"Развитие креативного мышления на занятиях в эколого-биологическом кружке"

Автор: Панюкова Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГУДО РК "РЦЭО"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие креативного мышления на занятиях в эколого-биологическом кружке"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие креативного мышления на занятиях в эколого-биологическом

кружке
Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Достичь поставленных целей можно только системно и комплексно, т. е. интегративно. Анализ опыта интеграции теорий научного творчества в традиционные школьные предметы (В. А. Бухвалов, С. Ю. Модестов – биология и экология, А. А. Гин, А. Л. Камин – физика, А. А. Нестеренко – информатика, Ю. С. Мурашковский, Р. С. Флореску – изобразительное искусство) показывает эффективность использования методов научного творчества. В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера на занятиях в системе дополнительного образования естественнонаучной направленности. На сегодняшний день обучение биологии и экологии в школе сведено к минимуму, это связано с уменьшением недельной нагрузки на данные предметные области. Учитель школы в течение урока (один академический час) успевает проверить домашнее задание, рассказать азы изучаемой темы и дать новое домашнее задание. Все обучение школьника происходит, в основном самостоятельно, дома. Ученик вынужден самостоятельно изучать разнообразие растительного и животного мира, рассматривать особенности строения и функционирования живых систем, разбирать концепцию рационального природопользования. При подготовке дома, один на один с учебником, школьник не может увидеть метапредметность своего обучения. Вот почему так важны занятия в системе дополнительного образования различных областей, в том числе и естественнонаучной направленности. В данной статье представлена модель занятия в системе дополнительного образования по программе «Эврика» естественнонаучной направленности. Цель программы является формирование знаний, умений и навыков по дисциплине биология через включение детей в решение познавательных задач для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА по биологии. Модель может быть
использована и на уроках биологии в школе для 7-х классов при разборе темы «Моллюски» или для 11 классов при подготовке к ЕГЭ. Структура занятия отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, адекватные целям креативного образования в целом. 1. Блок мотивации. Начинаем занятие с беседы: «Мы с вами продолжаем повторение блока тем посвященного Царству Животные. Вспомним, какие типы этого царства уже были освящены?» В ходе беседы в основном говорят дети, педагог лишь направляет их мысль. 2. Блок творческого разогрева. Задача: «Сегодня мы будем говорить о типе Моллюски. Почему моллюски так называются? Есть ли у них зубы? Как вообще устроены эти странные существа? Изобразите, пожалуйста, как, по вашему мнению, выглядит Голубой дракон? На предыдущем занятии мы закончили наш разговор о кольчатых червях. По некоторым признакам моллюски весьма с ними сходны. Как и кольчатые черви, моллюски имеют вторичную полость тела. Нервная система обоих типов имеет сходное строение. Моллюсков изучает наука малакология. Голубой дракон это брюхоногий моллюск. 3. Теоретический блок. Предлагаю просмотреть небольшой видео урок на тему «Моллюски», далее мы проведем анализ полученной информации, поэтому в ходе просмотра составляйте опорный конспект 4. Блок экспериментов. «Итак, мы просмотрели видеоурок, давайте выполним следующее упражнение: Выделите основные признаки такого объекта как Малый прудовик». Упражнение на выделение существенных признаков объекта. Упражнение позволяет развить способность «смотреть в корень», схватывать суть явления и его главные свойства, не отвлекаясь на второстепенные. Это важно для поиска и постижения нового, ведь понимание – это «продирание» мысли сквозь несущественные признаки к сути явления. Выполним еще одно упражнение. Найдите переходные звенья между Амебой протеем и Малым прудовиком. Упражнение поиск соединительных звеньев (связей). Поиск соединительных звеньев (связей). Выберите два объекта. Необходимо назвать другие объекты (признаки, предметы, события, ситуации), которые будут являться как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с заданными объектами. Допускается и поощряется использование двойных и более
соединительных звеньев (дерево – лист – лист железа – покрытие на дом). Особое внимание следует обращать на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи в цепочке. Упражнение позволяет сформировать способность легко и быстро устанавливать связи между объектами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имеющие общие признаки с другими объектами. Напишите мне рассказ о Малом прудовике по следующему алгоритму «кто – что – где – чем – зачем – как – когда». Упражнение на построение ситуации по алгоритму. Опишите какую-либо ситуацию из вашей жизни. При этом необходимо придерживаться определенного алгоритма. О чем бы ни шла речь, вы обязаны фиксировать не только события, но и их последовательность и взаимосвязь. Можно, например, использовать правило Цицерона: «Кто – что – где – чем – зачем – как – когда». Можно разработать собственный алгоритм описания ситуации. Примеров выполнения упражнения может быть много. Попробуйте «поиграть» с разными алгоритмами и различными вариантами описания одной и той же ситуации. Разработайте два алгоритма (прямой и обратный), которые уже дадут два новых варианта описания ситуации. В результате нехитрого комбинирования этих двух алгоритмов и двух вариантов описаний можно без особого труда получить уже четыре варианта описаний. Можно продолжать и дальше, но это не обязательно. Цель заключается в том, чтобы вы вдруг обнаружили в себе способность выйти из «мрака случайности и неопределенности» на свет алгоритмического подхода к анализу проблемной ситуации. Упражнение дисциплинирует мышление, помогает определять структуру и функциональную направленность проблемной ситуации, выявлять и формулировать творческую задачу. Рассмотрим необычную ситуацию. В мире был найден моллюск огромных размеров, длина его тела достигала 100 м. Ваши комментарии. Вы должны сказать, почему и каким образом он там появился и что будет с ним дальше. Упражнение на поиск и обоснование возможных причин и последствий. Упражнение развивает способность увидеть причины возникновения проблемы, получать различные их «версии», а также определять различные направления развития событий. Сейчас я вам зачитаю фразу вы должны перефразировать ее так, чтобы слова не повторялись и смысл фразы не потерялся. «Моллюски обитают во все средах жизни». Упражнение на выражение события (ситуации) другими словами. Упражнение направлено на развитие способности оперировать
словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Критерий понимания – это свобода формы его выражения: то, что мы хорошо поняли, мы легко выражаем различными фразами. И наоборот, если нет ясности в мыслях, то стараемся «уцепиться» за словесную формулировку и боимся от нее отойти. Это положение имеет и обратное проявление: понимание приходит в тот момент, когда мы сумеем выразить непонятную мысль другими словами. 9. Блок резюме. На этом наше занятие завершается. Известна история о том, как к мудрому человеку подошли двое с просьбой рассудить. Мудрец выслушал одного и сказал: «Ты прав». Выслушал другого, который привел аргументы в защиту противоположной точки зрения, и опять сказал: «Ты прав». Присутствующий при этом третий возмутился: «Это не правильно – не могут быть правы двое утверждающее противоположное». «И ты прав», – сказал мудрец. Когда нам приходится решать какие-либо задачи, мы обязательно сможем их решить: достаточно посмотреть вокруг. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы выявлено положительное влияние предложенных адаптированных методов научного творчества на общеучебные компетенции обучающихся, в частности на развитие креативности учащихся [2–4]. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшей работы по адаптации методов научного творчества для преподавания учебных дисциплин.
Ссылки на источники
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897-ФЗ. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. –Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. – 2012. – № 1 (январь). – ART 1202. –