"Игры на развитие психических процессов"

Автор: Лейбас Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Игры на развитие психических процессов"
Дата публикации: 14.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игры на развитие психических процессов.
20 лет работаю в школе. Сейчас у меня класс, где обучаются дети с задержкой пси хического развития: созревание организма и развитие психических процессов (мыш ления, памяти, внимания, восприятия), ре чи, эмоционально-волевой сферы лично сти происходит у них неравномерно и в замедленном темпе. Остается ведущей игро вая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и понятия должного, нужного, а значит, и по зиция школьника. Слабо развитая произ вольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, уме ние удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряженную учебную деятельность — быстро устают. Но эти явления, по моим наблюдениям, не имеют стойкого характера и при индиви дуальной помощи взрослого компенсиру ются. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы мною были реше ны многие педагогические задачи. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые помогают мне в этом.
Игры на развитие восприятия

1.

«Выложи сам».
Ребенку дается кон турное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить из них изображение.
2.

«Магазин ковров».
Сделать коврик для куклы. В середине большой квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 4 прямоугольника, справа 4 овала. Когда сделано несколько ковриков, можно играть в магазин и продавать их.
3.

«Волшебная палитра».
Предлагается нарисовать красками осенние листья, цветы на лугу, восход солнца и т.д.
Упражнения и игры па внимание

1. Упражнение «Ладонь-кулак».
Руки на столе, поочередно одну разжимаем, дру гую — в кулак. При этом одновременно спра шивается таблица сложения или умножения.
2.
Дается текст, где в каждом слове под черкивается только первая, только вторая, только третья буква и т.д. (5 раз в неделю.)
3.
Лабиринты, поиски различий.
4. Игра «Ищи безостановочно».
В течение 15-20 сек найти вокруг как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.
5. Игра «Заметь все».
Положить перед ре бенком до 10 различных предметов, прикрыть их. Приоткрыть их на 10 сек, снова закрыть и предложить перечислить. Приоткрыв снова на 10 сек, попросить
перечислить, что за чем лежало. Поменять местами два предмета, приоткрыть на 10 сек, попросить назвать два предмета, которые переложили.
6. Игра «Запомни порядок».
Выстро ить в ряд человек 6-7 в произвольном по рядке. Водящий за 30 сек запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.
Игры на развитие памяти

1.

«Повтори за мной».
Учитель просту кивает определенный ритм карандашом по столу (фраза четкая и короткая). Один из де тей повторяет фразу.
2.

«Запомни движение».
Учитель пока зывает детям движения из трех-четырех действий. Дети должны повторить их в том же порядке, потом можно в обратном.
3.

«Художник».
Выбирается 2 ребенка, ос тальные смотрят. Один из выбранных детей
-
«художник», другой — «заказывает» ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматри вает заказчика (2 мин), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность.
Игры на развитие воображения

1.

«Волшебное яйцо».
Детям раздается шаблон в виде яйца, они обводят его на бу маге и дорисовывают овал так, чтобы полу чился новый предмет.
2.

«Узнай, кто я?»
Нужно угадать предмет по устному описанию.
3.

«Возьми и передай».
Дети кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Аня пере дает Наташе «горячий утюг», та боится обжечься, показывает, какой он горячий.
Игры на развитие мышления и речи

1.

«Ну-ка, отгадай!»
Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна его отгадать, задавая вопросы. На эти во просы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй группы: «Оно живое?» Первый ре бенок из первой группы отвечает: «Да». За тем задает вопрос второй ребенок из вто рой группы: «Я его видел?» Второй ребе нок из первой группы отвечает: «Да». И т.д. После угадывания предмета группы меня ются ролями.
2.

«Определим игрушку».
Дети прино сят на игру какую-либо игрушку. Выбирает ся водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь исто рию, в которой главным персонажем явля -
ется одна из игрушек. Приглашается водя щий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персона жа, а заменяя его местоимениями «он» или «она». Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем расска занной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка

1.

«Баба Яга».
Дети стоят лицом друг к другу. Учитель просит показать, какие быва ют выражения лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, учителя), когда они сердятся. (Дети разыгрывают сценки.) Как вас ругают взрослые? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята рассказывают и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, деретесь, боитесь? (Разыгрывается по две-три сценки.)
2.

«Три характера».
Дети слушают три пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка». Вместе с учителем дают мораль ную оценку злости и плаксивости, сравнива ют эти состояния с настроением ревушки. Трое детей выбирают, кто какую девочку бу дет изображать, а остальные должны по мимике и жестам догадаться, кто есть кто.