"Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников".

Автор: Чугунова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад комбинированного вида № 205"
Населённый пункт: Город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников".
Дата публикации: 14.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития

дошкольников.

Аннотация.
Развитие речи детей способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Необходимо систематически работать над содержанием речи, развивать у детей тягу к словотворчеству, применять различный речевой материал. важнейшим средством интеллектуального развития является детский фольклор.
Ключевые слова:
развитие речи; интеллектуальное развитие; дошкольный возраст; детский фольклор. Настоящее время – это время перемен, поэтому каждого гражданина России необходимо научить нестандартно, творчески мыслить. Современные люди должны владеть красивой правильной, лаконичной речью. Начинать эту работу необходимо с самого раннего возраста. Хорошая речь – важное условие интеллектуального развития ребенка. Организуя обучение, педагог должен учитывать полуфункциональность речевого общения, создавать условия, как освоения языка (фонетики, лексики, грамматики), так и форм речи (диалога, монолога). Развивать речь – означает систематическую работу над ее содержанием, чтобы у детей формировалась ориентировка в языковых явлениях. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми педагоги родители должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и четко произносить слова. Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, воспитатель использует прием интонационного выделения их голосом, т.е. произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее и предлагает детям повторить эти слова так же. Игры и упражнения являются эффективным средством речевого развития дошкольников. В дидактических играх решаются все задачи речевого развития дошкольников. В процессе речевых дидактических игр и упражнений дети осваивают понятие «звук», «слово». Дети придумывают названия из одного слова к отрывку из книги или сказки. Выполняют задания: «Скажи, кто это, разными словами» ( заяц – зайчик, зайчонок, трусишка, беляк). Словесные дидактические игры позволяют упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. По мнению О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, необходимо развивать у детей тягу к словотворчеству [1]. Для этого необходимо применять различный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки, поговорки, скороговорки. «Детский фольклор, являясь языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира, является продуктом творчества самих детей. Особое место в
собственно детском фольклоре занимают тексты, которые использованы детьми в более или менее измененном виде из фольклора взрослых. Взяв их из традиционной культуры, дети усвоили, адаптировали, сделали «своим», внеся игровое начало. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки, сказки, загадки, игры, дразнилки. В детском фольклоре сохраняются элементы весьма архаичных верований и представлений которые не сохранились в фольклоре взрослых. Типичным примером являются детские заклички, типа «Дождик, дождик, перестань..», которые являются пережитком метеорологической магии. Не менее древние игровые припевы приговоры, чем календарный детский фольклор» [2]. Совместные игры, чтение потешек, стихов, упражнения на договаривание слов учат детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко их произносить. Словесные дидактические игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание, учат соотносить слово с предметом, учат дошкольников думать, развивают у детей поисковую творческую жилку, требуют от детей повышенных умственных усилий. Воспитатель создает ситуации, в которых ребенок вынужден самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять. Правильно построенная работа с дошкольниками учит их играть и совершенствовать свою речь, расширяет знания детей об окружающем их мире, что и итоге сказывается на интеллектуальном развитии детей.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М.: 2003. С. 27 – 43 2. Зебзеева В. А., Усова Н. И. Игровой фольклор в субкультуре детсва // Фундаментальные исследования. 2013. 10. Ч.9. – С.2043 – 2049
Данные об авторе
Чугунова Ольга Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 205», ул.Гусева 16а, Оренбург, 460000, Россия.