ушёл, зима, зимний, лепка.
Карточка №3
. Кленовый, ель, воротник, лесник, столовый, сад, красненький, мостовая, землю, мясник.
Карточка №4
. Разбери по составу слова: Мостовая, лист, листок, голубенький, гроза, сад, грозный. Карточка №5. Разбери по составу слова: снес, нашел, перелёт, порт, сосна, сосновый, цвет, цветник. Карточка №6. Разбери по составу слова: перелёт, дворовый, цвет, вышел, снег, столовый, сад красненький. Карточка №7. Разбери по составу слова: ходила, плод, ворота, кленовый, сад, дупло, садовый, синенький (запись делают в тетрадях, звучит релаксационная музыка. (Запись делают в тетради. Звучит музыка.) IV. Итог урока. -Что делали на уроке? -Какие слова подбирали? -По каким частичкам разбирали слова? -Как называется картина, по которой работали? -С какими странами знакомились? -В какую игру играли? -Какие слова находили?
-Хорошо или плохо потрудились на уроке? -А какие пословицы о труде вы знаете? 1) Не спеши языком, спеши делом. 2) Сделал дело, гуляй смело. 3) Труд облагораживает человека. 4) Терпение и труд все перетрут -Какая пословица подходит к нам? (Сделал дело, гуляй смело.) Вывод: Уважение к людям разных национальностей. V. Задание: подобрать однокоренные слова к словам зима, кормушка, обед.
Дополнительный материал

Кроссворд. Слайд 9

1

2

3

4

5
1. Часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи её образуются новые слова. (Приставка) 2. Общая часть родственных слов. (корень) 3. Часть сова, которая стоит после корня, при помощи его образуются новые слова. (Суффикс) 4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание) 5. Часть слова, без окончания. (Основа)