"Жизнь луга"

Автор: Мигунова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Прокошевская основная школа имени героя Советского Союза Ф. А. Шкирёва"
Населённый пункт: Нижегородская область, Кстовский район, деревня Прокошево
Наименование материала: конспект
Тема: "Жизнь луга"
Дата публикации: 15.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока

ЖИЗНЬ ЛУГА

Цели

деятельности

учителя
Создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрытия значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом; определения границ знания и «незнания»; формулирования правил поведения на лугу, установления связи между ними; способствовать формированию представлений учащихся о луге как о природном сообществе; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока
Построение системы знаний
Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:
получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место.
Метапредметные:
овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные:
имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
Методы и формы

обучения
Объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование
компьютер; гербарий луговых трав; картина «Луг и его обитатели»; рисунки и фотографии с изображением растений и животных луга; схемы «Луговые растения»
Основные

понятия
Луг

О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организа ции взаимод ействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме жуточн ый контро ль 1 2 3 4 5 6 7
I.

Мотива

ция

(само-

определ

ение)

к

учебной

деятель

но-

сти
Эмоциональ ная, психологиче ская мотивационн ая подготовка учащихся к усвоению учебного материала
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

Давайте улыбнемся и поприветствуем гостей.

Проверяет готовность к уроку
. – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, с которыми столкнётся на уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке окружающего мира? – У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. – Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстриру ют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтал ьная, индивид уальная
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организ ация рабочег о места
II.

Актуали
Проверка домашнего - Где мы побывали с вами на прошлом уроке? - Что вы запомнили о лесе? Делятся на три команды Фронтал ьная,
Познавательные:
извлекают Устные ответы,

зация

опорны

х

знаний
задания. Игра «Жизнь леса». - У вас на партах карточки со словами: деревья, кустарники, травянистые растения. Подумайте, какое задание я могу вам предложить выполнить с этими словами? Задача: распределить карточки согласно ярусному произрастанию леса. Проверьте выполненное задание по эталону, оцените. На доске и на партах карточки с названиями животных и растений: осина , заяц, волк, дуб, бактерии, лиса, мышь, ель, сова. Предположите, какое задание я могу предложить вам выполнить с этими словами? Задача: Составить пищевую цепочку, сложившуюся в лесу. Подводит итоги игры. - Почему же лес называют природным сообществом?
Графический диктант
«Ребята, сейчас мы с вами пои граем в игру «Верите ли вы, что ...». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что ...», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – «-». (группы). Команды распределяют карточки группова я. необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно- выполн енные задани я,

Вопросы:
1.Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2.Средний ярус - это мхи и лишайники. 3.На дереве обитают кроты и землеройки. 4.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. Они помогают деревьям расти. 5.Жуки короеды приносят вред лесному сообществу. 6.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 7.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
Ответы:1
+,2.
-,3 -, 4+, 5-,6 -, 7-.
Предлагает поставить предварительную оценку и поменяться листочками. Проверить работу по эталону и поставить оценки друг другу.
1 2 3 4 5 6 7 Графический диктант Индивид уальная классников; систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ- участие в дидакт ическо й игре
III.

Изучени

е

нового

материа

ла
Целеполаган ие. (звучит музыка) Ребята, закройте глаза, и послушайте музыку. - Как вы думаете, где можно услышать эти звуки? Да, действительно, эти звуки можно услышать на лугу. А что же такое луг? Почему я предложила вам прослушать эту музыку?
-
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что вы уже знаете о луге? Какие задачи поставим? 1. Что такое луг. 2.Растительный мир луга. 3. Животный мир луга. 4. Роль человека в жизни луга. – ИТАК, мы совершим воображаемое путешествие в еще одно сообщество – луг. На первый взгляд, луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Один из учеников читает стихотворени е. Фронтал ьная, группова я, индивид уальная Устные ответы, записи в тетради
представление. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов. – Какие можно встретить растения на лугу? Что их объединяет? На эти вопросы вы сможете ответить, послушав текст из
электронного приложения (со

слов о нивянике до насекомых)


На лугу растут ромашка (нивяник), лютик, клевер, гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, одуванчик, подорожник, васильки, вьюнки. Это травы, они любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 Работа по учебнику. Рассказ учителя. Работа со схемами. Работа по учебнику (с. 184–186). Сообщения учащихся о животных луга. Рассмотрите гербарий некоторых представителей этого сообщества. Луговые растения можно разделить на группы .
Группы луговых растений
– Если на лугу растут только травянистые растения, то какие здесь живут животные? Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике (с. 172–173) и назвать представителей животного мира луга. Предлагает прочитать статью «Луг – природное сообщество» в учебнике (с. 171–174). читают статью учебника, рассматриваю т гербарий Слушают. Записывают схемы. В каждой группе указывают по 2–3 растения. Читают тексты в учебнике, называют представител ей животных луга. Рассказывают о животных луга. Внимательно слушают сообщения. ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивают усваиваемое содержание с нравственно- этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело


Многочисленные мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле: перепел, коростель (показывает картинки). Животные приспособились к жизни в травяном покрове.

Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения.
Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 Работа по учебнику Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. – Луга играют большую роль в сельском хозяйстве: луговые травы издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому люди постоянно заботятся о них – очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы. В середине лета начинается страдная пора – сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно как корм домашним животным в зимнее время. - «Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?».(уничтожают гусениц, рвут цветы, поджигают сухую траву весной)

Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам – Прочитайте рассказ. Все ли вам понравилось в поведении детей? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом. Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем Читают статью, отвечают на вопросы
лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день! – Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5.) Какие?
IV.

Практи

ческая

деятель

ность
Составление цепей питания. Предлагает учащимся по иллюстрации в учебнике составить 2–3 цепи питания: 1. Растения → бабочки → птицы. 2. Растения → насекомые → лягушки. 3. Растения → полевка → птицы. Выполняют задания. Фронтал ьная, индивид уальная.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходи- Устные ответы, записи в тетради , вы-
Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 Филворд «Растения и животные луга». Экологическ ая игра «Найди ошибку в рассказе». Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает разгадать филворд . Отгадывают загадки, отгадки ищут в филворде. Получают листочки с текстами по одному на парту, находят ошибки. Выполняют задания Парная. Индивид уальная мой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные:
ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные:
оценивают усваиваемое содержание с нравственно- этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям полнен ные задани я
Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7
V. Итоги

урока.

Рефлекс

ия
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключитель ная беседа – Наша доска зеленого цвета и немного похожа на луг. – Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке, – прикрепите на доску цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку. – Кому вы скажете сегодня спасибо? Читают вывод в учебнике (с. 190). Отвечают на вопросы Фронтал ьная, индивид уальная
Познавательные:
ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные:
оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VI.

Домашн

ее

задание
Комментари й учителя Учебник, с. 171 - 175. По выбору: Я предлагаю вам придумать правила поведения на лугу и от имени жителей луга и составить обращение к людям. Один составляет обращение от имени василька. Другой от имени бабочки. Стр. 176 задания для домашней работы № 2 Прочитай рассказ «Горит трава и найдите доказательства того, что не нужно поджигать старую траву. Закончим урок песней Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите!» Задают уточняющие вопросы Фронтал ьная
Регулятивные:
осуществляют поиск решения поставленных задач

Филворд «Растения и животные луга»
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться. 1. Скачет зверушка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка.) 2. Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела.) 3. Почему мы дышим вольно И судьбой своей довольны, Хоть растем мы вдоль дорог И нас топчут сотни ног? (Подорожник.) 4. Голубой аэропланчик сел На белый одуванчик. (Стрекоза.) 5. Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Летит – воет, Сядет – землю роет. (Жук.) 6. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) 7. Осенью в щель заберется, А весною проснется. (Муха.) 8. На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) 9. Стоит кудряшка, белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка.) 10. Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчик.) 11. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик.) 12. Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, А бегать-то не может. (Гусеница.) 13. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)