Рабочая тетрадь по предмету "Этика и психология общения" для обучающихся с ОВЗ на базе 8 вида

Автор: Симоновская Любовь Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ № 32
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь по предмету "Этика и психология общения" для обучающихся с ОВЗ на базе 8 вида
Дата публикации: 14.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Колледж сферы услуг № 32
«Этика и психология общения»

Рабочая тетрадь
ПРОФЕССИЯ 16675 «ПОВАР» Москва 2016 1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка
………………………………………………………......................... 4
Тема 1. Этика.
Задание № 1……………………………………………………………………………... 5 Задание № 2…………………………………………………………………………….. 6 Задание № 3……………………………………………………………………………... 7 Задание № 4…………………………………………………………………………….. 7
Тема 2.Этика и культура поведения.
Задание № 7……………………………………………………………………………. 12 Задание № 8……………………………………………………………………………. 12 Задание № 9……………………………………………………………………………. 13 Задание № 10………………………………………………………………………….. 13 Задание № 11……………………………………………………………. ……………. 14 Задание № 12………………………………………………………………………….. 14 Задание № 13…………………………………………………………………………... 16 Задание № 14…………………………………………………………………………... 16 Задание № 15…………………………………………………………………………... 17 Задание № 16…………………………………………………………………………... 18 Задание № 17…………………………………………………………………………... 19
Тема 3. Основы общей психологии
Задание № 18………………………………………………………………………….. .19 Задание № 19…………………………………………………………………………. . 19 Задание № 20…………………………………………………………………………... 20 Задание № 21…………………………………………………………………………... 20
Тема 4. Психология общения
Задание № 22…………………………………………………………………………... 20 Задание № 23…………………………………………………………………………... 21 Задание № 24…………………………………………………………………………... 21 Задание № 25………………………………………………………………………….. 22 Задание № 26………………………………………………………………………….. 22 Задание № 27………………………………………………………………………….. 23 Задание № 28…………………………………………………………….…………….. 24 Задание № 29…………………………………………………………………………... 24 Задание № 30………………………………………………………………………….. 25 Задание № 31……………………………………………………………………………25 Задание № 32……………………………………………………………………………25 Задание № 33……………………………………………………………………………26 Задание № 34……………………………………………………………………………27 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь предназначена для изучения предмета «Этика и психология общения» и является частью адаптированного учебно-методического комплекта по профессии 16675 «Повар» для обучающихся с умственной отсталостью. В рабочей тетради представлены различные варианты заданий по материалу рабочей программы по предмету «Этика и психология общения»: работа с рисунками, таблицами, а также задания на закрепление и систематизацию знаний и ситуационные задачи. Рабочая тетрадь поможет обучающимся лучше изучить, осмыслить, повторить и запомнить учебный материал. Она предназначена для успешного усвоения учебного материала обучающимися, может способствовать повышению мотивации к учебному процессу, формированию аналитических и творческих способностей и навыков. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой по предмету «Этика и психология общения», поэтому работа с тетрадью осуществляется после изучения той или иной темы. Предлагаемая тетрадь рекомендуется для организации самоконтроля знаний обучающимися по каждой теме предмета, самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя, подготовке домашних заданий. При выполнении задания обучающемуся необходимо: · внимательно прочитать текст задания; · найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме; · выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте.

Тема 1. Этика.

Задание № 1. Посмотрите внимательно на картинку, прочтите предложение и

ответьте на вопрос – какие моральные нормы представлены в предложении?
Ответ: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. Как вы понимаете «Золотое правило нравственности: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Действовать в соответствии с моралью, значит выбрать между ____________________________________. 4. Из приведенного словаря выберите вежливые слова, часто употребляемые вами: Ответ: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

5.
Ответ: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________


6. Согласны ли Вы с приведенными правилами
Да Нет

Задание № 2. Из представленной таблицы

Закрасьте цветными карандашами то, что вам больше необходимо.

Задание № 3

Перечислите правила и нормы поведения работников, сферой

деятельности которой являются люди
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание № 4. Согласны ли вы с приведенными словами, изображенными на

картинке:


Задание 5.
5.1. Из приведенных пословиц, выберите категории добра и впишите в таблицу смысл пословиц: Без труда, не выловишь рыбку из пруда. Кто добро творит, тому Бог оплатит. Где тепло, тут и добро. Добро творить, себя веселить. Биться, драться, не ума набираться. Из всех страстей - зависть самая отвратительная. Добро не лихо: бродит по миру тихо Жалость — со слезами, а доброта — с мозолями Злая воля заведет в неволю Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. Позор тому, кто пьет из колодца воду и бросает туда камни. Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится Чем сердиться, так лучше помириться Да Нет
Хороший шелк виден по кроме, добрый человек — по лицу Тому тяжело, кто помнит зло. 5.2. Кто на рисунках воплощает зло, а кто добро?

5. 3.

5.4. Актуальны ли приведенные правила дружбы в современном мире:





5.5. Из приведенных картинок напишите сказку, где в основе должны быть

отражены добро и зло. Дайте ей название.
Да Нет



Тема 3. Основы общей психологии

Задание № 6. Прочтите внимательно текст и ответьте на вопрос, закрасив верный

ответ цветным карандашом.

Психология произрастала на почве познания человеком себя. Еще древние греки

на одном их своих храмов написали: «Познай самого себя». И человек познаёт,

познаёт свою историю, обычаи, традиции, природу и другое.
Вопрос: Как вы считаете, в этом утверждении заложены основные категории этики? Ответ:
Задание № 7. Прочтите внимательно текст и ответьте на вопрос.
В настоящее время психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это свойство мозга, которое состоит в его способности отражать окружающую действительность. Вопрос: Как вы считаете, сейчас развивается психологическая наука? Да Нет
Ответ:
Задание № 8. Распределите основные психические состояния в сфере труда между

работником и работодателем. Закрасьте цветным карандашом правильный ответ.





1.
Активность, настороженность
2.
Устойчивость к особенностям выполняемой работы.
3.
Чувства, эмоции.
4.
Право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
5.
Психические свойства личности Да Нет Работника Работодатель Работник Работодатель Работника Работодателя Право работника Право работодателя Работника Работодателя



Задание № 9
.
Прочитайте познавательные процессы, перечисленные в первом

столбце, и найдите соответствующие примеры. Запишите верные ответы в

табличку ниже.
Познавательные процессы Примеры:
1.

Зрительные

ощущения
являются отражением формы и цвета предметов. В работе повара зрительные ощущения необходимы, так как глазомер нужен при определении компонентов того или иного блюда и при отпуске блюд на раздаче
2.

Слуховые

ощущения
необходимы для восприятия речи Это профессиональная необходимость, поскольку ослабленный слух может стать причиной конфликта при обслуживании посетителей.
3.

Обонятельные

ощущения
служат для различения многообразных запахов. Например, повару, кондитеру необходимо различать большое количество разнообразных запахов.

4.

Вкусовые

ощущения
также являются профессионально важными Позволяют им ориентироваться в многочисленных вкусовых комбинациях продуктов. Кончик языка лучше чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, основание – к горькому.
5.

При помощи

кожных ощущений
можно ощущать предметы По величине, форме, а также ощущать состояние поверхности, например, отличить крахмал от муки или питьевой соды. Благодаря осязанию повар может различать консистенцию многих продуктов. 1. 2. 3. 4. 5.
Задание № 10. Отметьте картинку, на которой изображены двигательные

ощущения

работника.

1.
Выберите картинку, отражающую контактные ощущения;

2.
Выберите картинки: отражающие дистантные ощущения (слух, обоняние, зрение) Способность организма реагировать на сравнительно слабые воздействия (изменение звука, оттенка цветов и т. п.); Двигательные ощущения (положение тел в пространстве, двигательные);
Адаптация- процесс приспособления к новым условиям
Задание № 11 Соотнесите группы картинок к объектам восприятия:

Строительны

е материалы

Транспорт


Звери

Посуда

Овощи,

фрукты

Музыкальные

инструменты

Цветы


Птицы

Игрушки

Пища

Задание № 12 Что такое память? (Выпишите определение).
Память – это
________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



Задание № 13 Ответьте на вопросы.

1.
Какие виды памяти в зависимости от деятельности вы знаете?





2.
В зависимости от типа содержания запоминаемого материала?

Задание № 14. Посмотрите на картинки и назовите двух одинаковых

персонажей:
______________________________________; _______________________________ Раскрасьте персонажей в различные цвета.
Задание № 15 Посмотрите внимательно на картинки и соедините их с фразами,

которые выражают их смысл.
Память – это… Запоминание Сохранение
Задание № 16
Посмотрите внимательно на картинки и воспроизведите виды

памяти, которые выражают ее смысл.
Воспроизведение Словесно – логическая Эмоциональная

Задание № 17 Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.
Главная задача ощущений и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающей действительности, памяти – точное сохранение накопленного, воображения и мышления – преобразовать полученное. Таким образом, воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых. Результат воображения является образ, причем, чем богаче память человека, тем больше возможностей для воображения. Долговременная Двигательная Образная
Вопросы:
1.
Что такое воображение?
2.
Для чего человеку необходимо воображение, особенно в индустрии питания? Ответ:
1.
Воображение это____________________________________________________ ___________________________________________________________________.
2.
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Задание № 18 Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопрос:

Соответствует ли картинки видам воображений?


Пассивное

Задание № 19. Ответьте на вопросы:

1.
Через какие действия человек способен воссоздать воображение? 2.Каким образом воображение оказывает влияние на Вашу профессиональную деятельность?
Ответ:

1.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________






Активное Творческое

Задание № 20
.
Посмотрите на картинки и перечислите объекты внимания
. Ни один познавательный процесс невозможен без внимания. Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Тема 4. Психология общения.

Задание № 21. Продолжите предложения
1. Деловые отношения возникают между _______________ и _________________.



2
Основным из регуляторов этих отношений является _____________________ 3. Общение занимает центральное место у специалистов, работающих в сфере __________________________________________________________________






3.
Общение – это сложный, многогранный процесс, который выступает как процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит процесс обмена информацией, процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. Приведите примеры межличностного общения. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Задание № 22. Заполните таблицу – внимательно посмотрите на картинки и

напротив каждой напишите виды общения


Задание № 23. Перечислите факторы, влияющие на восприятие людьми друг

друга






Задание № 24 Разыграйте с соседом сценку.

Вы хотите познакомиться с другим человеком и договорились о встрече в кафе.

Ваш сосед – это ваш собеседник. Какие впечатления произведет на вас

малознакомый человек во время беседы, на что вы обратите внимание. Потом вы

меняетесь ролями.

Задание № 25 Ответьте на вопросы.

1.
Какую одежду необходимо одевать, собираясь на экзамен _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________.

2.
Что же в одежде свидетельствует о превосходстве ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________.
3.
Как влияет цвет одежды на восприятие? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
4.
Как влияют украшения на первое впечатление о человеке?
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание № 26 Перечислите профессиональные моральные нормы.





Задание № 27 Прочитайте внимательно текст, заполните пропуск в предложении.
Широко известны слова испанского писателя Сервантеса (1547-1616)
«Ничто не

обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Вежливость является основным профессиональным качеством людей, деятельность которых строится по типу профессий «человек – человек». Вежливый человек – это предупредительный человек. Он стремится первым оказать __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Задание № 28 . Подпишите под картинками те виды работ, которые относятся к

сфере обслуживания.






Задание № 29. Ответьте на вопросы.

Вопрос 1.
От чего зависит имидж человека?
Ответ: Имидж человека
зависит от : 1._______________________________, 2._______________________________ 3._______________________________,

Вопрос 2.
Имидж – это______________________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Вопрос 3.
Что советуют специалисты в области моды. (Приведите примеры)
Ответ:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Вопрос 4.
Какие правила используют специалисты в области декоративной косметики? (для придания внешнего вида работнику, чтобы он стремился лучше выглядеть в коллективе)
Ответ:____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.


Задание № 30. Определите механизмы в процессе общения. Заполните таблицу.

Определение механизмов
Уподобление себя другому, это ….. Умение правильно представлять, что происходит внутри человека …… Форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительного чувства …… Способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению
Задание № 31. Запишите способы поведения человека, разработанную Э. Берном.

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

Задание № 32. Впишите в таблицу тип состояния человека

Характеристика состояния человека

Тип
Все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает Трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит. Эмоциональный, импульсивный, нелогичный





Задание № 33. Соедините виды вербального общения с соответствующей ему

картинкой.



Задание 34. Соедините виды невербального общения с соответствующей ему

картинкой.
Знаковая, жесты Устная речь Письменная речь Устная речь Коммуникативная речь Знаковая, жесты

Задание № 35. Напишите, что входит в понятие - культура речи.














Задание № 36. Допишите предложение.
Персидский писатель и мыслитель Саади (между 1203 и 1210-1292) сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Сказанное слово, будто индикатор, покажет____________________________________________________




Задание № 37. Перечислите слова приветствия, которые занимают заметное

место в деловом этикете.

1.
________________________________
2.
________________________________
3.
________________________________
Задание № 38.
Как следует обращаться к коллегам, подчиненным, руководителю?

Задание № 39. Что рекомендуют специалисты в речевом этикете?

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

4. ____________________________________

Задание № 40.

Как вы понимаете пословицу: «Потолкуешь с одним –

возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь»?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________



Задание № 41. Прочитайте предложение, выделите цветным карандашом

виды рефлексивного слушания
Успешность делового общения во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45-ок. 127) отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. При кажущейся простоте (многие думают «слушай – знай помалкивай») слушание – это сложный процесс, требующий навыков культуры общения.



Задание № 42.
Большое значение на успех в жизнедеятельности человека, в частности, на успех в общении оказывает толерантность. Толерантность в переводе с латинского языка означает терпение, терпеливость, устойчивость, выносливость.
В чем заключается ее сущность?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
Выяснение «Я не понял» Перефразирование «Если я Вас правильно понял …» Резюмировние « Если подвести итог сказанному, то …» Отражение чувств «Вы немного расстроены»,