"По следам главных членов предложения"

Автор: Емельянович Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
Населённый пункт: Иркутская область, р. п. Чунский
Наименование материала: разработка урока
Тема: "По следам главных членов предложения"
Дата публикации: 15.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект АМО-урока

Организационная информация

Автор урока:
Емельянович Ольга Анатольевна
Предмет:
Русский язык
Класс:
5 класс общеобразовательной школы, 20 учащихся
Продолжительность урока
: 45 минут
Методическая информация

Тема урока
:
По следам главных членов предложения
.
Авторы учебника:
Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Тип:
комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Главные члены предложения». Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Главные члены предложения», совершенствование определения главных членов предложения, закрепление навыков развития речи при выполнении письменных работ.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Пятиклассники – дети с резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд- шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии.
Цели урока:
 повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Главные члены предложения»;  формировать умение применять изученное на практике;  развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;  повысить мотивацию к обучению;  совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.
Задачи урока:

Обучающие:
 развить умение находить грамматическую основу;  формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;  развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
 осуществление системно-деятельностного подхода;  развитие критического мышления;  развитие внимания;  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;
 формирование логических умений;  развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
 воспитание интереса и уважения к родному языку;  воспитание ценностного отношения к слову;  развитие коммуникативных УУД:  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;  взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока: Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки нахождения главных членов предложения, навыки составления предложений. Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; нахождение главных членов в предложении, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.
Планируемые результаты:

предметные:
на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.
метапредметные:
владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,
личностные:
формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.
Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация «Общий сбор»

Разделить учащихся на группы. Создать благоприятную обстановку

4 минуты
1.Входя в класс, каждый учащийся берет себе одну понравившуюся вещь: шляпу, очки, лупу, перчатку (вещей столько, сколько учащихся в группе), затем садятся за стол, на котором установлена табличка с этим же предметом. Так происходит деление детей на группы. Дети каждой группы берутся за руки и пожелают друг другу удачи. 2.Вступительное слово учителя на
фоне музыки из к\ф «По следам Бременских

музыкантов».
- Здравствуйте, ребята. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов.
АМО «Общий сбор»
На доске вы видите лабиринт, в центре которого вас ждет сюрприз
(Слайд 1).
Дороги, ведущие к нему непростые, загадочные. Вам необходимо выбрать дорогу, чтобы отправиться по ней по следам главных членов предложения, чтобы добраться до центра. Выберите название своей команды соответственно теме – сыщики, девиз, определите роли (на маршрутный листах роли предлагаются, но вы их можете изменить или добавить, расписать, кто за что отвечает).
Пока команды работают, на экране (
Слайд 3, музыка).
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Команды, представьтесь! (20 секунд каждой команде) Молодцы! Видно сразу, что команды подобрались слаженные. Удачи вам в вашем нелегком труде на сегодняшнем уроке!
Целеполагание "Оперативное заседание"

1-2 минуты

Создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу,

определить цели работы.
- Итак, команды определены, осталось снарядить команду. – Собираясь в далёкое и опасное путешествие, нужно предусмотреть все пути, если понадобится, к отступлению или изменению маршрута. Но не это главное, главное - нужно определить задачи нашего движения. Давайте определимся, что мы хотим получить от этого путешествия? Мы с вами уже многое знаем о главных членах предложения, так какова будет цель нашего путешествия по лабиринту? В чем будет заключаться сама наша работа? Учащиеся определяют цели урока. Приблизительно
цели
могут выглядеть так: - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Главные члены предложения»; - отработать навыки находить главные члены предложения в устной и письменной речи.
Опасения и ожидания учащихся «Как найти верную дорогу»

2-3 минуты

Выявить опасения и ожидания учащихся
. - На каждом столе лежит лист. Давайте разделим его пополам и пожелаем себе, что вы ожидаете от нашего путешествия слева, а справа, чего вы опасаетесь в этом путешествии. А теперь сделайте из них самолётики и запустите в экран. Туда, куда укажет самолёт, и начинается именно ваша дорога. Прикрепите свой самолёт на начало пути. 2 минуты на определение и оформление ожиданий, 10 секунд на озвучивание каждой команде. А теперь самое главное. Чтобы добраться до цели, нужно очень хорошо знать, что же такое главные члены предложения. Посмотрим на слайд и быстро вспомним (
Слайд 4)
.
Фаза 2 «Работа над темой»

Экспресс-опрос «Навстречу победе»

3 минуты


Настроить учащихся на решение задач урока
«Чем больше трудностей в борьбе, тем и победа будет краше» - говорил Лопе де Вега. Чтобы начать путешествие, каждая команда должна показать свои знания. Вы должны ответить на 2 вопроса по теме урока, чтобы проверить, насколько вы готовы к исследовательскому путешествию.
Билеты – вопросы:

Экспресс-опрос
(по 2 вопроса каждой группе). Ответить на вопросы: 1. Какие члены предложения составляют его основу? 2. Как называются остальные члены предложения? 3. Что обозначает подлежащее? 4. Какими частями речи может быть выражено подлежащее? 5. В каком падеже стоит подлежащее? 6. На какие вопросы отвечает сказуемое? 7. Какими частями речи может быть выражено сказуемое? 8. Главные члены предложения – это…
Учитель оценивает
ответы команд по 5-бальной системе. В маршрутные листы записываются первые баллы. - Ну что ж, все готовы к путешествию! Итак, команды готовы, маршрут определен. Вперёд, в путь!!! Запишите в свой маршрутный лист столько баллов, сколько было правильных ответов.
Проработка темы "Следопыты"

10 минут

Повторение все изученных знаний по теме. Настроить учащихся на решение задач урока
Посмотрите, первый поворот. Располагайтесь все удобнее и начинаем преодолевать первое препятствие. Вы прекрасно понимаете, что любое дело по плечу знающему. Значит и мы с вами преодолеем любое препятствие, встретившееся нам. З
адание №1
всем группам: выпишите главные члены предложения.
(слайд 5)
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ Стоит дождливый летний день. Земля жадно впитывает влагу. Лес притих под дождём, задумался. Ковёр из прошлогодних листьев и хвои становится мягким. Деревья и кусты покрыты дождевыми каплями. Но вот выглянуло из-за туч солнце. Лес загорелся алмазными искрами. Дождь обновил природу, вернул ей свежесть и красоту.
Задание № 2:
Перестроить и записать предложения так, чтобы выделенные слова стали подлежащим. 1.
Народ
, ты победил в великой битве. 2.
Приятель
, ты правильно решил задачу. 3.
Володя
, напиши этот плакат. 4.
Ребята
, мы решили не откладывать намеченную программу.
Обобщающая (на данном этапе) беседа.
- Сложно ли было выполнить 1 задание? 2-е задание? - Что усложнило задачу выполнения?
Проверка домашнего задания АМО «Дерево мудрости»

12 минут

проверить качество выполнения домашнего задания.


Учитель
: Друзья, первую часть нашего пути мы преодолели успешно
.
Мы с вами доехали до леса, который перегородил нам путь. Попробуем пробраться сквозь лесные дебри. На дереве листочки с предложениями.
Задание
: Прочитать предложение. Записать. Назвать подлежащее и сказуемое. Определить, чем выражено подлежащее, сказуемое. 1. Розовеют сугробы под лучами зари. (Хелем) 2. Полыхают рябины, и горят снегири. (Хелем) 3. Птички солнышка ждут, птички песни поют. (Никитин) 4. И стоит себе лес, улыбается! (Никитин) 5. Солнце за день нагулялось. (Никитин) 6. Лес стоит под шапкой темной, в золотом огне купается. (Никитин) 7. Уже верба вся пушистая раскинулась кругом. (Фет) 8. Опять весна душистая навеяла крылом. (Фет)
Учитель:
Мы расчистили дорогу и можем двигаться дальше. Но что случилось? Что же нам мешает? Конечно же, это огромные камни на нашем пути (слова: паркет, шоссе, состязание, брошюра). Возьмите словарь, выясните значение данного слова и составьте с ним предложение, чтобы данное слово являлось подлежащим.
Релаксация «На природе»

снять напряжение, разрядить обстановку

1 минута
Сложная работа предполагает и отдых. Приглашаю выйти на природу и погулять по травке. Включается
видеоролик «На природе» (слайд 6)

Релаксация (продолжение) «Ура, клад!»

6 минут

Учитель:
Ну вот, мои сыщики, мы все практически добрались до цели. Все дороги ведут к одному, к нашему сюрпризу, о котором я говорила в начале урока. Но у нас еще одно задание. Выполним – откроем клад!
Задание:
прочитайте предложения. Назовите их грамматические основы. Выпишите предложения, в которых подлежащее выражено группой слов. (
Слайд 7)
1. Упираются леса в самые небеса. (В.Маяковский) 2. Две капли брызнули в стекло.(А.Фет) 3. Встаёт заря во мгле холодной.(А.Пушкин) 4. Входят семь богатырей.(А.Пушкин) 5. В неверном лунном свете вошла я в тихий дом. (А.Ахматова) 6. У кромки воды сидели два медвежонка.
Учитель:
Вы справились с заданиями. И вот наш клад (в качестве сюрприза – оценки из бумаги «5», «4»)
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия «Возвращение домой»

3 минуты

выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги;

выявить опасения и ожидания на конец мероприятия.
Итак, мы возвращаемся домой. Что вы можете сказать о нашем сегодняшнем путешествии? Многое ли вы приобрели для себя из него? (ответы учащихся) - А теперь ответьте на серьезный вопрос:
Разверните самолётик. Сбылись ли ваши опасения? Если нет, то можно оторвать эту половину и выбросить. А ожидания? Если ожидания добавились, можно дописать и озвучить. (Работа групп – 2 минуты на работу, 1 минута на озвучивание)
Учитель:
Настало время подвести
итоги
нашему путешествию. Возьмите ваши маршрутные листы, обсудите, кто как работал (в этом вам помогут оценочные листы), выставьте оценку каждому члену команды. Заполненный маршрутный лист пусть находится у командира команды.
Домашнее задание

1 минута
А теперь
домашняя работа – Слайд 8
: упр. 119. Спасибо вам за урок, с вами работать было интересно!
(Слайд 9 )