"Личностно - ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ".

Автор: Газизова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1 "
Населённый пункт: Город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Личностно - ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ".
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Личностно

-

ориентированный

подход

в

обучении

детей

с

ОВЗ

.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с

ограниченными возможностями здоровья
должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.
Таким образом, личностно-ориентированное

обучение
должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Главное в личностно-ориентированном обучении
с детьми с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания , развитие его индивидуальности.
Цель личностно ориентированного обучения
- создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:  способность человека к выбору;  умение оценивать свою жизнь;  поиск смысла жизни, творчество;  формирование образа “Я”;  ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо всего образовательного процесса. Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося.
Методы
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
В классе, в котором преподаю, обучается 43человек, по адаптированной общеобразовательной программе ,они занимаются интегрировано в классе возрастной нормы. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно- ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Важным моментом в проведении успешного урока является
мотивация
ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после определения темы урока спрашиваю:  О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке? На своих уроках я применяю технологии
уровневой

дифференциации
обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся. С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке использую
информационно-

коммуникативные технологии
. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок- презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок- соревнование. На таких уроках учащиеся с
ОВЗ
ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся. Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что
привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяем, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Здоровьесбережение
является одним из подходов в личностно- ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Применение
игровых технологий
на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Например, я отметила появление интереса к изучению русского языка, лучшее усвоение грамматических понятий при использовании стихотворных упражнений.
Запоминалки
. Назначение таких упражнений служит для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Не выучил, не делай, Не знаешь, не спиши, С глаголами отдельно Частицу «не» пиши. Будь внимателен, мой друг, В словах есть безударный звук. Поставь его под ударенье, Потом пиши стихотворенье.
Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе уроков чтения. Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки. Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку.
Технология сотрудничества.
Групповая работа, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся закрепляют план работы, распределяют обязанности, при помощи учителя, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой, бригадной работы использую чаще на уроках технологии. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем консультанты или учитель проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе. Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.