"Работа над голосовым аппаратом посредством театрализованной деятельности".

Автор: Рудакина Виктория Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №10"Белочка".
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над голосовым аппаратом посредством театрализованной деятельности".
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №10«Белочка». Статья Подготовила музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Рудакина Виктория Анатольевна
Работа над голосовым

аппаратом посредством театрализованной деятельности.
Пение является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Оно наиболее близко и доступно детям, не требует никаких специальных условий организации и доступен всем. Как вид искусства, пение является синтезом музыки и поэзии. Слова и мелодия в песне объединяются в одно неразрывное целое. Благодаря этому единству достигается постижение ее смысла и содержания, возникает эмоциональное отношение, сопереживание. При этом важно отметить, что эмоциональное отношение к содержанию песни во многом зависит от выразительности её исполнения. Выразительность в пении - это эмоционально окрашенное исполнение произведения, способность выражать его содержание и смысл ярко и выразительно. Я думаю, что учить детей петь выразительно необходимо с раннего детства, традиционно в двух взаимосвязанных направлениях: - общее развитие вокальныхнавыков, - развитие интонационной выразительности в пении. Музыкальный руководитель в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия у отдельных детей звуковысотного слуха, неумением воспроизводить звуки различной высоты. Обычно уже первая беседа с ребенком может дать представление о его вокальных возможностях. В практике наблюдается, что дети, говорящие низким голосом не владеют и певческой интонацией, интонируют все песни на одном-двух низких звуках, ритмически проговаривая текст, обычно таких детей называют гудками. Также отмечается, что в большинстве не поют те дети, у которых наблюдается вялая артикуляция, имеются дефекты произношения; речь монотонная, лишенная интонационной выразительности, или отмечается крикливая манера разговора. Опыт показывает, что почти все «непоющие» дети могут научиться петь – нужно только выяснить причины, мешающие ребенку правильно интонировать. Исключение составляют отдельные воспитанники, имеющие заболевания голосового аппарата, носоглотки, органов дыхания и слуха. В нашем образовательном учреждении, помимо пения на музыкальных занятиях, ведется индивидуальная работа с «непоющими» детьми по развитию голосового аппарата. Перед музыкальным руководителем стоит задача помочь ребенку освободиться от мышечного напряжения, перевести голос ребенка в более высокое звучание, расширить диапазон. Для этого подбираются специальные распевки такие как «Солнца лучик золотой», «Дон, дин, дон», «Да,де,ди,до.ду», индивидуальный песенный репертуар, который отвечает следующим критериям: он должен быть понятен ребенку и не совсем сложны. Также процессе распевания, чередуется с различными видами
самомассажа такими как, поглаживание в области шеи, постукивание в области носа и лба, и т.д. Дети с удовольствием занимаются дыхательной гимнастикой, которая способствует укреплению их дыхания, а также благотворно влияет на диафрагму. В рамках музыкального занятия со всеми детьми организуются игры и упражнения, способствующие развитию выразительного исполнения. Прежде всего, это мелодекламация - чтение небольших стихотворений под музыку с разными направлениями движения интонации. Детям предлагается ритмичное проговаривание строчек стихов, считалочек, потешек, скороговорок «Вы скачите палочки», «Андрей-воробей», «Зум, зум, зум..» и т.д. сопровождаемое в определенных местах хлопками, шлепками, щелчками,выразительными движениями. В целях развития интонационной выразительности проводятся этюды-упражнения звукоподражательного характера, которые помогают детям сопоставлять и воспроизводить интонации различной звуковысотной направленности. Малыши с огромным удовольствием выполняют этюды на подражаниеголосам различных животных, движения транспорта «Мишка косолапый», «Едем на поезде, на машине, скачем на лошадке» и тд. Выполнение ритмической и певческой партий этюда сопровождается творческим рассказом. В процессе исполнения воспитатель или музыкальный руководитель предлагает воспитанникам выполнить имитационные движения, а также передать голосом, как поет то или иное животное. Дети с большим интересом всё это выполняют и пытаются импровизировать. С детьми, у которых эти навыки не складываются проводиться индивидуальная работа по постановке дыхания. В индивидуальной работе над развитием выразительного пения очень помогает драматизация песни - как способ раскрытия эмоционального воображения ребёнка. В процессе драматизации детям с низким голосом нужно предложить роль персонажа, обладающего высоким голосом. Так ребенок настраивается петь более звонким голосом. И наоборот, если ребёнок поёт высоко, с целью развития нижнего диапазона ему стоит предложить более низкие партии. Ребёнок вживается в создаваемый образ включается его эмоциональное воображение,и он начинает исполнять более отчетливо и внятно. Подмечено, если музыкальный образ понимается воспитанником на уровне эмоционального сопереживания, то меняются его интонации, естественнее, выразительнее становятся егодвижения. Музыкальная игра-драматизация позволяет ребенку изучить возможности своего голосовогоаппарата. Однако, пока у воспитанников не произошло формирование певческих навыков, не сформировался его голосовой аппарат, сложно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении. К основным вокальным навыкам можно отнести:  певческую установку;  певческое дыхание;  точное интонирование;  дикция, артикуляционные навыки.
Работа по музыкальному развитию, формированию вокальных навыков у детей предположительно эффективнее осуществляется средствами музыкального театра.По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. В процессе индивидуальных занятий особо значима работа над четкостью интонирования, дикцией, дыханием. В процессе наблюдения отмечено, что участие ребенка в постановке музыкальной сказки помогает раскрыть и развить его творческие и вокальные возможности. С участниками музыкальных постановок проводятся индивидуальные беседы о том, что чувствуют герои, которых они изображают, как они себя ведут в разных ситуациях, что помогает им более выразительно передать в пении их характер, эмоциональное состояния и переживания. Осознанный характер работы над ролью повышает интерес воспитанника к постановке, ответственность перед участниками постановки за качество исполнения. Таким образом воспитанники освобождаются от закомплексованности и получают удовольствие от творчества.