Развитие творческих способностей дошкольников посредством кружковой деятельности (из опыта работы кружка "Разноцветные ладошки")

Автор: Воропаева Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №16 "Колокольчик"
Населённый пункт: Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников посредством кружковой деятельности (из опыта работы кружка "Разноцветные ладошки")
Дата публикации: 13.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воропаева Е.Е. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» г. Мичуринск Тамбовской области
Развитие творческих способностей дошкольников посредством кружковой

деятельности (из опыта работы кружка «Разноцветные ладошки»)
Дошкольный возраст является важным и благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для творческой деятельности, а творческий процесс – это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Для развития творческих способностей воспитанников ДОУ разработана программа работы кружка «Разноцветные ладошки» (для среднего и старшего дошкольного возраста). Актуальность деятельности кружка заключена в том, что ребенок в процессе игровой, но в то же время творческой, деятельности учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности своей творческой деятельности. Особенностью работы кружка является то, что в процессе игровой ситуации знакомим детей с нетрадиционными техниками рисования, аппликации и конструирования (в том числе оригами), в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Работа кружка построена на основе следующих принципов: принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально- нравственных, интеллектуальных); принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя – в творческой деятельности);
принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно- ситуативных заданий); принцип взаимного сотрудничества, доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе). Основной целью деятельности кружка «Разноцветные ладошки» является развитие художественно-творческого потенциала посредством обучения детей элементам дизайна. Работа кружка строится на принципе интеграции образовательных областей (Художественно-эстетическое развитие (музыка), Физическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально- коммуникативное развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Основные приемы, используемые при реализации программы кружковой работы: рисование пальчиками; рисование ладошками; вырезание ладошек из бумаги различного качества и фактуры; составление композиций по образцу или по определенной тематике. Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить ее до конца. В связи с этим встает важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный и посильный процесс изготовления. Для этого от руководителя кружка требуется, чтобы все этапы работы были продуманы, необходимо тщательно готовиться к занятию с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы.
Для реализации кружковой деятельности разработана предметно- развивающая среда, включающая в себя необходимые материально-технические (ватман, бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисточка для клея, карандаши ч/б и цветные, фломастеры, салфетки бумажные) и информационные ресурсы (пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, картотека стихов, загадок, сценариев сказок) Итогом работы кружка является выставка творческих работ детей, организуемая в ДОУ. В процессе реализации работы кружка получены следующие результаты: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки; повысился интерес детей к различным видам творческой деятельности, усидчивость и стремление закончить начатое дело; повысился интерес родителей к развитию творчества детей; дети освоили различные технологические приемы и способы работы с бумагой; пополнился словарный запас слов; сформировались навыки выполнения законченного процесса; навыки оценки собственного и коллективного труда. Таким образом, процесс детского творчества все больше приобретает характер дизайнерской деятельности. Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы. Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Литература
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 Веракса Н.Е. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2002. – 288 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997. – 96 с. Гербова В.В. ФГОС. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа (4-5 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. – 192 с. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: КАРАПУЗ, 2015. – 144 с. Лыкова И.А., Максимова Е.В. Коллаж из бумаги. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ, 2015. – 144 с.