"Методические рекомендации для психологического сплочения коллектива"

Автор: Субботина Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детско-юношеского творчества"
Населённый пункт: Кстово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации для психологического сплочения коллектива"
Дата публикации: 13.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению Участники: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – ведущие игры. Ход проведения. Коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В течение игры они должны выполнить ряд заданий, сложность которых увеличивается от первого к последнему. Ведущий рассказывает, что у игры есть секрет, который будет раскрыт по окончании. О нём знают старшеклассники, закреплённые за каждой микрогруппой. Старшеклассники следят за участием каждого ученика и выдают жетоны, ничего не поясняя. Белый жетон – лидер-организатор; Желтый жетон – лидер-вдохновитель; Красный – исполнитель; Зелёный – зритель. Для знакомства ведущий предлагает придумать название группы. Через 30 секунд проводится их перекличка. Затем начинается конкурс, включающий следующие задания: 1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или фигуру. 2. Нарисовать коллективный рисунок по заданной теме (предмет, чувства, настроение). Время работы 5 минут. 3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение за 3-4 минуты. Например: птице – снится; лодка – селёдка; сонно – ворона; смело – улетела. 4. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву (“с”, “к”, “о”, “л”, “п”) за 3 минуты. 5. Инсценировать сказку в различных жанрах. Подготовка 5 минут. После окончания всех конкурсов организаторы каждой группы фиксируют количество жетонов, полученных каждым участником. Определяются лидеры групп, вдохновители, исполнители, зрители (вот и секрет игры). Классному руководителю это необходимо для изучения межличностных отношений и распределения обязанностей учащихся.
МЕТОДИКА “КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ”
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива. Учащиеся выбирают уровень, соответствующий, по их мнению, развитию собственного коллектива и указывают его. Учитель может определить, как школьники оценивают сплочённость и единство, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллективистских отношений по сравнению со средней оценкой.
“Песчаная россыпь”.

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, а дунет ветер посильнее – не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Здесь люди или мало знают друг друга, или не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
“Мягкая глина”.
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. В коллективе таким “мастером” может быть командир или организатор дел. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределённые формы. На этом уровне в группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они робки и не всё получается у организаторов. Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора – пока нет или ему трудно проявить себя.
“Мерцающий маяк”.
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря, что готов прийти на помощь. Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шёл верным путём. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны “смотрители” маяка, те, кто не даст огню погаснуть – организаторы, актив. Иногда бывает трудно найти общий язык со всеми, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не у всех хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Мы видим проявление активности всплесками, вспышками, да и то не у всех.
“Алый парус”
Алый парус – это символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов экипажа проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь в случае неудачи. Коллектив интересуется делами других коллективов, и приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя коллектив сплочён, бывают моменты, что он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.
“Горящий факел”
Горящий факел – это живое пламя. Горючим материалом для него является тесная дружба, единая воля, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно. Настоящий коллектив всегда приходит на помощь другим.