"Возникновение денег на Руси"

Автор: Долгих Юлия Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Красномыльская coш"
Населённый пункт: с. Красномыльское Курганской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Возникновение денег на Руси"
Дата публикации: 17.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок - Экскурсия в школьный музей
«Возникновение денег на Руси»

Цели:
1) проследить историю возникновения денег на Руси; выяснить соотношение старинных денег с современными; рассмотреть решение задач с использованием старинных мер счета; 2) продолжить развитие интереса учащихся к предмету математики; расширение кругозора учащихся; развитие логического мышления, внимания, памяти учащихся; 3) продолжить воспитание чувства коллективизма, культуры общения и поведения; уважение к истории своей страны.
Оборудование
: старинные монеты, задачи на листках, картинки монет, купюр; задание с пословицами; небольшие поощрительные подарки.
Ход мероприятия:

I.

Историческая справка
Первые монеты Руси гривны – это небольшой продолговатый слиток серебра. Гривны были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 граммов, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 г, тверские и полоцкие, весом около 150 г. Но не каждый товар стоил гривну, поэтому от нее отрубали часть и платили. Отсюда и название монеты -
рубль, от слова рубить. Рубили гривну на 4 части. Рубль еще называли тина и этот тоже рубили пополам, отсюда название еще одной монеты - полтинник – половина тина. В нашем понимании полтинник-50 копеек. При Иване Грозном стали чеканить монеты, на которых был изображен всадник с копьем – отсюда название «копейка». В копейке было 2 денежки. При Петре 1 была проведена первая денежная реформа. Отечественная монета приняла форму правильного круга. Деньги стали единым расчетным средством на территории всей империи. Были выпущены деньги разного достоинства: рубли, копейки, алтыны (3 копейки), пятаки, гривенники (10 копеек), полушки (самая маленькая денежная единица на Руси, их в копейке было четыре, название от «половина ушка куницы»). Образцы таких денег вы видите на витрине-денежка, копейка, 2 копейки, , пятак, рубль. Вот такие были деньги до советского времени. В 20 веке в России происходило несколько денежных реформ. Вот перед вами деньги советского периода. Разработкой дизайна купюр занимался известный скульптор И.Д.Шадр.
После распада Советского Союза в 1992 году у нас появились новые деньги, которыми мы сейчас и пользуемся.
Денежные

единицы:
1 рубль 2 полтины=100 копеек 1 полтина 50 копеек 1 пятиалтынный 15 копеек 1 алтын 3 копейки 1 гривенник 10 копеек 2 деньги 1 копейка 2 гроша 1 копейка 4 полушки 1 копейка
II.

Задачи
1. Отец раздал 9 копеек трем сыновьям, старший свои деньги спрятал, а младшие купили сообща деревянный волчок. Сколько они заплатили за эту игрушку? (6 копеек). 2. Помните сказку К.Чуковского: «Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар». Сколько стоил самовар? (в одной копейке было две денежки, значит, значит, самовар стоил пол копейки). 3. Посчитайте, сколько стоит Алешка: «Алешка-три гроша, шейка-копейка, алтын-голова, по три денежки-нога: вот и вся ему цена!» (11, 5 копеек) 4. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? (165-115=50 (коп)) 5. Дневной рацион поросенка: картофель-10 фунтов, свекла-2 фунта. Хозяин должен закупить овощей на 3 дня. Сколько денег ему потребуется заплатить, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы –алтын? 1) 5*10=50 (коп) стоят 10 фунтов картофеля, 2) 3*2=6 (коп) стоят 2 фунта свеклы, 3) (50+6)*2=168 (коп) на 3 дня.
III.

Литературное задание
Подберите к началу пословиц и поговорок их вторые половинки.
IV. Подведение итогов Сегодня вы узнали много нового и интересного. Назовите старинные русские денежные единицы. Зачем их надо знать?
Портрет И.Д. Шадра