"Система работы логопеда с детьми с ОНР в условиях логопункта"

Автор: Чернова Елена Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Сказочная полянка"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы логопеда с детьми с ОНР в условиях логопункта"
Дата публикации: 14.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система работы логопеда с детьми с ОНР

в условиях логопункта

(из опыта работы)
В последние годы существенно снижаются показатели здоровья и темпы развития детей дошкольного возраста. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, вредное воздействие гиподинамии, значительные умственные перегрузки - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье ребёнка. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, на современном этапе наметились следующие негативные тенденции: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%). Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в сохранении их здоровья и подготовке ребёнка к школе. Дошкольный возраст является синзитивным для развития интеллектуальных, речевых и творческих возможностей ребёнка, так как кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно поэтому в этом возрасте необходимо развивать память, внимание, восприятие, мышление, и, конечно, речь. Одной из важнейших проблем дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. В норме овладение звуковым строем языка заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Случается, что ребёнок остаётся неподготовленным к школьному обучению. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно- логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В нашем детском саду функционирует логопедический пункт, в котором созданы все необходимые условия для стимулирования активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка. Продумана и развлекательна развивающая среда, каждый предмет которой несет в себе смысловую нагрузку и эстетическое удовольствие. Игровое оборудование применяется вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Имеются: лоточки и каскады (для дыхательной гимнастики и выработки воздушной струи); логопедические тренажеры; стеклянные доски для художественной деятельности детей (рисование красками, цветным скотчем, цветными опилками, бисером, веревочкой, листьями, ладошками, песком, печатями из картофеля, ластика, поролона, кляксография и т.д.); тактильные доски (для развития тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев рук); шумовые инструменты (для развития фонематического слуха); материалы для нетрадиционных форм работы с детьми, различные игры и пособия, модели, схемы и т.д. Основная форма логопедической деятельности – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении. Построение занятий совершенно разнообразное. В одном случае - это игра, в другом - театр, путешествие, сказка и т.д. Игровая форма занятий помогает успешно формировать
все компоненты языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Новый материал связывается с уже известным с помощью различных соощущений, эмоциональных реакций (мотивируя контекстом игровой деятельности). Система работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Специфика выбора конкретных задач зависит от индивидуальных особенностей детей. На логопункт поступают дети, не только с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. дети - инвалиды). В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. В коррекционной работе с детьми используем следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения: * артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
*
пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребенка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи. В ходе игры расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию ребёнка. * игры на развитие мелкой моторики развивают изолированные движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с бусинками, пуговицами, ракушками и т.д.) Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. лепка, штриховка, развитие элементарных графических навыков. Использование сухих бассейнов, стеклянных мольбертов и т. д. * биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Биоэнергопластика оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь. Используем в работе с детьми с 4 лет. * кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою
речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.д. Уделяется особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Упражнения используем в работе с детьми с 4 лет. * Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Су – кисть, Джок – стопа. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Также используется ручной самомассаж пальцев. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе. * релаксация
-
произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для коррекции речи. * мудротерапия- йога пальцев. В организме человека циркулируют не только кровь и лимфа, но и энергия. Она движется по каналам, идущим от каждого органа к кончикам пальцев. Иногда происходит сбой, канал перекрывается и энергия не поступает в нужный орган. Это провоцирует болезнь. Чтобы устранить "поломку", следует активизировать энергию. Именно этому и служат мудры. * дыхательные упражнения

способствуют развитию глубокого вдоха и длительного выдоха; вырабатывают у детей умение правильно дышать в процессе речи. * пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие (креативные) действия, совершенствует зрительно- пространственную ориентировку. Песочные ящики используются как емкости для моделирования ситуаций сказок (в них: игрушки, веточки, шишки, ракушки, семена и т.д.). Благодаря приему песочной игротерапии дети с интересом приобретают не только чувственный опыт, но и познают окружающий мир, формируются соответствующие представления о предметах, их свойствах. Поощряется фантазия, творческий подход. Дети учатся слушать и говорить. Тактильные ощущения и осязание развиваются так же в играх с резиновыми шариками, набивными подушечками различной фактуры (внутри насыпаны: песок, горох, камушки, крахмал и т.д.). Используется глина, опилочное тесто, фольга, емкости с водой различной температуры, экспериментирование с плавающими и тонущими предметами, тактильные досточки и т.д. Обоняние совершенствуется в играх с флакончиками и коробочками из-под «киндер- сюрпризов», наполненными разнообразными пахучими веществами, сухими травами (душица, смородина, мелиса, валериана). Это успокаивает ребенка, меняет его настроение и самочувствие. Среди ароматных флакончиков дети находят пару, расставляют по степени приятности - неприятности запахи, размышляют - на что это похоже, как пахнет это слово
и т.д. Это дает возможность не только расширить диапазон чувствительности, но и обогатить словарный запас, создать особую, неповторимую ассоциативную связь новых слов - понятий и запахов. Чтобы уметь выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, мини- сценки, владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра, дети выполняют упражнения для развития умения управлять мышцами тела («Фея сна», «Журавль», «Черпаем море» и т.д.), упражнения для постановки дыхания (дуют на привязанные к ниточке бусинки, пускают мыльные пузыри, сдувают перышки и т.д.), упражнения для развития пальцев рук («Три Егора», «Ты куда?» и т.д.), упражнения для развития артикуляционного аппарата («Лопатка», «Трубочка» и т.д.), упражнения для развития дикции, голоса (скороговорки с разными интонациями, упражнения на умение произносить слова коротко, протяжно и т.д.), упражнения для развития внимания, памяти, творческого воображения, фантазии («Цепочка», «Фантазийная расшифровка» и т.д.), упражнения для памяти физических действий («Иголка и нитка», «Угадай профессию» и т.д.), упражнения на формирование согласованности коллективных действий («Встать, чтобы получилось слово», «Чтобы получилась буква»). Таким образом, дети учатся управлять куклами. Разыгрывают отдельные эпизоды и сказки полностью. Сначала предлагаются короткие и знакомые сказки, где дети сами проявляют инициативу, принимают на себя понравившуюся роль и разыгрывают без посторонней помощи. Незнакомые сказки, потешки логопед рассказывает сам и предоставляет детям возможность самим воспроизводить действия с игрушками. Постепенно усложняются ситуативные задачи и речевой материал. Внимание привлекается к осознанию значения сказанных слов, интонаций, темпу речи, модуляции голоса. Дети постигают процесс общения со сверстниками, стараются говорить правильно, эмоционально, выразительно. Зрительные и слуховые ощущения дети развивают ударяя металлическими палочками по бутылкам с водой, наполненными до разного уровня, находят одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Слушают релаксирующую музыку (музыку живой природы, классические произведения, детские песенки). Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, тонизируют центральную нервную систему ребенка. Такие формы коррекционной работы улучшают эмоциональное состояние детей, снимают утомляемость, повышают работоспособность, активизируют развитие психических процессов, развивают речь.