"Моделирование ситуации самонаучения на уроках географии"

Автор: Филимонова Наталья Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: Алдан, РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование ситуации самонаучения на уроках географии"
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Моделирование ситуации самонаучения на уроках географии.

Филимонова Н.В.

Учитель географии

МБОУ СОШ №1

г. Алдан

РС (Якутия)
Новая концепция школьного географического образования, предусматривает не косметические, а коренные изменения, как в его структуре, так и в его содержании. На мой взгляд, нельзя отказаться от знаний в форме запоминания и перейти на уроках географии к «рассуждениям о.........». География может базироваться только на фундаменте конкретных знаний о земной поверхности, о странах, о населении и прежде всего, на знании карты. Но как научить этим знаниям, как научить карте: через заучивание или с помощью размышлений, рассуждений, понимания, с помощью активизации мышления? Как научить работать с картой? Как научить правильно и эффективно пользоваться информацией? Как отстаивать свою точку зрения? Как общаться между собой, обсуждая содержательные проблемы?
Ответами на эти вопросы может стать лишь результат моего личного поиска.
Основной задачей получения знаний является активизация самостоятельного и познавательного интереса учащихся. Но для активизации познавательной деятельности необходимо следующее, чтоб учащимся были интересны не только географическая информация, но и сам процесс её получения. Поэтому использую поисково –
исследовательский метод и моделирование различных ситуаций, которые позволяют учащимся самостоятельно добывать знания. Поиск привел меня к мысли об изменении роли и места ученика в современном уроке, а именно переход от пассивного восприятия новых знаний к активному самопознанию и самообразованию. На моих уроках ход познания идет «от учеников», осуществляется преобразующий характер деятельности учащихся: они
наблюдают, сравнивают, классифицируют,

делают выводы, выясняют закономерности.
У нас идет коллективный поиск, наблюдаемый учителем, формулирующим вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников. Важно создание на уроке педагогических
ситуаций общения,
позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Нужна гибкая структура урока. На своих уроках я
работаю над проблемой развития монологической и диалогической

речи.
Наш диалог изложение мысли в форме вопросов и ответов. Но в отличии от фронтальной беседы здесь исходят из того, что о каждой вещи могут существовать противоположные мнения, поэтому в споре каждый из собеседников отстаивает свою позицию. Путь от фронтальной беседы к диалогу сложен, и я его осваиваю поэтапно: - умение ставить вопросы после выступления; - поиски ответов на вопросы, поставленные учителем; - участие в диалоге. Такой путь способствует не только усвоению материала, но и гибкому владению им, помогает применять знания в новых условиях, повышает мотивацию к учебному труду.
Подобные уроки способствуют развитию коммуникативных качеств личности, развивают умения общаться, не теряться в жизненных ситуациях, когда нужно отстаивать свою позицию. Формируются умения слушать и слышать, регулировать конфликты. Развивается способность к свободной ориентации в современном мире, к принятию ответственных и самостоятельных решений. Такие уроки не допускают перегруженности учащихся, а значит, дают право отнести их к технологиям, сберегающим здоровье. Далее не могу не затронуть и проанализировать такой вопрос, как контроль качества географического образования -
тестированием.
На мой взгляд, это не отражает объективно качественный уровень знаний по географии и, тем более, не позволяет выявить географическую культуру учащихся. Тестовые задания в большей степени оценивают уровень овладения фактологическим материалом, то есть проверяют память. С помощью тестов очень сложно определить, умеет ли учащийся отделять причину от следствия, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы и умозаключения, обобщать материал и т. д. Тестовые задания почти никак не рассчитаны на работу учащихся с картой, со статистическими материалами. А без карты, по выражению Н. Н. Баранского, «нет географии». Поэтому считаю, что в основу текущего и итогового контроля качества знаний должна быть положена система заданий и упражнений, дающих возможность не только проверить овладение учащимися теоретическими понятиями и фактологией, но и оценить практические умения учащихся получать нужные им знания из различных источников информации.
Технологии, которые осваиваю и применяю на своих уроках.
Н. Н. Баранский писал, что «апелляция к мозгам школьников должна быть обязательно дополнена апелляцией к их эмоциям...». Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в
наглядности и занимательности,
как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география... все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему представлению. Развивая мысль дальше, хочу привести слова К. Г. Паустовского «В любой области человеческого знания заключается
бездна поэзии», тем более в географии.
Поэтому уроки иногда украшаю использованием стихотворений, прозы. Это придает уроку неповторимость и незабываемость.
Большое внимание уделяю умению учащихся читать картографические и статистические материалы различного содержания, пользоваться одновременно несколькими источниками информации. Важнейшим условием реализации применяемых мною технологий, является
трансформация научно-географического содержания в эмоциональное,
т. е. обращение к чувствам школьников. Это осуществляю на основе создания учебных личностно-ориентированных ситуаций, моделируемых с использованием жизненного опыта школьников в контексте с изучаемым материалом.
Формирую экологическую культуру
школьников, включая их в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды средствами предмета. Большое внимание уделяю
проектной
деятельности учащихся: в неё входит информационно-исследовательская ( с использованием
технологий ИКТ
) и творческая работа по проектам. Перспективу широких возможностей даёт установление
межпредметных
связей с историей, литературой, физикой и т. д. Кроме того учащиеся знакомятся с областями знаний, не представленных в школе самостоятельными предметами: архитектурой, этнографией, политологией, экологией. Что является средством интеллектуального развития, а не только источником информации. Ведём активную
внеклассную работу
по материалам краеведения и изучению природы своей местности. География именно тот школьный предмет, который имеет очень хорошие возможности для организации самообразования школьников. Довольно большим объёмом фактического материала учащиеся могут вполне овладеть самостоятельно, тем более, если привлечь новые информационные технологии, новые картографические источники и т. д. Проблема реализации от обучения к самообразованию учащихся должна решаться в двух направлениях: - во-первых, с точки зрения организации самостоятельного изучения программного учебного материала;
- во-вторых, с точки зрения формирования качеств личности, направленных на постоянное совершенствование полученных знаний, т. е. в более широком социальном плане – решение задачи непрерывного образования.