"Музыкально-ритмическая деятельность в музыкальном воспитании дошкольников"

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-ритмическая деятельность в музыкальном воспитании дошкольников"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Музыкально-ритмическая деятельность в музыкальном воспитании дошкольников Кузнецова Т.В., музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида г. Борисоглебск Впервые термин музыкально-ритмическая деятельность ввёл Эмиль- Жан Далькроз, швейцарский музыкант и педагог в начале 20-х годов XX века. Название этого вида деятельности образовано от словосочетания «музыкальная ритмика». В последнее время вместо «музыкально- ритмическая деятельность» иногда используются термины «музыкальная пластика» или «пластическое интонирование». Давно известно, что музыка может оказывать сильнейшее воздействие на человека. В первую очередь, это способность музыки вызывать определённое эмоциональное состояние. Музыка, как никакой другой вид искусства, обладает способностью непосредственно влиять на жизненный тонус человека, приглушая или усиливая его жизненную энергию, влияя на ритм сердечных сокращений, дыхание и кровообращение. Звуковая и временная природа музыки позволяет ей выражать различные эмоциональные состояния как процесс движения со всеми его особенностями и изменениями, динамическим нарастанием и спадами. Музыка может передавать интеллектуальные и волевые процессы: ритмичность, энергичность, сдержанность, безволие и т.д.; обобщённые свойства явления действительности: силу, лёгкость, продолжительность, широту, направленность движения и т.д., самые разнообразные характеристики движения: быстрые, порывистые, угловатые и т.д., а также степень мышечного напряжения. Дети чутко реагируют на музыку, причём она всегда связана для них с движением, у них возникает потребность совершать движения головой, руками, что является естественной реакцией на звучащую музыку. Если раньше это запрещалось, то сейчас это поощряется, и музыкально- ритмические движения включены в перечень обязательных видов деятельности в музыкальном воспитании дошкольников. Эта форма деятельности доступна каждому ребёнку, в т.ч. и тем детям, для которых пение на первых порах представляет определённую трудность. Музыкально-ритмическая деятельность – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. У детей с пониженным мышечным чувством улучшается координация, повышается общий тонус, музыка вдохновляет их и активизирует. На детей гиперактивных эта деятельность также влияет положительно, делает внимательными, организует и успокаивает. 1
Музыка в сочетании с движением воздействует на центральную нервную систему, вызывает двигательную реакцию, способствует созданию правильной осанки, вырабатывает лёгкую походку. Значение музыкально-ритмической деятельности: 1. Развивает музыкальную культуру ребёнка. 2. Является одной из наиболее активных форм восприятия музыки, соединённой с действием. 3. Формирует и совершенствует музыкальные способности детей. 4. Создаёт положительный эмоциональный настрой и повышает интерес к занятиям. 5. Уменьшает утомляемость после др. видов деятельности и занятий. 6. Развивает координацию движений. 7. Способствует укреплению физического здоровья детей. Далеко не любая музыка подходит для такого вида деятельности. Критерии отбора музыки для музыкально-ритмической деятельности:  художественность музыкального произведения;  яркость музыкальных образов;  особый динамичный характер музыки, побуждающий к движению, так называемая, «дансантность» музыки (dance – танец) Музыка для музыкально-ритмических движений должна отличаться разнообразием характера, тематики и жанров. Методика организации МРД включает в себя 3 этапа. 1. Ознакомительный. Последовательность действий:  восприятие (прослушивание) музыки детьми;  понимание характера и музыкальных образов;  знакомство в общих чертах с новым для детей видом движений;  начало разучивания движений. 2. Этап углубленного разучивания музыкально-ритмических движений. Происходит уточнение отдельных элементов, создание обобщённого образа и настроения музыки. 3. Закрепление. Закрепляются представления о музыке и движении, поощряется самостоятельность выполнения, работа над качеством и выразительностью исполнения. При обучении ритмике используются как традиционные методы (наглядный, словесный и практический), так и специальные (специфические) методы. В наглядном методе чаще всего применяются постоянные сочетания наглядно-слухового и наглядно-зрительного приёмов. Исполнение движений обязательно должно сопровождаться показом взрослого. И насколько ярким, выразительным будет этот показ, настолько эффективным будет обучение ритмике. Показ движений нужно заранее продумать, т.к. сравнительно легко продемонстрировать действие отдельных персонажей и намного сложнее показать сюжет игры или различные хороводные построения. Иногда этого 2
бывает недостаточно, в таком случае, можно использовать тактильно- мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Словесный метод. Это может быть беседа о характере музыки, объяснение, пояснение, напоминание, рассказ об образах и т.д. Словесный метод широко применяется в процессе обучения ритмике, как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. При использовании практического метода многократное повторение конкретного движения не должно превратиться в надоедливый тренаж. Необходимо найти интересную занимательную форму, используя для этого игровой и соревновательный методы.
Виды музыкально-ритмических движений
I. Музыкально-ритмические упражнения  основные: ходьба, прыжки, подскоки, бег и т.д.  элементы танцев: дробный шаг, шаги польки, галоп и т.д.  характерные: воспроизведение действий людей, имитация движений транспорта и т.д.  отражение в движении закономерностей музыкального искусства: метрической пульсации, логических ударений, начала и конца фразы, показ развития муз. фразы и т.д. II. Музыкально-ритмические игры  игры под инструментальную музыку: сюжетные и бессюжетные (сюжетные «Охотники и зайцы», бессюжетные «Бери флажок»);  игры под пение (песня Д. Кабалевского «Игра в гостей»). III. Танцы  танцы с зафиксированными движениями;  хороводы;  характерные танцы (напр., танец Бабы Яги)  импровизированный (свободный) танец IV. Имитация игры на музыкальных инструментах. Выполняются движения руками, изображающие игру на балалайке, баяне, дудочке и др. В песне А. Филиппенко «Весёлый музыкант» можно имитировать игру на скрипке, балалайке и барабане. Детское музыкальное творчество в музыкальной ритмике: 1. Инсценирование музыкальных произведений 2. Музыкальная драматизация 3. Свободное дирижирование. 4. Пластические этюды. Музыка и движение становятся неотъемлемой частью музыкального воспитания лишь в том случае, когда эта деятельность направляется в сторону углубления восприятия музыки, развития музыкальной культуры дошкольника, развивает способность детей перевоплощаться и создавать собственные пластичные образы. 3