"Эмоциональное развитие"

Автор: Субботина Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО ДДЮТ
Населённый пункт: Кстово
Наименование материала: Психологическая игра
Тема: "Эмоциональное развитие"
Дата публикации: 13.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психологическая игра, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей
Психологическая игра«Цветок»
Метод направленной фантазии является мощным инструментом, способным помочь детям безопасным образом выразить подавленные чувства, потребности, мысли. Дети с нарушениями в эмоциональной сфере-это особые дети. Таким детям не хватает тепла, внимания, поддержки взрослых. Так как ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы, фантазии являются мостиком к детскому внутреннему миру. Ребенку предлагается ряд цветных картинок с изображением цветов. Затем просим его закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и продолжительных выдохов и представить, будто он превращается в один из понравившихся цветков.Задаются вопросы: «Ты можешь стать любым цветком», «В какой цветок ты превратился? Большой или маленький? Слабый или сильный? Как он выглядит? Где растет? Кто за ним ухаживает?» И т.д. Вопросы помогают стимулировать детское воображение. Скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи. Затем ребенк открывает глаза и рисует свой цветок на фоне окружающего пейзажа. Обычно используются краски, но часто мелки и другие материалы. Когда ребенок начинает комментировать изображение, поощряем его. Игра может используется как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми. (Группы не более 3–4 человек.) Подростки особенно живо откликаются на него. Для них оно является эффективным средством самоопределения. Данное упражнение позволяет не только быстро и эффективно установить контакт с ребенком, но и увидеть реальную картину его внутреннего эмоционального состояния. Рисование и обсуждение внутреннего мира позволяет снять эмоциональное напряжение, расслабиться, включить дополнительные методы воздействия, изменить рисунок (например, после беседы и спокойной релаксирующей музыки), сделать рисунок более привлекательным, ярким, более «счастливым». Как правило, данное упражнение, используемое в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими эмоциональные проблемы, дает незамедлительный положительный эффект. У ребенка улучшается настроение, он охотнее идет на контакт, свободнее говорит о своих проблемах, начинает осознавать значимость своего внутреннего мира, у него появляется желание изменить
себя
и свою жизнь в лучшую сторону.
Психологическая игра «Город»
Работая с детскими группами умственно отсталых ребят, многие их которых весьма агрессивны, не умеют работать в группе, конфликтны, приходится искать методики, которые позволили бы сплотить участников. Детям с ОВЗ часто требуется давать какое-либо задание, чтобы они могли установить друг с другом хороший контакт. Данную методику я применяю в группе детей с синдромом гиперактивного поведения и нарушениями внимания, а также в группе и в паре конфликтующих ребят. Упражнение способствует быстрому урегулированию группового конфликта, урегулированию межличностных отношений и позволяет определить лидеров. Группе предлагается большой деревянный ящик с песком, набор мелких игрушек, кубики и дается задание построить «город». Продолжительность упражнения зависит от того, насколько велика группа. Детям дается установка помогать друг другу и построить город сообща. Можно по окончании игры сделать фотографию города. По ходу упражнения целесообразно спрашивать
детей, как они себя чувствуют, как воспринимают свою роль в группе, а в конце — как оценивают других участников до и после совместной работы. Я с большим удовлетворением применяю в работе с детьми эту психологическую игру. Оно позволяет сплотить детей уже в начале занятия, сгладить конфликты. Благодаря этой методике дети начинают лучше понимать, что такое совместная деятельность, и устанавливают друг с другом более тесный контакт. Желаю педагогам и психологам, работающим с данной категорией детей, умения понимать и принимать их, а также большого терпения, творчества, педагогических находок.