"Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ"

Автор: Титова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств № 1
Населённый пункт: г. Межгорье, РБ
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ"
Дата публикации: 14.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Титова Татьяна Юрьевна
Детская школа искусств №1 г. Межгорье РБ
Особенности работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ
Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с учениками, обучающимися на вокальном отделении ДШИ, а также приведены рекомендации по решению конкретных проблем и задач. Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву относится к музыкальной педагогике, поскольку по определению концертмейстер, в отличие от аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости педагогические функции, помогать солисту осваивать его партию, объяснять ансамблевые задачи. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Концертмейстер должен знать обширный вокальный репертуар и уметь его продемонстрировать. Очень важной способностью концертмейстера в этом случае является способность читать с листа нотную литературу. Можно продемонстрировать сочинение в ансамбле с преподавателем-вокалистом, а можно и самостоятельно, прочитав три строчки вместе с вокальной партией на инструменте. Этот навык очень полезен и незаменим в работе. Чем лучше развит этот навык, тем ближе к образу и стилю удастся исполнить выбираемое сочинение. Следующим этапом работы является разбор вокальной партии с учеником. Часто учащиеся - вокалисты имеют слабую теоретическую подготовку. Им сложно самостоятельно разучить свою партию. Сначала вместе с концертмейстером они могут выучить партию, сольфеджируя или пропевая на отдельный слог. Во время сольфеджирования концертмейстер играет три строчки на фортепиано, чтобы ученики слышали свою мелодию и всю партитуру в целом. Во время этой работы следует особое внимание уделить интонированию мелодии. Играть три строчки нужно до тех пор, пока учащиеся не выучат всю мелодию. Параллельно с этим разучивается ритм. Ритм – это серьезная проблема для многих учеников. Хорошо читать ритм в классе вокала, как правило, умеют только учащиеся — инструменталисты, обучающиеся на двух отделениях (вокальном и инструментальном). Большинство вокалистов сложные ритмические рисунки и размеры не понимают и не знают. Грамотность концертмейстера помогает им восполнить этот пробел. Концертмейстер или педагог должны объяснить сложные ритмические рисунки и счет и добиться на практике их правильного исполнения. Необходимо также развивать у ученика умение самостоятельно считать и дирижировать.
Проблемами штрихов и звукоизвлечения чаще на уроках занимается педагог- вокалист. Эти проблемы больше связаны со спецификой вокала. Концертмейстер может принимать здесь участие, имея очень большой опыт работы с вокалистами, или умея самостоятельно профессионально петь. Многие концертмейстеры, как правило, стараются особенно не вмешиваться в проблемы звукоизвлечения, поскольку это очень ответственно. Другой важной частью работы над вокальными сочинениями является работа над дыханием. Педагог - вокалист проставляет дыхание в произведении в зависимости от текста и фразировки. Концертмейстер обязан учитывать все галочки, где стоит дыхание, и «давать дышать» певцу. Это необходимое условие при игре в ансамбле. Чтобы ученику было легко дышать, пианист должен знать вокальную партию и пропевать ее со словами вместе с солистом, только про себя. Практически любое взятие дыхания сопровождается небольшой задержкой в партии фортепиано. Профессиональный концертмейстер делает это естественно и незаметно. При работе над вокальным сочинением перед вокалистом возникает проблема, связанная с выучиванием поэтического текста. Вокалист должен уметь грамотно читать и произносить текст на разных языках: на русском, итальянском, английском. Опыт моей работы в классе включал также пение и на башкирском языке. Полезно слушать записи, чтобы услышать подлинное произношение на иностранном языке. Когда вокалист знает свою партию и умеет сольфеджировать, ему легче освоить поэтический текст. Когда вокальная строка хорошо выучена, на первый план выходят ансамблевые задачи. Концертмейстер в дуэте является дирижером. Он более грамотен, лучше владеет формой и временем. Учитывая пожелания солиста, пианист его ведет, дает дышать, органично идет за певцом во время замедлений и ускорений. Вообще, все темповые повороты желательно оговаривать и репетировать с учеником до выступлений. Это связано с дыханием и чувством формы. В дуэте должен быть соблюден один стиль и образ. Хороший концертмейстер заражает солиста своей игрой. От качества исполнения вступления и проигрышей может зависеть успех вокалиста. Концертмейстер должен знать все три строки партитуры и быть включенным в процесс на протяжении всей репетиции или выступления на публике. В классе сольного вокала в ДШИ учащиеся разучивают и исполняют разные жанры. Это – вокализы, старинные арии, романсы и народные песни. В каждом жанре есть своя специфика и сложность. В вокализах важно умение сольфеджировать и продемонстрировать разные штрихи и технику звукоизвлечения. В старинных ариях важно умение передать стиль той эпохи. Романс – это камерный жанр, здесь важен образ и настроение. В народных песнях нужно научиться передать национальный колорит разных стран. Все эти задачи помогает преодолеть опыт концертмейстера и педагога-вокалиста. Постоянно объясняя, рассказывая и демонстрируя разную музыку, они расширяют кругозор юного исполнителя. Многие педагоги советуют ученикам постоянно слушать вокальную музыку в хорошем исполнении. Большой слуховой опыт со временем влияет на качество
исполнения учеников. Аудио и видеозаписи великих мастеров являются хорошим примером для творческого роста. Концертмейстер должен быть профессиональным и подготовленным пианистом. В классе вокала иногда встречаются виртуозные партии, требующие много времени для качественного выучивания. В их числе арии, романсы, песни. Фортепианное сопровождение не всегда бывает пианистически удобным, поэтому опытные концертмейстеры рекомендуют в этом случае упрощать фортепианную партию, выпуская часть нот и изобретая удобную аппликатуру. В противном случае исполнение произведения не будет ярким и превратится в мучение. Очень сложным этапом работы с вокалистами является подготовка программы к выпускному экзамену. Это итог обучения, и он очень ответственен для ученика, педагога и концертмейстера. Программа состоит из четырех произведений различных жанров, ее выучивание и исполнение предполагает большую физическую и психологическую нагрузку. Нужно уметь быстро перестраиваться на различные образы и стили. Для того, чтобы адаптироваться к физической и психологической нагрузке очень важно обыграть программу на публике несколько раз перед итоговой аттестацией, чтобы приобрести уверенность и почувствовать ансамбль в условиях публичного выступления. Исполнение программы итоговой аттестации является для концертмейстера самой сложной частью работы и требует хорошей квалификации. Хочется несколько слов сказать о совместных публичных выступлениях с вокалистами на зачетах, экзаменах и конкурсах. Это всегда стресс для учащихся. Концертмейстер должен быть готов к любым экстремальным ситуациям на сцене и уметь выходить из них с достоинством. Пианист должен подставить плечо солисту и излучать уверенность, которая, несомненно, передается ученикам. Концертмейстер на сцене в дуэте является дирижером и влияет в целом на форму и стиль сочинений. Задача будет выполнена, если певцу будет удобно и комфортно на сцене. Нельзя не упомянуть еще об одном умении концертмейстера. Это умение транспонировать произведение, которое для кого - то покажется не столь важным, поскольку есть компьютерные программы, легко меняющие тональности арий и романсов, но это умение делает любому концертмейстеру честь и подтверждает его квалификацию. Таковы основные проблемы в работе концертмейстера с вокалистами. Круг задач далеко не исчерпан данной работой, но некоторые идеи могут быть полезны в обмене опытом с коллегами. Концертмейстерство – это искусство, и мне хочется пожелать успехов своим коллегам в овладении этим искусством.
Список рекомендуемой литературы
1. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента//о мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.31
2. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки//О работе концертмейстера: Сб. статей /Ред. М.Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.9-35. 3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961 . 4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность//Музыка в школе. – 2001. - №2. –С.38-40. 5. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором//Музыка в школе. – 2001. - №5. – с.72-75. 6. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах//О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов/отв. ред.Т.Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – с.59-73. 7. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа//О работе концертмейстера/Ред. – сост. М, Смирнов. О М.:Музыка, 1974. – С. 88- 110. 8. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.