"Основы электротехники"

Автор: Журавлев Антон Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Коломенский аграрный колледж"
Населённый пункт: Коломна
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Основы электротехники"
Дата публикации: 17.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
Московской области « К О Л О М Е Н С К И Й А Г Р А Р Н Ы Й К О Л Л Е Д Ж »
Егорьевское обособленное структурное подразделение
Рабочая программа по дисциплине Основы электротехники
2016 г.

Г. Коломна

2 Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( далее – ФГОС ) по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства. Программа рассмотрена и одобрена на Утверждаю заседании методической комиссии Заместитель директора по учебной работе Протокол № ___ от «__» ______ 20__ г. ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж» Председатель ЦК _________(___________) _________________ «___»________________ 20___ г Разработчик: Журавлев А. С преподаватель специальных дисциплин Рецензент: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
10
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и предназначена для изучения дисциплины в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - измерять параметры электрической цепи; - рассчитывать сопротивление заземляющих устройств; - производить расчеты для выбора электроаппаратов. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения электротехники; - методы расчета простых электрических цепей; - принципы работы типовых электрических устройств; - меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированным инструментом.
1.4.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа; самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количест

во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34
в том числе: практические работы 6 контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация
в форме дифф. Зачета 1
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

Объем

Уровень

самостоятельная работа обучающихся

часов

усвоения

Раздел 1. Электрические и

магнитные цепи.

Тема 1.1. Электростатика

Содержание учебного материала

4
Понятие об электронной теории строения вещества. Проводники, диэлектрики и 2 2 полупроводники. Электрическое поле. Закон Кулона. Потенциал. Напряженность. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. 2 2 Соединение конденсаторов.
Практическое занятие

1
1.Расчет общей емкости цепи, имеющей смешанное соединение. 1 Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме 1.1. 2
Тема 1.2. Постоянный ток

Содержание учебного материала

6
1
Электрический ток.
Понятие об электрическом токе. Плотность тока. Электрическая цепь: 2 2 понятие, классификация, обозначение и изображение элементов электрической цепи. Сопротивление и проводимость проводников. Зависимость сопротивления от температуры. 2
Закон Ома.
ЭДС. Закон Ома. Соединение проводников: последовательное, 2 2 параллельное, смешанное. Первый закон Кирхгофа. Работа и мощность электрического тока. 3
Гальванические элементы.
Тепловое и химическое действие электрического тока. 1 2 Закон Фарадея. Устройство и работа гальванических элементов. Соединение элементов: последовательное, параллельное, смешанное. 4
Аппаратура управления и защиты.
Понятие короткого замыкания. Предохранители: 1 2 классификация, принцип работы и применение. Автоматические выключатели: назначение, схема, принцип работы.
Практическое занятие.

2
1.Расчет параметров электрической цепи. Расчет сечения проводника в зависимости от 1 мощности приемника электроэнергии. 2.Составление электрической цепи. Расчет общего сопротивления цепи. 1
Контрольная работа
по темам 1.1 – 1.2.
1
Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме1.2
3

Тема 1.3. Электромагнетизм

Содержание учебного материала

2
Магнитное поле тока, его характеристики. Проводник с током в электрическом поле. 2 2 Взаимодействие проводников с токами. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимоиндукция.
7 Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме1.3. 1
Тема 1.4. Переменный ток

Содержание учебного материала

5
1
Характеристики переменного тока.
Понятие переменного тока, его получение. 1 2 Характеристики: период, частота, фаза. Их размерность и определение. Действующее значение переменного тока. 2
Сопротивление в цепи переменного тока.
Сопротивление в цепи переменного тока: 2 1 виды (активное, индуктивное, емкостное), характеристики, размерность и определение. 3
Расчет цепи переменного тока.
Параллельное соединение индуктивного и 2 2 емкостного сопротивления. Определение общего сопротивления. Мощность переменного тока. Коэффициент мощности.
Контрольная работа
по теме 1.4.
1
Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме1.4.
Тема 1.5. Трехфазный переменный

Содержание учебного материала

2

ток
Получение трехфазного тока., его свойства. Соединение в звезду. Соединение в 2 2 треугольник. Мощность трехфазного тока.
Практическая работа

1
1.Расчет параметров цепи трехфазного тока. 1 Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме1.5.
Тема 1.6. Трансформаторы

Содержание учебного материала

2
Назначение, устройство, принцип работы трансформатора. Режимы работы: холостой и 2 2 рабочий. Особенности устройства и работы трехфазного трансформатора. Условные обозначения. КПД и мощность. Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме1.6.
Тема 2.1. Электрические

Содержание учебного материала

2

измерения.
Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения. Назначение. 2 2 Принцип измерения электрических величин: измерение тока, напряжения, сопротивления, измерение изоляции, измерение мощности.
Практическая работа

2
Измерение электрических величин с помощью амперметра и вольтметра. 2 Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме2.1..
Тема 2.2.Электрические машины

Содержание учебного материала

2
1
Генераторы.
Электрические машины: назначение, классификация. Электрические 1 2 генераторы: классификация, устройство и принцип действия, характеристики, КПД. 2
Электродвигатели.
Классификация, устройство ,принцип действия, характеристики, 1 2 КПД.
8 1 Дифференцированный зачет Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания по теме2.2. Итого. 34
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Изучить устройство и принцип работы бумажного, электролитического и переменного конденсаторов. 2. Составить таблицу электрических характеристик проводниковых материалов (медь, алюминий, сталь, свинец, нихром). 3. Изучить работу и назначение теплового реле. Составить схему его устройства. 4. Изучить устройство и принцип работы кислотного аккумулятора. 5. Изучить устройство и принцип работы щелочного аккумулятора. 6. Выяснить назначение и типы деполяризаторов. 7. Выяснить возникновение вихревых токов, их применение на практике. 8. Изучить устройство и принцип работы генератора переменного тока. 9. Изучить явление поверхностного эффекта проводника , его практическое применение. 10. Привести примеры практического применения активного, индуктивного и емкостного сопротивления цепи. 11. Изучить понятие – резонанс напряжений.
17
12. Назовите случаи, при которых трехфазные цепи соединяют в звезду и в треугольник. Приведите практические примеры. 13. Изучите устройство силовых трехфазных трансформаторов. 14. Выясните назначение, устройство и принцип работы автотрансформатора. 15. Изучите устройство и принцип работы сварочного трансформатора. 16. Составьте таблицу условных обозначений на шкалах электроизмерительных приборов. 17. Изучите устройство и принцип действия генератора переменного тока. 18. Изучите устройство и принцип действия электродвигателя. 19. Выясните способы экономии электроэнергии. 20. Изучите правила сращивания, спайки и изоляции проводов, применяемые электротехнические материалы.
Всего:

51

9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Электротехника».
Оборудование лаборатории «Электротехника»:
- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - вольтметр; - миллиамперметр ; - омметр; - реостат; - демонстрационные стенды; - набор плакатов «Электротехника»; - дидактический материал (сборники задач и упражнений, карточки-задания, тесты). - инструкции к проведению лабораторных и практических работ; - аптечка; - учебные электрические схемы; - инструменты и приспособления.
Технические средства обучения
: - кодоскоп.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Бутырин П.А. Электротехника. М: Академия, 2008, - 272 с. Гриф Минобр. 2. Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. М: ПрофОбрИздат, 2001, - 336 с. Гриф Минобр.
Дополнительные источники:
1. Гусев Н.Н. Электротехника и основы промышленной электроники. Минск: Высшая школа, 1975, - 352 с.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Наименование разделов и

Результаты обучения (освоенные

Формы и методы контроля

тем

умения, усвоенные знания)

и оценки результатов

обучения

Раздел 1. Электрические и
Должен знать: Фронтальный устный опрос,
магнитные цепи.
электротехническую терминологию; тестирование, основные законы электротехники; Внеаудиторная типы электрических цепей; самостоятельная работа правила графического изображения элементов электрических схем; методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики аппаратуры управления и защиты; Должен уметь: Лабораторная работа читать принципиальные, Практическая работа электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы.
Раздел 2. Электрические
Должен знать: Фронтальный устный опрос.
машины и измерения.
Принципы действия, устройство, Тестирование. основные характеристики Внеаудиторная электроизмерительных приборов, самостоятельная работа электрических машин; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; Должен уметь: Лабораторная работа. пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;