"Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного"

Автор: Зеленкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока русского языка в 9б классе по теме:

«Сложноподчинённые предложения. Обобщение изученного.

Подготовка к ОГЭ».

Зеленкина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Бугуруслана Оренбургской области

УМК:
Русский язык 9 класс под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Тип урока:
обобщение пройденного материала
Цель:
Подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Задачи урока:
1. Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Сложноподчинённые предложения» (виды сложноподчинённых предложения, знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений). 2. Продолжить подготовку учащихся к ОГЭ (правописание приставок и корней; замена (упрощение) - способ сжатия текста (замена придаточного определительного предложения синонимичным определением, замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом, сокращение количества структурных частей сложного предложения). 3. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы. 4. Работать над развитием речи учащихся. 5. Воспитывать умение работать коллективно, общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме. О
борудование к уроку:
проектор, компьютер.
Прилагаемые медиаматериалы:
презентация MicrosoftOfficePowerPoint.
Ход урока

I.Организационный момент.

II. Чтение эпиграфа (слайд)
Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. С. Данилов - Почему владея русским языком, имеешь ключ ко всем наукам? - Как получить такой ключ, о котором говорится в стихотворении? Для чего он нужен? - Необходимо ли знание русского языка в современном мире? - Этот ключ вы получаете все годы учебы и сегодня на уроке, думаю, вы сделаете еще несколько шагов к заветной цели.
3. Определение темы урока. Постановка целей.
- Какой раздел русского языка изучается в 9 классе? (Синтаксис). Какую единицу синтаксиса изучаем? (Сложное предложение) 1
- Какие типы сложных предложений вы знаете? - Сегодня на уроке заканчиваем изучать… - Почему так важна эта тема? Какую цель поставим перед собой? - Урок имеет подзаголовок “Тема пройдена, но …” Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по - своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке. Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки. На каждом этапе урока я предлагаю оценить свою работу.
4. Актуализация знаний.

Работа со схемами.
Учащимся демонстрируются схемы, они записывают в тетрадях ответы, указывая вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Слайды) 1. [: туда ], ( где:). (Места). 2. (Пока :), [: ]. (Времени). 3. [:сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое:). (Определительное). 4. [:оттого], (что:). (Причины). 5. [:глаг. ], (союзн. слово что:). (Изъяснительное) 6. (Несмотря на то что:), [: ]. (Уступительное). 7. [, (чтобы:), :]. (Цели). 8. [: ], (словно:). (Сравнительное). 9. [:, (если:), :]. (Условное). 10. [: ], (потому что:). (Причины).
5.

Практическое закрепление темы урока. СЛАЙД

1.

Анализ предложений (групповая работа).
1. Ночь прошла под большой чистой луной… 2. Первый раз обратил внимание… 3. А тетерева до того напуганы ястребом… 4. Тогда деревья в лесу сливались в одну зелёную массу… 1. …что иволги поют на разные лады. (М. Пришвин.) 2. …и к утру лёг первый мороз. (М. Пришвин.) 3. …теперь каждое является само собой. (М. Пришвин.) 4. …что и выстрела не испугались. (М. Пришвин.) Задание. 2
1. Соедините половинки предложений. (Ответ: 1-2, 2-1,3-4, 4-3).
СЛАЙД
2. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
СЛАЙД
3. Определите виды сложных предложений.(Ответ:ССП, СПП, СПП, БСП).
СЛАЙД
4. Найдите 4-е лишнее. (Ответ:БСП).
СЛАЙД
5. Из первого предложения выпишите слово с непроверяемой гласной в корне. (Ответ: мороз).
СЛАЙД
6. В каком слове правописание приставки зависит от следующего после приставки согласного? (Ответ: испугались).
СЛАЙД
7. Укажите число грамматических основ во втором предложении. (Ответ: 2).
СЛАЙД
8. Выпишите грамматические основы третьего предложения. (Ответ: тетерева напуганы, не испугались).
СЛАЙД
9. Напишите номер предложения с придаточным обстоятельственным. (Ответ: 3, придаточное обстоятельственное степени). Начертите схему этого предложения.
СЛАЙД

6. Самостоятельный анализ текста (групповая работа).
Задание для групп. Решите орфографические и пунктуационные задачи. (1)Год за годом всё меньше и остаё(тся,ться) возле селений густых черёмуховых кустов а на их месте т(а,о)рчат (не)лепыеискалече(нн,н)ые сучья. (Г.Скребицкий.) (2)Я спросил у высокого со(н,лн)ца как мне вспыхнуть светом з(а,о)ри. (К. Д. Бальмонт.) (3)На этой дорог(е,и) я (не) получу н(е,и)чего потому(что) моё желание (не) может быть выполнено н(и,е)кем. (А. Грин.) (4)Я пр(и,е)шёл на эту землю чтоб скорей её п(о,а)кинуть. (С. Есенин.) (5)Я не знаю города который не гордился(бы) кем(нибудь) из своих земляков. (В. Песков.) Начертите схему предложения № 4. Определите виды сложных предложений Номер предложения. Вид. 1 2 3
3 4 5 Впишите ответы на вопросы. Вопросы: Ответы: Выпишите из предложения № 3 слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от ударения. Выпишите из предложения № 2 слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите из предложения № 4 слово, в котором правописание приставки зависит от значения. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. Выпишите грамматические основы из предложения № 1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. Работа над сжатием текста. Замена (упрощение) (коллективная работа). СЛАЙД
1. Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. 2. Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. 3. Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. Задание 1. Выпишите номер СПП с придаточным обстоятельственным. (Ответ: 3).
СЛАЙД
4
2. Назовите придаточную часть. (Ответ:Когда читаешь дневник Никитина). Начертите схему этого предложения.
СЛАЙД
3. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом. (Ответ:Читая дневник Никитина).
СЛАЙД
4. Определите вид первого предложения. (Ответ:СПП с придаточным определительным).
СЛАЙД
5. Замените придаточное определительное синонимичным определением. (Ответ: туристическая фирма). 6. Во втором предложении пронумерованы все запятые, выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СПП. (Ответ: 1).
СЛАЙД
7. Назовите придаточную часть. (Ответ: который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу).
СЛАЙД
8. Сократите количество структурных частей. (Ответ:Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу).
СЛАЙД

8.

Распределительно-цифровой диктант (в это время кто-то из уч-ся выполняет он-лайн

тест)

Задание:
прослушать предложения и записать:  1-й ряд - СПП с придаточными определительными;  2-й - СПП с придаточными изъяснительными;  3-й - СПП с придаточными обстоятельственными. 1) Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. 2) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. 3) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 4) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне. 5) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 6) Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи. 7) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. 8) Самые скромные дела становятся подвигом, если они освящены подлинной страстью. 9) Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде. 10) Двое уже ехали к месту, откуда должны были пускать собак. 11) Когда наступает весна, природа оживает. 12) По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела.
Ключ:
1-й - 2, 3, 6, 10; 2-й - 1, 4, 12; 3-й - 5, 7, 8, 9, 11.
ЗАПАСНОЕ ЗАДАНИЕ

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
(у доски 4 ученика остальные работают самостоятельно в тетрадях). Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя. [, ( когда), ] Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (чтоб), [ ]. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. [ ], (хотя). Лес рубили так, чтобы деревья падали вершинами к югу. [ ], (чтобы ). Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел. [, (как ни), ]
9.

Подведение итогов урока, рефлексия. СЛАЙД
- Заполните листы самооценки. Оцените свою работу на каждом этапе урока. 5
- Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Тема пройдена, но…». Как бы вы закончили эту фразу? Посмотрите на свои листы самооценки и скажите, усвоили ли вы тему и у кого еще остались вопросы. - Какие трудности испытали? Что бы вы порекомендовали тем учащимся, которые не до конца поняли тему? - Приблизились ли вы к получению ключа знаний?
10. Домашнее задание. СЛАЙД

4. РАБОТА В ГРУППАХ СМЕННОГО СОСТАВА.

Задание первой группе:
1. Выписать предложение с придаточным места и времени. 2. Расставить знаки препинания. 3. Определить место придаточного в предложении. 4. Начертить схемы предложений.
Задание второй группе:
1. Выписать предложения с придаточными сравнения, уступки, следствия. 2. Расставить знаки препинания. 3. Определить место придаточного в предложении. 4. Начертить схемы предложений.
Задание третьей группе:
1. Выписать предложения с придаточными условия, причины, цели. 2. Расставить знаки препинания. 3. Определить место придаточного в предложении. 4. Начертить схемы предложений.
Задание четвертой группе:
1. Выписать предложения с придаточными образа действия, степени. 2. Расставить знаки препинания. 3. Определить место придаточного в предложении. 4. Начертить схемы предложений.
(Текст для работы в группах.)
Уже смеркалось, и в комнате стало темно Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки. Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар. Куда ни оглянись, всюду рожь густая. Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нем сатирика. Как ни старались мы добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось. Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.. Не жаль сил, если они дают такие результаты. 6
Небо хмурилось, и становилось прохладно. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... Загрузка пошла до того быстро, что подводы не поспевали подвозить зерно. Машина мчалась так быстро, как мы не ожидали. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться Гроза прошла, и ветка белых роз дышит ароматом. Через час я подошел так близко к ущелью, что мог разглядеть внизу каждое дерево.
5. Проверка. Выступает представитель от группы.

6. Переход учеников в группах.
Диктовка и запись предложений (по 2) из заданий каждой группы. 3.
Физминутка «Отдыхаем». (
Музыкальное сопровождение «Звуки природы»). - А сейчас, ребята, отложите всё в сторону, сядьте поудобнее, положите руки на колени, закройте глаза. Представьте себе летнее утро, могучий лес, прохладный, свежий, из которого, выбравшись, вы попадаете на огромную, просторную лесную поляну. Вы мелкими, осторожными шагами ступаете по росистой траве, окунаетесь в свежий, душистый аромат цветов и зелени. Вдыхаете глубоко и спокойно. Вы ощущаете удовольствие и безграничное счастье. И теперь вы, отдохнувшие и спокойные, возвращаетесь в своё привычное состояние. Можете открыть глаза. - Вот мы немножко отвлеклись от всех проблем и мыслей, и с новыми силами, которые подарила нам в эти минуты матушка – природа, мы продолжаем наш путь. Исследовательская работа по группам.  Класс делится на 5 групп.  Каждая группа анализирует текст на карточке.  Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. 7
 (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачём зовут, — ответил Пётр Иванович… - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой).
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?» (1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. Знаки препинания! Сложные и необходимые. Различают, разделяют, выделяют. Пунктуация и синтаксис всегда рядом. Пунктограммы!) 8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Урок русского языка по теме:
«Сложноподчинённые предложения.

Обобщение изученного.

Подготовка к ОГЭ».

9 класс
9
Учитель: Зеленкина Л. Н. Январь, 2015 10