"Организация краеведческой работы с детьми"

Автор: Габдулханова Наиля Наисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бажуковская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Кунгурский район, село Бажуки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация краеведческой работы с детьми"
Дата публикации: 13.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По теме: «Организация краеведческой работы с детьми». Учитель: Габдулханова Н.Н. 0
2016 год.
Содержание.
Введение................................................................................................................ 2 1. СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОРИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ СУЩНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ…………………………………………………...5 2. РАЗРАБОТКА КУРСА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ…………………………………………….11 Заключение….. ................................................................................................... 16 1

Введение.
Что такое краеведение – это по-большому счету историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Но что же такое Родина? У каждого человека есть Родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то родина - это дом и двор, где родился и где прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина - весь мир. Шарль Монтескье сказал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Смыкаясь с прошлым, мы прокладываем мостик в будущее, где каждый из нас является уже не только частью природы, но выступает частью того, что именуется судьба народа. Век, отпущенный человеку, жизнь каждого из нас имеет смысл только тогда, когда является естественным звеном в цепи поколений, связь между которыми призвано осуществить краеведение, без которого немыслима судьба человека. Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность разнонаправленного исторического опыта проживания человека в определенной местности. Активно участвуя в походах и путешествиях, мы не только крепнем духом и телом, мы взращиваем в себе чувство пространства, чувство территории, чувство родной земли, которая немыслима без краеведения, а это уже то, что решает судьбу страны. Необходимо так спланировать деятельность по краеведению, чтобы ребенок большинство вопросов исследовал сам, а не получал готовую информацию. Изучая историю развития села, биографические данные своих земляков, дети убеждаются, что связь времен и поколений неразрывна, человек живет, пока его помнят. Воспоминания для нас интересны и дороги, и должны остаться в памяти будущих поколений. По своей организации краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным вариантам ее использования, связывающим задачи обучения с задачей 2
стимулирования саморазвития личности, обеспечивая занятость значительного числа детей в свободное от учебы время. Это значит, что при относительно небольшом расходе государственных средств, краеведческая деятельность охватывает большое число школьников социально-позитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры. Познание культуры родного края через игру, творчество, экскурсии и походы, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы. Работа по краеведению позволяет добиться ощутимых результатов в воспитании человека-патриота, человека-гражданина. Нравственность и патриотизм – понятия неразрывные. И вновь мы находим подтверждение этой мысли в словах французского просветителя, правоведа и философа Шарля Монтескье: «Любовь к Отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к Отечеству". Детям, прежде всего, дается представление о недвижимых памятниках истории и культуры. Они впервые узнают о том, что своя история есть у своего дома, улицы, села. В данном случае мы будем говорить о красоте Петродворцового и Ломоносовского районов. Объект исследования: процесс организации краеведческой работы. Предмет исследования: разработка мероприятий по ознакомлению с городом Санкт- Петербургом и его окрестностями. Гипотеза исследования: дети, проводящие организованный краеведческий досуг получат знания по истории своего города Санкт-Петербурга, его районах (Ломоносовском, Петродворцовом), у них будет сформирована потребность бережного отношения к природе, привито чувство любви к Родине, если организация будет включать: - обеспечение программно-дидактическими материалами; - хорошая подготовка воспитателя к проведению занятий, экскурсий; 3
- разработка мероприятий по ознакомлению с городом Санкт-Петербургом и его окрестностями. - создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:  изучить теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования; * раскрыть сущность и содержание занятий по организации краеведческой деятельности с младшими школьниками. * внедрить средства и способы развития у детей знаний о своем городе, его окрестностях. Методы работы:  словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;  практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. 4

СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОРИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

СУЩНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о краеведной (или краеведческой) деятельности можно говорить, характеризуя и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского. Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Краеведение же в наши дни (конечно, опирающееся на научную основу) — все-таки знание массово-доступное. Оно отражает ощущения интереса и любви к своему краю — его природе, привычным особенностям местной повседневности, историко-культурному наследию. Вкус к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. И оттого оно сплачивает и родственников разных поколений, соседей, учреждения и общественные объединения. А.С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства” Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического” Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение 5
родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”. Рассмотрим, школьное краеведение. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя, воспитателя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. В внепрограммном 6
краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр. Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой. Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них—всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение. Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут 7
иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией. Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т. д. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям. Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду. Велико значение школьного краеведения и охраны природы. Закон гласит, что “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений. Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии 8
со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местных организаций, связанная с помощью в выполнении ими производственного плана, в других случаях — культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники находили новое сырье для местного производства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану природы, озеленяли дороги и поселки и т. д. Нередки случаи, когда школьники успешно выполняли специальные задания плановых, хозяйственных строительных организаций или научных учреждений. Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала: “ Прежде всего учитель(воспитатель) должен пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”. Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников. Атеистическому воспитанию помогает и разоблачение разного рода суеверий и преданий религиозного характера, которые могли сложиться на территории края. 9
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении “Родина”: ...Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь Родину такою, Какой ее ты в детстве увидал. Краеведение прямая дорога для достижения этой цели. 10

Разработка курса занятий по краеведению.

Пояснительная записка
Разработка курса занятий “Наш город и его окрестности” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Курс занятий рассчитан на школьников 2-3 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города и его окрестностей. Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: * формирование представлений о различных сторонах жизни своего края; * ознакомление с историей и современной жизнью своего города и его окрестностями. Воспитательные задачи: * развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; * формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; 11
* позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней; Развивающие задачи: * развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через конкурсы, экскурсии, * адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации; * ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; * формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Методы работы: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Наш город и его окрестности» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. 12
Курс занятий «Наш город и его окрестности» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: кроссворды, сочинение стихотворений, загадки, отчеты по практическим работам. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 35 часов. Курс занятий по краеведению ТЕМА Количество часов Всего часов теория практика экскурсии Введение 1 - - 1 Мой город на карте России 1 1 - 2 Природа нашего края 3 2 1 6 Основание Петербурга 1 1 - 2 Царь Всея Руси – Петр I 1 - - 1 Достопримечательности города 1 - - 1 Таланты нашего города 1 1 - 2 Наш город в годы Великой Отечественной войны 1 - 1 2 Красота пригородов Санкт-Петербурга 8 1 - 9 Город Ломоносов 4 - 1 5 « Петровский парадиз – Петродворец » 5 1 3 9
Тема 1: Введение
(1ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: «Мой город на карте России»
(2 ч) 1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. 2. Творческая работа “Загадочный мир названий”. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов нашего города. Легенды и предания. 13

Тема 3: «Природа нашего края»
(6 ч.) 1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ленинградской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 2. Памятники природы Санкт-Петербурга. 3. Климат Практические занятия: - разведение комнатных растений в группе, уход за ними; а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц. Экскурсия в парк Сергиевка «Охрана природы – забота о животных» . б) операция “Чистый двор”.
Тема 3: «Основание Петербурга».
1. Легенда об основании города. Река Нева. (2ч.) 2. Проект-изготовление города (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 4: «Царь Всея Руси – Петр I».
(1ч.)
Тема 5: «Достопримечательности города».
(1ч.) ( Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор) Форма контроля: Вечер загадок о родном городе – Санкт-Петербурге.
Тема 6: «Таланты нашего города»
(2ч.) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной город. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.
Тема 7: «Наш город в годы Великой Отечественной войны»
(2ч.) 1. События истории, жизни и деятельности героев войны. 2. Экскурсия к Ораниенбаумскому плацдарму. Форма контроля: разгадывание кроссворда на тему: «Ленинград»
Тема 8: «Красота пригородов Санкт-Петербурга»
(9ч.) 1. Царское село 2. Павловск 3. Гатчина 4. Петрокрепость (Орешек, Шлиссельбург) 5. Стрельна 14
6. Кронштадт 7. Приозерск 8. Петродворец , Ломоносов. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о понравившемся пригороде Петербурга , иллюстрации, картинки с книг, открытки. Рисунки детей.
Тема 9: « Город Ломоносов »
(5ч.) 1. Где расположен город Ломоносов? Чем славен город Ломоносов? Поверхность города и породы ее слагающие. Погода и времена года в городе Ломоносове. 2. Воды города Ломоносова. Пруды Ломоносова и парков. 3. Растительность города Ломоносова. Кустарниковые и травянистые растения в окрестных лесах. Грибы окрестных лесов. Животный мир. Зеленый наряд городских улиц. 4. Достопримечательности Ломоносова. Дворец Петра III, Китайский дворец и павильон "Катальная горка". 5. Экскурсия к мемориалу «Мартышкино». Дети знакомятся с историей мемориала. Форма контроля: конкурс творческих работ - сочинение стихотворения на тему « Ломоносов»
Тема 10: « Петровский парадиз – Петродворец »
( 9 ч. ). 1. Место расположение г.Петродворец. История возникновения Петродворца. Петродворец в годы Великой Отечественной войны. 2. Водоемы Петродворца. Пруды Петродворца и парков. 3. Парки Петродворца. Растительность, зеленый наряд улиц. Кустарниковые и травянистые растения в окрестных лесах. Грибы окрестных лесов. Животный мир. 4. Достопримечательности Петродворца. Нижний и Верхний парки. Фонтаны западной и восточной части Нижнего парка. 5. Экскурсия в Верхний и Нижний парки ( 3 экскурсии ) Практическая работа: оформление стенгазеты по теме: «Петровский парадиз». 15

Заключение.
Краеведение в наши дни (конечно, опирающееся на научную основу) — все-таки знание массово-доступное. Оно отражает ощущения интереса и любви к своему краю — его природе, привычным особенностям местной повседневности, историко- культурному наследию. Вкус к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. И оттого оно сплачивает и родственников разных поколений, соседей, учреждения и общественные объединения , что очень важно в наши дни. Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный детьми в процессе внеклассной работы, обогащает учебный процесс, уроки становятся интереснее и содержательнее. 16