"Обеспечение личностного роста дошкольников через проектную деятельность"

Автор: Солопова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Железногорск Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Обеспечение личностного роста дошкольников через проектную деятельность"
Дата публикации: 17.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Ребёнок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Силы ребёнка должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. Этому способствовал наш проект, который реализовывался в средней группе нашего детского сада. Проект, по которому работала наша группа, назывался «Радужное лето» Планируя работу по проекту, мы исходили из специфики нашей группы. Мы разделили детей на условные группы: «
Звёзды
»,
«Непоседы», «Тихони» и «Любознайки»
Цель нашего проекта:
Создание благоприятных условий для реализации

принципа индивидуализации дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи проекта:  Обеспечить личностно – ориентированный подход в воспитательно – образовательном процессе, направленный на самореализацию детей, рост их творческого потенциала.  Удовлетворить детскую любознательность, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления об окружающей среде, развивать навыки активности и самостоятельности мышления.  Удовлетворить естественную потребность в движении, создавая условия для двигательных умений каждого ребенка.  Активизировать воображение, инициативу, творчество.  Приобщать детей к наблюдению в окружающей среде, развивать умение видеть мир во всем его многообразии, высказывать свое мнение. Зная особенности детского коллектива группы, мы использовали для работы с детьми АЛГОРИТМ НЕДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ. Этот алгоритм не нов, но он очень удобен для реализации принципа индивидуализации.
Ср

Понедельник
Любознайка
Вторник
Трудолюбик
Среда
Микроша
Четверг
Здоровейка
Пятница
Чудинка
Удовлетворять детскую любознатель- ность, формировать необходимое представление о ней, развивать навыки активности, самостоятельнос- ти мышления Приобщать детей к наблюдению за действитель- ностью. Предоставлять свободу отражения доступными художественным и средствами. Создавать максимальную свободу для проявления инициативы. Обеспечить широкие возможности для использования пяти чувств: видеть, слышать, пробовать на вкус, трогать руками, чувствовать различные элементы окружающего мира Укреплять здоровье детей, повышать работоспособн ость через различные формы закаливания. Удовлетво- рять потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого. Поддер- живать импрови- зацию. Активизи ровать инициати- ву, творчест- во, воображе- ние Обога- щать детей положи- тельными эмоциями Каждая неделя проекта была посвящена одному из цветов радуги, она имела свой девиз. Согласно девизу подбирались мероприятия. Красная неделя « Лето красное – пора прекрасная!»
Понедельник : «
ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: «Красная книга Красноярского края»
Вторник:
«ТРУДОЛЮБИК» Труд: Прополка сорняков в цветнике. Закрепление названий цветов, растущих на участке и в цветнике.
Среда:
«МИКРОША» Опытническая деятельность: «Дружба красок» - смешивание цветов
Четверг:
«ЗДОРОВИНКА» Конкурсная программа « Друзья светофорчика»
Пятница:
«ЧУДИНКА» Развлечение «Лето красное – пора прекрасная!»
Оранжевая неделя: « Светить всегда, светить везде, вот лозунг наш и солнца!»
Понедельник : «
ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: «Солнце друг или враг?»
Вторник:
«ТРУДОЛЮБИК» Труд: Прополка сорняков в огороде. Закрепление названий овощей, растущих на огороде. Полив цветов на участке.
Среда:
«МИКРОША» Опытническая деятельность: «Как солнце нагревает воду?»; «Высушит ли солнце мокрые игрушки?»
Четверг:
«ЗДОРОВИНКА» Весёлые старты «Вместе с солнцем ты и я неразлучные друзья!»
Пятница:
«ЧУДИНКА» Театральная постановка «Золушка» Желтая неделя: « Желтое море, желтый песок, желтый подсолнух, желтый листок»
Понедельник : «
ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: «ЖЁЛТОЕ МОРЕ, ЖЁЛТЫЙ ПЕСОК, ЖЁЛТЫЙ ПОДСОЛНУХ, ЖЁЛТЫЙ ЛИСТОК» (ЧТО ЖЁЛТОЕ ОКРУЖАЕТ НАС?) БЕСЕДА : «ЧТО ВНУТРИ ЦВЕТКА?»
Вторник:
«ТРУДОЛЮБИК» Труд: Прополка сорняков в цветнике. Закрепление названий цветов, растущих на участке и в цветнике. Рисование: «Цветочная клумба»
Среда:
«МИКРОША» Опытническая деятельность: 1)Песок: сухой и мокрый. Как меняются свойства песка в зависимости от его состояния? 2) «Заботливые друзья» - наблюдение за ростом цветов в тени и на солнце, при рыхлении и прополке и без них.
Четверг:
«ЗДОРОВИНКА» ИГРЫ НА УЧАСТКЕ: «Букетики», «Составь букет», эстафета «Кувшинки» КОНКУРС «ПЕСОЧНАЯ ФЕЕРИЯ» ( КОНКУРС ПОСТРОЕК ИЗ ПЕСКА)
Пятница:
«ЧУДИНКА» КОНКУРС ЦВЕТОЧНЫХ БУКЕТОВ
Зеленая неделя: «Прикоснись к природе сердцем»
Понедельник :
«ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: «Всё обо всём» - любопытные факты из жизни животных
Вторник
«ТРУДОЛЮБИК» Труд: ПОЛИВ РАСТЕНИЙ, ОПРЫСКИВАНИЕ ЦВЕТОВ, ПРОПОЛКА ОВОЩЕЙ НА ОГОРОДЕ РИСОВАНИЕ « ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ»
Среда
: «МИКРОША» Наблюдение за бабочками Цель: расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу бабочках; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к бабочкам. Показать детям бабочку, сидящую на цветке; побеседовать о том, почему нельзя ловить бабочек. Наблюдение за муравьями Цель: расширять знания детей о насекомых; показать муравьев, отметить их поведение; воспитывать бережное отношение к насекомым. Показать детям муравейник и рассказать о большой дружной семье, которая там живет. «Чем питается божья коровка? » Цель: показать отличительные особенности божьей коровки; подвести к пониманию того, что все насекомые – живые (они дышат, двигаются, питаются); закреплять желание наблюдать за насекомыми и беречь их.
Четверг
: «ЗДОРОВИНКА» ЛЕСНАЯ СПАРТАКИАДА
Пятница
: «ЧУДИНКА» КОНКУРС ЧТЕЦОВ «ЛЕТНЯЯ ФАНТАЗИЯ» Голубая неделя: Небо цвета голубого - он прекраснее любого!»
Понедельник :
«ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: «ВОЗДУХ. КАКОЙ ОН?» БЕСЕДА «ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ»
Вторник :
«ТРУДОЛЮБИК» ОРИГАМИ «Самолетики» ИССЛЕДОВАНИЕ «ЗЕЛЁНЫЕ ПЫЛЕСОСЫ» (Определение степени загрязненности листьев с помощью клейкой бумаги) ТРУД: ухаживание за цветами в группе и на участке.
Среда
: «МИКРОША» НАБЛЮДЕНИЕ: «ПОЛЁТ НАСЕКОМЫХ»
ОПЫТЫ; «СИЛА ВЕТРА», «КАК УСЛЫШАТЬ ВОЗДУХ?», «НЕЧЕМ ДЫШАТЬ»
Четверг
: «ЗДОРОВИНКА» ИГРЫ НА УЧАСТКЕ: «МЯЧ В ВОЗДУХЕ», «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК», «МЯЧ БРОСАЙ, ПАДАТЬ НЕ ДАВАЙ»
Пятница:
«ЧУДИНКА» ФЛЭШМОБ : ЗАПУСК ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ С САМОЛЕТИКАМИ «ШАРИК СВОЙ ТЫ ОТПУСКАЙ И ЖЕЛАНИЕ ЗАГАДАЙ!» Синяя неделя: «Человек, запомни навсегда – символ жизни на Земле вода!»
Понедельник :
«ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: « ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ЗЕМЛЮ НАЗЫВАЮТ ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ?»
Вторник
:«ТРУДОЛЮБИК» Труд: ПОЛИВ РАСТЕНИЙ, ОПРЫСКИВАНИЕ ЦВЕТОВ. Рисование: «РЫБКИ»+ Аппликация «ВОДОРОСЛИ» -обрывание бумаги.
Среда:
«МИКРОША» Опытническая деятельность: 1)Как выйти сухим из воды? 2) Почему дождевой червяк выползает из земли во время дождя? Наблюдения: ВОЛШЕБНИЦА ВОДА. Растворение твердого вещества в воде Окрашивание воды Впитывание воды через песок и глину
Четверг:
«ЗДОРОВИНКА» Игры с водой. Конкурс на лучшую брызгалку. Подвижные игры: «Лягушата», «Перейди через болото», «Охотники и утки»
Пятница:
«ЧУДИНКА» ВОДНО – СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «НЕПТУН И МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» Фиолетовая неделя: «Сказку вместе создадим, всех в нее мы пригласим!»
Понедельник : «
ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА: В мире существует очень много сказок, главными героями которых являются маленькие человечки. В каждой стране их называют по своему: эльфы, гномы, тролли .
Вторник:
«ТРУДОЛЮБИК» Труд: Прополка сорняков в цветнике. Понаблюдать, какие изменения происходят с цветами.

Среда:
«МИКРОША» Чудеса своими руками «К нам пришел волшебник» (открытие секретов фокусов). «Перелетающий наперсток» «Стакан на бумаге»
Четверг:
«Робин гуд» (метание мячей, мешочков, прутиков на дальность). Подвижные игры «Поиск сокровищ» , «Царевна – Несмеяна» , «Дед бил, не разбил»
Пятница:
«ЧУДИНКА» Показ сказки «Колобок» для детей ясельной группы Выставка совместного творчества «Мой любимый сказочный герой» Белая неделя: «Мы умные, мы смелые, мы сегодня белые!»
Понедельник :
«ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА О БЕЛОМ ЦВЕТЕ «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ?» - ЧТЕНИЕ ДЕТСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
Вторник :«
ТРУДОЛЮБИК» ТРУД: ухаживание за цветами в группе и на участке, прополка сорняков на огороде РИСОВАНИЕ: «МЫ С ПАПОЙ И МАМОЙ ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ»
Среда:
«МИКРОША» РАЗГАДЫВАНИЕ РЕБУСОВ, ГОЛОВОЛОМОК, РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Четверг:
«ЗДОРОВИНКА» ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В СТРАНЕ БЕЛОГО ЦВЕТА»
Пятница:
«ЧУДИНКА» ОФОРМЛЕНИЕ ФОТОВЫСТАВКИ «ПАПА, МАМА, Я – ОЧЕНЬ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Радужная неделя: «Мы как радуги цвета неделимы никогда!»
Понедельник :
«ЛЮБОЗНАЙКА» БЕСЕДА О РАДУГЕ «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ?» - ЧТЕНИЕ ДЕТСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
Вторник : «
ТРУДОЛЮБИК» ТРУД: ухаживание за цветами в группе и на участке, прополка сорняков на огороде. РИСОВАНИЕ: РАДУГА - ДУГА
Среда:
«МИКРОША» ОПЫТЫ: ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ (СМЕШИВАНИЕ) КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ СОЛИ И САХАРА

Четверг:
«ЗДОРОВИНКА» ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В РАДУЖНОЙ СТРАНЕ»
Пятница:
«ЧУДИНКА» ЧТЕНИЕ СКАЗКИ В. КАТАЕВА «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК» КОНКУРС РИСУНКОВ НА АСФАЛЬТЕ «Радужный мир» Планируя различные мероприятия, мы хотели удовлетворить интересы детей и продолжить развивать творческие, умственные способности, удовлетворить потребность в движении, раскрепостить замкнутых, стеснительных детей. Использование алгоритма и подобранные с учетом индивидуальных особенностей детей мероприятия, позволили каждому ребенку проявить себя в той области, которая ему ближе, быть успешным самому, получить поддержку товарищей в случае трудностей. Подробнее я остановлюсь на одной из недель, чтобы показать, как в ходе работы обеспечивался личностный рост наших детей. Более подробно остановимся на «Зеленой неделе».
Девиз: Прикоснись к природе сердцем!
Понедельник: «Любознайка» Ребята говорили о животных, о природе, приводили интересные факты из их жизни. А также в этот день смогли раскрыть потенциал знаний те ребята, которые мы условно отнесли к группе «Любознайка». Это те дети, с которыми много занимаются дома родители, они очень эрудированные, и могут поделиться своими знаниями с другими детьми. Вторник: «Трудолюбик» Мы продолжаем с ребятами ухаживать за растениями в огороде, на нашем участке в цветнике. А также поддержания порядка в группе, т.к. не все дети любят выполнять трудовые поручения. Мы старались объединить ребят в пары, в которых ребенок любящий этот труд сможет помочь другому ребенку овладеть трудовыми навыками. Среда: «Микроша» (Наблюдения за насекомыми).
Ребятам очень нравилось наблюдать за разными насекомыми. Они помещали червячков, бабочек, муравьев, жуков в разные баночки, и наблюдали за ними, как они себя ведут. Четверг: «Здоровейка» Прошла Лесная спартакиада Были подобраны конкурсы на лесную тему. В этом празднике смогла раскрыться наши «Непоседы» Эти дети показали, что они умеют бегать, прыгать и побеждать. А также в этой эстафете смогли себя проявить дети отнесенные к группам «Звездочки» и «Тихони». Они воображали себя разными животными и повторяли движения этих животных.( Ребята развивали артистизм, воображение, старались справиться со своей скованностью и стеснительностью. «Воля к победе велика»! Пятница: «Чудинка» Проводился конкурс чтецов Все ребята группы выучили стихотворения на лесную тему и приняли участие в конкурсе. В «Конкурсе чтецов» дети смогли раскрыть свой творческий потенциал и получили грамоты за участие. В нашей группе ребятишки все очень подвижные, активные. Поэтому мы старались организовать спортивные соревнования, эстафеты для удовлетворения их двигательной активности. Участие в эстафетах помогло раскрыть потенциал наших непосед. Воспитатели ясельной группы попросили нас, как самых старших показать сказку «Колобок». Ребята с удовольствием разыграли сказку. Они одевали маски, дети преобразились. Наблюдая за ними, мы заметили, что детки обычно стеснительные в повседневной жизни, смогли раскрыться, сыграть роли, не стеснялись. Они с удовольствием играли сказку. А потом решили показать инсценировку сказку «Репка», для детей соседней группы. И снова УСПЕХ! Участие в конкурсе «Чтецов», «Летние фантазии»», конкурс «Цветочных букетов», в совместном с родителями конкурсе «Мое чудо - выросло на грядке», позволило проявить детям себя в качестве субъектов собственной деятельности.

Мы предоставили в рамках проекта возможность детям

продемонстрировать свою индивидуальность и творчество. Создали

условия, которые обеспечили уважение к личности каждого ребенка,

способствовали развитию уверенности в себе, инициативности,

творческих способностей, самостоятельности и ответственности.