Открытый урок на тему: С. Козлов "Если меня совсем нет"

Автор: Патышнева Марина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Пичаевская СОШ им. В. П. Беляева
Населённый пункт: с. Пичаево, Тамбовская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Открытый урок на тему: С. Козлов "Если меня совсем нет"
Дата публикации: 15.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПИЧАЕВСКАЯ СОШ ИМ. В. П. БЕЛЯЕВА Открытый урок по литературному чтению по теме: «Сергей Козлов «Если меня совсем нет»» Подготовила и провела: Учитель начальных классов, Патышнева М. В. Пичаево 2014
Тема: С. Козлов «Если меня совсем нет»


Цели:
познакомить учеников с произведением С. Козлова «Если меня совсем нет» и показать школьникам, что художника волнуют личные ценности – красота, любовь, дружба;
Задачи:
 учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои;  учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности;  обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных;  определять настроение произведения;  читать по ролям; определять жанр произведения;  подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение;  работать с иллюстрацией;  оказать связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями.
Оборудование:
 Учебники: по Литературному чтению 1 часть, по Русскому языку 2 часть  тетрадь для самостоятельной работы;  цветные карандаши;  толковый словарь;  презентация.
Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.
– Здравствуйте ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку? Подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение?
II. Актуализация знаний

– Ребята, сейчас мы откроем содержание в учебнике и посмотрим какое произведение у нас на стр.170 - Вам знаком автор этого произведения? Послушаем небольшое сообщение о Сергее Козлове. Давайте вспомним как называются произведения отрывки из которых прочтут сейчас девочки. А какие сказки вы ёщё знаете? – Какие герои этих произведений вам запомнились? -.А сейчас вы внимательно послушайте нашу сказку "Если меня совсем нет.."
3. Работа по теме урока
- Понравилась вам сказка? Маша считает, что очень грустная сказка, а Миша даже расплакался. Костя Погодин сказал, что вся сказка состоит из диалога. А сейчас откроем толковые словари и посмотрим значение этого слова. -С чего начинается сказка? (Ёжик и Медвежонок наблюдают как появляется месяц ) – Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику? (Он пытается представить, что если бы его, Ёжика не было). Как вы думаете, что хотел услышать Ёжик от Медвежонка? (Что без него ему будет скучно, неинтересно, грустно ) – Долго ли добивается Ёжик, чтобы Медвежонок его понял? Как называет Ёжик Медвежонка? ( Глупый ) - А теперь давайте перечитаем диалог. - Давайте мы с вами попробуем построить кумулятивную цепочку. Звенья которой будут места, где Медвежонок собирается искать Ёжика. (Дом Ёжика, дом Медвежонка, река, лес, соседний лес, поле) - Попытайтесь стать в позицию Медвежонка и продолжить цепочку, когда фантазия героя уже иссякла. – Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? Почему он никак не может понять, о чём ему говорит Ёжик? (Медвежонок очень наивный; он не может
представить себе то, о чём его просит Ёжик; он не хочет впускать в себя эту мысль. Он пытается сделать разговор шутливым, но у него это не получается.) – Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его “непонимание”? Найдите их в тексте. (“Если тебя нет, то и меня нет”). – Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать их в качестве названия сказки? – А теперь ещё раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. (“Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!”) -Как вы понимаете эти слова ?(Хорошо ,когда есть друг ,потому что с ним можно играть ,разговаривать ,сумерничать …) – А они могут быть названием сказки? Обобщение. Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на стр.174 учебника. – А вы чьё мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос? - Можно ли сказать, что Костя и Маша говорят об одном и том же, но с разных точек зрения? (Смысл сказки заключается в том, чтобы читатель ещё раз задумался над ценностью дружбы и смысле любви) – Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?
VI. Физкульминутка

V. Продолжение работы по теме урока
Работа по карточкам. Определите какой герой написал и о ком? Карточка 1. Каждый вечер мы с моим другом, обычно, встречаемся у него, сумерничаем, а после пьем чай с малиновым вареньем. Варенье приношу я, а он ставит самовар и подкладывает в огонь можжевеловые веточки для запаха.
Мой друг очень чувствительный. Он может расплакаться и от радости, и от печали. Но я не хочу, чтобы он плакал. Ведь у него есть я, а я его очень люблю. Карточка 2. Мой друг очень умный и находчивый. Однажды он очень здорово придумал каждый вечер протирать звезды, чтобы они не запылились и все могли их видеть. Я ему помогаю. Чищу звезды веничком, но не всегда получается. Мой друг – хороший учитель. С ним я научился смотреть, как тихо опускается туман, чувствовать тепло оттого, что показалась лимонная долька месяца на верхушках сосен, слышать, как шуршат в темноте звёзды. (Дети определяют, кто это написал и про кого написано.)
Характеристика героев:
Дети расставляют слова-характеристики под рисунками героев, обсуждая каждую характеристику. В результате коллективной работы дети правильно распределяют характеристики.  рассудительный  добрый  доверчивый  тактичный  мечтательный  простодушный  утончённый  искренний  ИСКРЕННИЙ  ФИЛОСОФ задумчивый Дети выясняют, что герои не похожи друг на друга, но все равно очень дружны.
- Как вы думаете почему? Ответы детей: они дополняют друг друга.
Чтение сказки детьми по ролям.
Три группы детей получают карточки-роли автора, медвежонка и ежика, и согласно своей роли по сигналу учителя (цветная карточка) вступают в чтение вслух, стараясь передать настроение автора и героев.
Определение жанра произведения и места в главе.
После прочтения дети определяют жанр произведения путем исключения неподходящих понятий и доказательств того, какие понятия соответствуют жанру произведения. жанра: авторская поэтическая философская сказка. - Зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением пейзажа? Каким мы видим месяц ?(одинокий ,холодный ,печальный ) - А какие Медвежонок и Ёжик? (открытые, душевные ,полные любви и сопереживания ) -Какой приём использует автор? (контраст ) -В какое время года происходят события в сказке? ( Осенью ) - В какое время суток? (Сумерки) - Ребята, красоту сумерек изобразили на своих картинах художники, о красоте сумерек написано много музыкальных произведений. Давайте посмотрим с вами слайд –шоу и послушаем Лунную сонату Бетховена. Вы согласны ,что в сумерки лучше думается и очень красивое время суток . Дети зачитывают описания природы в начале и конце сказки. Высказывают свои предположения. В результате перечитывания, приходят к выводу, что описание природы приводит к мысли о вечности природы и мгновенности жизни по сравнению с этой вечностью, в чем заключен философский смысл сказки.
VI. Итог урока.

- Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
VII. Рефлексия
-Ребята, а какое настроение у вас в конце урока? (радостное .хороший урок ,быстро закончился )