"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку (9 класс)"

Автор: Киселева Екатерина Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 г.Брянска
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку (9 класс)"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка урока. Автор – учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №14 г.Брянска Киселева Екатерина Григорьевна

Тема:
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку (9 класс)
Цели:
- научить вычленять главное в информации
,
сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. - подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля; - продолжить у учащихся воспитание гуманизма, любви к окружающему миру;
Оборудование:
дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».
Ход урока:

«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно

передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов
1
.Оргмомент. Определение целей и задач урока
Прочитайте эпиграф к нашему уроку – высказывание известного русского лингвиста, автора одного из лучших толковых словарей русского языка С.И.Ожегова. Что автор высказывания вкладывает в понятие «высокой речевой культуры»? Что подразумевается под языковыми средствами? Цель нашего урока - чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении, а также стремиться к формированию той высокой культуре речи, о которой писал С.И.Ожегов. Хотя, конечно, эта цель должна вами достигаться не только на уроках подготовки к изложению.

2.

Повторение основных лингвистических понятий
(Слово учителя с элементами беседы). На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения? (При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное). Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений. Давайте повторим следующие понятия (термины записаны на доске. Возможно также выведение на презентационный слайд. После определения, данного учениками, выводится определение для самопроверки на слайде):
Основная мысль, микротема, ключевые слова, логические связи между

абзацами, план текста, виды сжатия.
Попутно с повторением понятий составляем схему-фишбоун: При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо
Способы сжатия текста

Основная мысль
Микротемы Опорные слова для определения главной мысли текста или микротемы В сумме определя ют идею текста Ключевые слова Связь микротем с помощью опред.средств Логические связи Определяет последовательно сть работы План текста
отобрать в тексте самое существенное, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст. При сжатии любого текста обычно опускаются диалоги, пространные описания природы, при этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные для исходного текста изобразительно-выразительные средства. Остановимся подробнее на видах сжатия.
Способы сжатия текста:
1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; 2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;
При исключении
необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Возможно исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, исключение одного или нескольких предложений.
Обобщение
единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста, так и при помощи замены однородных членов их обобщенным наименованием. 3. Практическая работа с учащимися по применению видов сжатия текста. А) Прочитайте предложения. Произведите замену ряда однородных членов обобщающим наименованием. Полученные предложения запишите 1) Грамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования. (По Л.Толстому)
Ответ: Грамотность
есть первая ступень образования. 2)Каждая метеостанция в Италии 17го века имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. (по Е.Кудрявцевой)

Ответ:
Каждая метеостанция в Италии 17го века имела
необходимый для

наблюдений набор приборов
. 3)У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному. (По Е.Левитану)
Ответ: У больших планет
- до двадцати спутников, а у Земли и Плутона – по одному. 4)Он знал немецкий, французский, итальянский и молдавский языки, и никто не мог распознать в нём русского. (по Т.Тишиной)
Ответ:
Он знал
разные языки
, и никто не мог распознать в нём русского. Б) Исключите из текста однородные по смыслу фрагменты (возможна работа в парах, когда учащиеся выбирают разные фрагменты) : Сжечь корабли – окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выражения: перейти Рубикон, сжечь мосты. Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства. (по С.Волкову)
Ответ 1:
Сжечь корабли – окончательно порвать с прошлым. Похожий смысл имеет выражение «сжечь мосты». Когда человек отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства.
Ответ 2:
Сжечь корабли –решительно порвать с прошлым. Похожий смысл фразеологизм «перейти Рубикон». Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства. В)
Упрощение
синтаксических конструкций касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество частей сложного предложения. Прочитайте
предложения. Замените придаточное обстоятельственное времени деепричастным оборотом. Когда читаешь дневник Никитина
,
чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Ответ: Читая дневник Никитина,
чувствуешь его беспредельную любовь к родине. Замени придаточное определительное причастным оборотом. Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Ответ:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма
,

предлагающая
своим клиентам туры по всем континентам и странам. Сократите количество структурных частей сложного предложения: Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там жили древнегреческие боги. (по М.Гаспарову)
Ответ:
Олимп – это гора в Северной Греции, на которой, по легенде, жили боги. 4. Работа с текстом А)Прослушайте текст. Определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ. Какова основная мысль данного текста? Какие варианты заглавия можно подобрать? Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю эту книгу своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу… Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено,
взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья природы. Эта школа должна обязательно быть. И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным, увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точу отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть Любовь, приближающая человека к счастью. (по В.Пескову)
Ответ:
Тип данного текста – рассуждение. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывода. Тезис здесь – мысль автора о пробуждении человеческой души, доказательство – рассуждения публициста о том, насколько важны интерес, любовь к жизни. Выводом можно считать последнее предложение текста. Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей к гуманности, любви к жизни. Основная мысль – любовь к жизни, внимание ко всем ее закономерностям и сложностям приближает человека к счастью. Варианты заглавия: «Любите жизнь!», «Интерес к таинству жизни, разбуженный в детстве», «Любовь к жизни и любовь к природе» и т.д. Б) Беседа на понимание содержания текста: - Как вы понимаете выражение «будильник чувства природы»?(
Ответ:
будильник предназначен, чтобы будить человека ото сна. Будильник чувства природы – в переносном значении: то, что разбудило душу, заставило заинтересоваться чем-то) - Что означает выражение «на все открыл глаза»? (
Ответ:
заставил взглянуть по-новому)
- Определите лексическое значение слов «благоговейное», «таинство», «уязвимость» через подбор синонимов (
Ответ:
благоговейное – трепетное, таинство – сокровенное действие, уязвим – хрупок, слаб) - Почему слово «Любовь» употреблено в тексте с прописной буквы? (
Ответ:
автор текста хотел подчеркнуть особое значение этого слова, обратить внимание читателя на это всеобъемлющее чувство) В) Определите, сколько микротем в тексте. Выделите ключевые слова каждой микротемы. Количество микротем совпадает здесь с количеством абзацев. Составьте план текста на основе выделенных микротем.
Ответ:
в тексте можно выделить три микротемы: 1. Пробуждение в душе человека «чувства природы». 2. Взрослея, человек должен стремиться постигать «великое таинство жизни».3. В основе всего - вовремя разбуженная Любовь к жизни. (
Примечание
: это и вариант примерного плана) Ключевые выражения: «будильником» чувства природы, разбудить интерес к великому таинству жизни, вырастая, человек умом постигать должен, взаимосвязано, зависит от здоровья природы, в начале всего стоит Любовь, делает познание мира интересным, точку опоры, Любовь ко всему, приближающая человека к счастью. - Какие средства связи используются между абзацами в тексте?
Ответ:
Определительное местоимение, усилительные частицы. Г) Самостоятельная работа с памятками
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями. 9. Запишите текст изложения на черновике.
Памятка «Как проверить написанное»
1.После написания текста на черновик, прочитайте его как минимум 2 раза. 2.Первый раз читайте с целью проверки содержания. Ответьте на вопросы:  Передано ли основное содержание исходного текста?  Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?  Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?  Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?  Можно ли текст назвать связным?  Правильно ли выделены абзацы?  Нет ли грамматических ошибок?  Нет ли речевых ошибок?  Выразительна ли речь? 4.Второй раз читайте с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Пользуйтесь словарем! 5.После переписывания текста на чистовик также проверьте чистовой вариант. Д) Работа по сжатию текста (коллективная или индивидуальная с последующей взаимопроверкой). 5. Работа с черновиком изложения (если урок сдвоенный) 6. Итоги урока. - Повторим виды сжатия, этапы работы над сжатым изложением, используя фишбоун. 7. Домашнее задание Оформить текст в чистовик Дополнительное задание по желанию учащихся - написать мини-сочинение на тему «Что разбудило в моей душе интерес к окружающему миру?»