"Культура Древней Руси 13-14 вв."

Автор: Сушко Людмила Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ "Черкасская СОШ"
Населённый пункт: село Черкассы
Наименование материала: конспект
Тема: "Культура Древней Руси 13-14 вв."
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


6 класс. История России

Тема урока
: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.
Цель
: используя современные образовательные технологии создать у учащихся возможность познакомиться с возрождением культуры Руси на основе национального подъёма, вызванного победой в Куликовской битве.
Задачи урока:

1.Образовательная:
познакомить учащихся с выдающимися достижениями культуры Руси 13-14 веков.
-
показать важность сохранения культурных памятников истории нашей страны
2.Развивающая: -
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; -продолжить развитие умений, работать с заданиями в форме ОГЭ; - находить ответы на вопросы в учебнике
3. Воспитательная:
воспитывать чувство толерантности, патриотизма.
Виды деятельности:
познавательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, проблемно-поисковая.
Оборудование
: Учебник История России А.В.Торкунова часть 2. «Просвещение» 2016 Проектор. Презентация «Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.» Карта «Русь 12-15вв» Рабочая тетрадь. И.А.Артасов, А.А.Данилов и другие. «Просвещение» 2016 Индивидуальные задания. Сообщения учащихся (Приложения № 1- 2 ) Задания (приложение 3) Предметы из школьного музея (рушник, корзинка, глиняный горшок…)

Тип урока:
усвоение новых знаний.
План урока
1. Актуализация знаний. Повторение. 2. Изучение новой темы 3. Закрепление. 4. Домашнее задание 5. Рефлексия.
1.

Игра-повторение.

Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, кто, кому и по какому

случаю их мог послать…
1. «Хочу восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над Русскими землями»? /Мамай/ 2. В битве с Мамаем нас поддерживает церковный деятель, основатель Троице -Сергиева монастыря? /Сергий Радонежский/ 3.Осмотрел я местность, приказал переправить свои полки на правый берег реки? /Дон/. 4.Пространство между Доном и рекой Непрядвой называлось? /Куликово поле./ 5.Татар он с Руси прогнал. Слава добрая за ним до наших дней живёт. И князя этого народ нарёк? /Донским/
Заморочки из глиняного горшка
: (даты, имена, понятия)
Вопрос? О каком событии идёт речь? Найдите и назовите

подтверждения (слайд 1)
Позади у воинов
Непрядва,
Слева - затуманившийся
Дон
И простор великий только на два, Только
на два стана разделён.
Вот сейчас - не в дальней дали где-то Здесь сойдутся, как гроза с грозой... Грянул
поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темир-Мурзой

2.Устный опрос
. - Москва – центр объединения северо-восточных земель.
Какие факты

об этом свидетельствуют?(
запрет междоусобиц, отразила литовского князя Ольгерда, роль Сергия Радонежского
)
- Как Русь готовиться к борьбе за свободу? Что произошло 11 августа 1378г.? - Куликовская битва и её значение. - Событие 1382 года. Причины и последствия похода Тохтамыша на Москву?
3.Изучение новой темы.

Определим тему урока. В этом нам поможет высказывание

Владимира Солоухина

(слайд 2)

«
Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти!»
И предметы из школьного музея.

Тема урока
: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в. (записывают в тетрадь) (слайд 3)
Какие вопросы мы рассмотрим?

(
возрождение культуры, книги, летописи, устное народное творчество, литература, зодчество,живопись.)
Проблемный вопрос . (слайд 4)

Происходило возрождение культуры на Руси.

С каким процессом это было связано и что лежало в его основе?

Чем отличалось Возрождение Руси от Возрождения в Западной

Европе?

1.Начало возрождения культуры в русских землях.
нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художни- ков, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти
лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утрати- ли секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красо- та, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.
Особенности развития Русской культуры XIII – XIV вв. (слайд 5)
- Начинается процесс возрождения русской культуры, пережившей упадок в результате монгольского нашествия 1240-х гг.: - отстраиваются города, возобновляется каменное строительство, расширяется ремесленное производство, возрождается летописание, появляются новые центры летописания. - Подъём русской культуры был обусловлен хозяйственным подъёмом, началом формирования единства Руси.
2.

Книжное дело, летописание
Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ре- месло, создавались новые летописи. Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт
устав, но и полуустав
.
(слайд 6)
Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распростра- няться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись до- пускала сокращение слов.
В
XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Фран- ции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. (
слайд 7)

3.

Устное народное творчество, литература
Наивысшего расцвета достиг в 14 веке былинный героический эпос.( стр 63) Сохранились былины

Былины
: —сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); —достаточно большой объем; — герои — лирические богатыри.
(слайд 8)
Оформился новый жанр устного народного творчества исторические песни.
Исторические песни
: — изображают события более позднего времени, поэтому рассказывают о них более конкретно; — небольшой объем; —герои — исторические лица того или иного периода
(Песня о баскаке.)

В чём отличие былины от исторической песни? Стр.58 учебник

ФИЗМИНУТКА
(Ученики повторяют движения за учителем) Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять.
РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ И УЧЕБНИКОМ

Рабочая тетрадь, страница 96, учебник страница58-59
Заполнить таблицу «Устное народное творчество». Работа в группах (5)
4.

Зодчество. (слайд 9-12)
Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она со- храняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с кре- постными, оборонительными сооружениями. В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наибо- лее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратила- та и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по раз- мерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с ве- личественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными
были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие. Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополи- та Петра построили первый (потом были и другие)
Успенский собор
.
Архангельский собор. (Сообщения учащихся. Приложение 1)

Новый Московский Кремль (Сообщение)
Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формировать- ся неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней. Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы.
Особенности зодчества Пскова (слайд ) (слайд 13-14)

5.Живопись.
Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византий- ского мастера Феофана Грека. (
Сообщение . Приложение 2) (слайд 15-17)
Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан рабо- тал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти худож- ника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успе- ния Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены
одухотворенностью, словно светятся изнутри
.
У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантли-

вым из них был Андрей Рублев
. Феофан и его ученики преобразили убран- ство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий пря- док, образовали единую композицию.

Работа с учебником стр. 61
и Презентацией (слайд 18 ) Описание иконы Донской Божьей Матери.
Что нового внёс в изображение Феофан Грек?

Вывод:
Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеа- лам, идеей борьбы за освобождение Родины. Возвращение к проблемному вопросу поставленному в начале урока.
Русь отличает
стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в
Европе
проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения.
Русь
же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры
Домашнее задание:
п.22,
Рабочая тетрадь
задания №2,3,6. Задания для самоконтроля.
По желанию
. Составить кроссворд по п.15-22
Закрепление:
Рабочая тетрадь задание №1
Приложение 1

1. Вставьте слово:
А) Большой вклад в развитие русской живописи внёс__(Феофан Грек)__________ Б) С 14 века на русь стали ввозить бумагу-более удобный материал для письма, чем береста, и более дешёвыё, чем________(пергамент)
2. Установите соответствие:

Имя Памятник культуры
1.Дмитий Донской А. Икона Донской Божьей матери 2. Феофан Грек Б. Успенский собор в Москве 3. Иван Калита В. Белокаменный Кремль в Москве. 1 2 3 В А Б

3. Заполните пустые колонки в таблице.

годы

Историческое лицо

событие
1. --------(1240) Александр Невский Невская битва 2. 1380 Дмитрий Иванович --------(Куликовская битва) 3. 1382 --------(Тохтамыш)----------- -----------(набег на Москву)
Всего : 9 б.
«5»-8, «4»-6, «3»-5б
Приложение 2

Как я оценил свою работу на уроке.

Этапы урока

Моя оценка
Игра-повторение Проверка домашнего задания Работа на уроке, изучение новой темы Закрепление.
Итого:

20 б.
10-14б-«
3
»; 15-16б.-
«4
»; 17-20б
-«5»

Приложение 3

Вопросы для повторения «Из горшка»

Май 1223 год

Баскаки

«злой город»

15 июля 1242г.

житие

ярлык

«тишина великая»

1325-1340

Ордынский выхол

8 сентября

1380 г.

Участники поединка перед

Куликовской битвой

Какому событию посвящено

«Сказание о Мамаевом

побоище»?

Покажи на карте Золотую Орду

тюфяки

Калита

За что Александр Ярославич, получил

прозвище –Невский.

Покажи на карте Новгород

К какому событию имеет

отношение «свинья»


Летопись

Вече

хан