"Квадрат"

Автор: Куприянова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 54" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка урока математики
Тема: "Квадрат"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок математики во 2 А классе

Тема урока: Квадрат

Цели урока:
-исследовать свойства квадрата -установить сходства и различия квадрата с другими геометрическими фигурами -научить чертить квадрат на клетчатой бумаге -развивать познавательную активность, логическое мышление, математическую речь -повторить и закрепить изученный материал Оборудование:1.Таблицы : «Числовые ряды», «Словарные слова и символы», «Геометрические фигуры», сказочные геометрические фигуры, сигнальные книжки, таблица с геометрическими фигурами.
Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока; знакомство с планом урока
. Тема урока – «Квадрат». Перед нами стоят задачи: а) исследовать свойства квадрата б) научиться чертить квадрат в) закрепить изученный материал Познакомлю вас с планом работы. а) гимнастика для ума б) игра «Закодированный термин» в) математический диктант г) экспресс-опрос д) Работа над н.м., где нас ждет встреча со сказкой. е) практическая работа в построении квадрата.
II. Устные упражнения – гимнастика для ума.

1. Работа с таблицей «Числовые ряды»
Задача: найти закономерность в построении числовых рядов и продолжить этот ряд на 2 числа. А 1, 3, 5, 7, …, … . Б 10, 20, 30, 40, …, … . В 8, 9, 11, 14, …, … . Ученики продолжают ряд на 2 числа и объясняют, какую закономерность обнаружили.
2. Работа с таблицей «Словарные слова и символы».
Задача: определить, в каких словарных словах порядок расположения букв соответствует порядку расположения символов.     
ягода, месяц, север
     
пионер, погода, восток
     
урожай, малина, дорога
        
коллекция, земляника, дежурные
Вывод: одинаковые буквы соответствуют одинаковым символам.
3. Игра «Заколдованный термин» (работа с сигнальными блокнотами).
Цель: подготовка к математическому диктанту.
- Как называется число, на которое делят? Которое делят? - Результат деления? Результат умножения? - Число, которое умножают? Число, на которое умножают? - Что значит увеличить число в несколько раз? дети показывают соответствующий каждому термину цвет.
4. Математический диктант.
- произведение 5 и 6. - частное 25 и 5. - первый множитель 8, второй – 5 . Найти произведение. - увеличь 7 в 5 раз. - уменьши 15 в 3 раза. - 8 умножь на 3 - частное 21 и 7. - делимое 36, делитель 4. Найти частное. - произведение 1 и 9. - 45 раздели на 9. Проверка. Ответы: 30, 5, 40, 35, 5, 24, 3, 9, 9, 5. Дети обмениваются тетрадями, проверяют, оценивают работу.
5. Физкультминутка.
Упражнения для мышц спины, шеи, для глаз. 
. Подготовка к восприятию нового материала.
Проверка знаний геометрического материала, кот/ поможет восприятию нового материала (используется таблица с пронумерованными геометрическими фигурами).
Экспресс-опрос
. Я произношу какое-либо высказывание, утверждение о геометрических фигурах. Если вы согласны со мной, то ставьте +, если нет, то – Запишите числа от 1 до 10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + - + + - + + + 1. Я утверждаю, что все данные геометрические фигуры – прямоугольные 2. Общее родовое понятие для фигур 1, 2, 3 – четырехугольники 3. Противоположные стороны фигуры 1 равны. 4. У фигур 1и3 все углы – прямые. 5. Фигура № 6 – луч. 6. Фигура № 5 - лишняя, т.к. она криволинейная 7. Справа от острого угла находится тупой. 8. У фигуры № 2 – 4 вершины, 4 угла, 4 стороны. 9. Чтобы найти периметр данного треугольника (№7), достаточно измерить его стороны и вычислить их сумму. 10. Фигуры № 1 и 2 – прямоугольники, т.к. у них все углы – прямые. Проверка. Дети готовят простые карандаши, обводят только правильные ответы кружочками. Учитель: 1 -, 2 +, 3+, 4 - , 5 +, 6 +, 7 - , 8+, 9+, 10+ Выставление детьми оценок. 5 – если нет ошибок, или одна ошибка 4 – если две-три ошибки 3 – если четыре-пять ошибок Физкультминутка. 
V Работа над новым материалом.
- Послушайте внимательно сказку, чтобы потом ответить на вопрос: какие свойства имеет квадрат - Какие признаки сходства и различия с другими геометрическими фигурами
1. Геометрическая сказка с демонстрацией.
Часть 1.
Жили-были два брата – многоугольника. (показываю) Все у них было общее: и стол, и дом, и сад, и название. И даже два общих признака. - Как вы думаете, каких? 4 угла, 4 стороны. По количеству углов их так и звали: четырехугольники. Дружно жили братья, не тужили, вместе работала, вместе и отдыхали. Особенно трудолюбив был старший брат – Прямоугольник. То строители к нему придут, чтобы позаимствовать его формы для строительства дома: и плит, и панелей, и пола, и потолки, и стен, и окон. То столяры (мебельщики), чтоб дал им свою форму для изготовления парт, столов, шкафов, то из типографии пожалуют, чтобы помог им форму выбрать для книг, тетрадей, открыток. Никому не отказывал Прямоугольник, всем старался помочь. Окружающие любили его за трудолюбие и скромность. Часть 2. - Прослышали как-то братья, что в лесу на одной из геометрических полянок появилась фигура, чем-то на них похожая, но только уж очень хвастлива была та фигура. Решили они сходить посмотреть – не нашего ли рода – племени? Часть 3. Приходят в лес и видят: стоит посередь полянки ровненькая прямоугольная фигура и хвастается: «Эй, вы! Лучи, отрезки, ломаные, треугольники и четырехугольники! Посмотрите, какой у меня красивый вид! У меня целых 4 стороны, и все они равны, целых 4 угла, и все они прямые! Красивее меня нет фигуры на всем белом свете! Что, не верите? Я докажу! (демонстрация на наглядном пособии). Если я перегнусь по средней горизонтальной линии, то противоположные стороны мои так сольются, а углы один на другой так и наложатся. Если я перегнусь по средней вертикальной линии, то и эти противоположные стороны сольются, и углы друг на друга наложатся. Значит они равны! Захочу перегнуться из угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете! - Как зовут тебя, брат? – спросил прямоугольник. - А зовут меня просто… Дети – Квадрат! Часть 4. Братья: - А где же твои друзья, родственники? «Родных я давно по свету ищу, да только не вижу на себя похожих, а друзей у меня нет, никто не хочет со мной дружить» - грустно сказал Квадрат, «А я ведь такой красивый, ровный! Почему? Не знаю!» - А вы, дети, как думаете, почему? Братья ему говорят: «твое горе поправимо, друзья у тебя появятся, а родных ты можешь сейчас найти, если внимательнее посмотришь вокруг – найдешь общие признаки – найдешь и семью. Стал Квадрат смотреть внимательно, и увидел признаки сходства с другими фигурами. Какие, дети? Обрадовался квадрат, что теперь он не один. Поблагодарил вежливо друзей. Часть 5. Стали они втроем жить-поживать, да добра наживать. Прямоугольник, старший брат, научил младшего брата, Квадрата, трудиться. И люди полюбили его. Очень уж им понравились его красивые формы.
Пришли люди с фабрики игрушек, дал Квадрат им свои совершеннее формы для того, чтобы сделать кубики, детей уму-разуму учить. За ним даже с Чебоксарского завода «Керамблок» приходили, чтобы помог им в изготовлении плиток керамических, часовой завод стал делать часы квадратные (в классе), Даже Чувашский хлопчатобумажный комбинат стал пользоваться советами квадрата, какой формы шить наволочки для подушек. Больше квадрат никогда не хвастается. Некогда ему. Работы много. Выводы: - Понравилась ли вам сказка? - Помогла ли она вам ответить на главный вопрос урока ? (о свойствах квадрата) Углы - ?, стороны - ? Дети делают выводы. Учитель: - Сказка ложь, да в ней намек – Какой намек… был вам дан?
2. Практическая работа в тетради. Построение квадрата.
Задача: научиться чертить квадрат на клетчатой бумаге. а) Отсчитайте вправо от полей одну клетку. Поставьте точку. Представьте, что это не точка, а маленькая мушка, которая нам поможет в работе. - на сколько клеток может прыгать мушка? (на 1,2,3, …) Возьмем число 3. Отсчитайте вправо 3 клетки. Поставьте точку на пересечении клеток. - куда потом прыгнет наша мушка? Вниз. - на какое количество клеток? Почему? - какое свойство квадрата используется? - затем? (влево на 3 клетки и вверх) - соединим эти точки. Какие стороны равны? - а углы? Почему прямые? Так как клетка имеет форму квадрата. Это можно проверить линейкой. б) Самостоятельная работа. Задача: построить квадрат со стороной в 5 клеток.
V Закрепление изученного.
Работа с учебником. Геометрическая задача № 425 а) Начертите квадрат со стороной 3 см. - сколько сторон у квадрата? - Что можно сказать о сторонах квадрата? - Найдите периметр квадрата. - Какое свойство квадрата используем? б) Посмотрите на прямоугольники на странице 97. Найдите среди них квадрат. Объясните.
V

Работа над пройденным материалом.
 вариант. (более сильные учащиеся решают задачу) № 428 самостоятельно. Записать решение с помощью выражения. Красной-12 л. Зеленой-(12:2)л. Голубой-(12:2+3)л. Решение примеров №1 на странице 92 (на порядок действия) 32 : 4 + 6  4 = 32 64 – 8  5 + 9 = 33 24 : (3 + 5) = 3 5  4 – 16 : 2 = 28 9 + 7  (13 – 8) + 44 (50 – 41)  3 = 27  вариант (для слабых) Решение задачи №9 на странице 93 фронтально. а) Рассматривание иллюстрации к задаче – о ком пойдет речь. б) Чтение условия задачи. Запись краткой записи. Сорока – 27 лет
Ласточка – (27 :3 ) г. Ворона (27 : 3 + 40) в) Анализ задачи. г) Запись решения с объяснением. Один человек у доски записывает краткую запись, объясняет, что обозначает каждое число. Второй человек записывает решение задачи с объяснением
V

Задание на дом.
№425. Начертить квадрат со стороной 4 см. Для сильных: провести 2 отрезка так, чтобы они разделили квадрат на а) 4 треугольника; б) 4 квадрата .,придумать подобную задачу для друга № 14, с 94. Прочитать задачу, выяснить, что непонятно. V  Подведение итогов урока. Выставление оценок., - Вспомним, какая тема урока? - Какие задачи перед нами стояли? - Как мы с ними справились? - Что понравилось в уроке? - Чему научились? Что нового узнали? - Мы успели сегодня очень многое сделать, отмечаю тех, кто особенно хорошо работал. Оценки а) за математический диктант, б)за экспресс-опрос, в) за индивидуальные ответы. Спасибо за работу!