Автор: Александрова Татьяна Евгеньевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №151 "Маяк"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О некоторых формах работы с родителями"
Консультация для воспитателей на тему: «О
некоторых формах работы с родителями»
Тяжесть речевого дефекта детей с общим
недоразвитием речи (ОНР) предполагает довольно
длительный срок обучения в условия специализированного
дошкольного учреждения, в течении которого у них должно
постоянно происходить пополнение, уточнение и
активизация словаря, формирование звукопроизношения,
развитие связной речи и умение грамматически правильно
и точно выражать свои мысли.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта
предполагает активное участие в нем родителей, которые в
состоянии все знания, речевые навыки, умения детей,
полученные во время занятий с логопедом и
воспитателями, закрепить в повседневной жизни :(на
прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за
растениями и животными, помощи взрослым дома и на
даче и т. д)
Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь
родителям осознать свою роль в процессе развития
ребенка, выбрать правильное направление домашнего
обучения, вооружить определенными знаниями и
умениями, и некоторыми приемами преодоления речевого
нарушения, наполнить конкретным содержанием задания
для домашней работы с детьми по усвоению и
закреплению полученных знаний.
В дошкольных учреждениях сложилась определенная
система работы педагогов с родителями, которая включает
в себя:
1. Собрания;
2. Консультации;
3. Открытые занятия;
4. информационные выставки.
На собраниях родители знакомятся с выводами
специалистов о состоянии знаний и умений детей в
различных видах деятельности, в том числе и о развитии
связной речи детей, а также с требованиями программы
детского сада, знакомятся с планом работы воспитателя, его
задачами и содержанием.
Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе
воспитателя и родителей являются консультации.
При необходимости, собрания и консультации
сопровождаются показом открытых занятий.
Принцип открытости обучения всегда увеличивает,
усиливает эффект воздействия на связную речь и в целом на
личность ребенка.
Во время занятий с детьми в домашних условиях
родители имеют более широкие возможности для
использования разнообразных видов наглядности.
К примеру, при изучении темы «Посуда» родителям
рекомендуется закрепить: словарь , грамматический строй,
связную речь.
1. Описательный рассказ по плану. Что это? Какой? Из
чего сделан? Что у него есть? Для чего он нужен?
2. Сравнительно-описательный рассказ двух предметов.
Чем похожи? Чем отличаются?
3. Расскажи по серии картинок. Установить правильную
последовательность событий. Составить по 1-2
предложению по каждой картинке. Кто что делает?
4. Пересказ прочитанного текста «Федорино горе»
К.Чуковского.
5. Предложить ребенку поучаствовать в сервировке
стола.
Предложенные формы работы с родителями
постоянно изменяются в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к образованию и воспитанию детей
дошкольного возраста, эффективно влияют на развитие
ребенка в целом.
Игротека в кругу семьи
Уважаемые родители!
Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему
ребенку подружиться со словом, научат рассказывать,
отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь
Вашего малыша богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем
членам семьи. В них можно играть в выходные дни,
праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и
дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение
Ребенка, его возможности и способности.
Играйте с Ребенком на равных, поощряйте его
ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Только веселые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет
тему. Нужно называть по очереди, допустим, только
веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун».
Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д.
Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не
иссякнут. Можно сменить тему и называть только
зеленые слова ( например: огурец, елка, карандаш и т.д.),
только круглые ( например: часы, колобок, колесо и т.д.)
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берет на себя роль и
представляет себя предметом, вещью или явлением и от
его имени ведется рассказ. Остальные игроки должны его
внимательно выслушать и путем наводящих вопросов
выяснить, о ком или о чем идет речь. Тот из игроков,
который угадает, попробует взять на себя роль Ведущего
и перевоплотится в какой-либо предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая,
прозрачная, неизящная. От небрежного обращения
погибаю и становится темно не только в душе…»
(Лампочка).
«Слова и мячики»
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает
мяч и одновременно произносит слово, допустим:
«Тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести
слово с противоположным значением.
«Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету,
объекту, явлению слова, обозначающие признаки.
Например: зима какая ? (Холодная, снежная, морозная).
Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать»
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту
как можно больше слов-действий. Например: что умеет
делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спинку, царапаться,
прыгать, бегать, спать, играть и т.д.)
«Веселые рифмы»
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка -…печка;
Трубы -…губы;
Ракетка -…пипетка;
Слон -…поклон;
Сапоги -…пироги и т.д.