"Музыка - сила жизни"

Автор: Алчина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 40"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка - сила жизни"
Дата публикации: 19.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Музыка – сила жизни

Алчина Светлана Владимировна, преподаватель по классу гитары

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк, Кемеровская область
Многие в мире воспринимают музыку как источник развлечения. Но среди других искусств музыкальное занимает особое место. Мы чувствуем влечение к музыке, потому что все наше существо есть музыка; наш ум, наша душа и наше тело, природа, которая создала нас и в которой мы живем, все, что находится вокруг и рядом с нами, все есть музыка; мы живем, движемся, отдыхаем, чувствуем и мыслим сообразно этой музыке. Когда мы наблюдаем за жизнью космоса, за движением звезд и планет и сопоставляем увиденное со своей собственной жизнью, становится понятно, что абсолютно все подчиняется закону вибрации и ритма, что макро и микрокосмос работают по закону музыки, закону гармонии, и если эта гармония в космической системе утрачивается, тогда неизбежно происходят потери на всех планах бытия и в мир приходят бедствия, а к человеку болезни и несчастья. В наши дни мы становимся свидетелями глобальных экологических и техногенных катастроф, разрушения физического и духовного здоровья человека. Что может помочь миру и человеку вернуть утраченную гармонию? Прежде всего, высокая музыка. Задачи работы: рассказать о многообразных возможностях музыкального искусства и дать практические рекомендации по использованию музыки для сохранения здоровья, памяти и развития интеллекта.
Основания влияния музыки на мыслительный процесс.
Психофизиологические исследования показали, что количество и качество каналов связи между левым и правым полушариями головного мозга определяются соответственно количеством и качеством прослушанной музыки. Следовательно, именно она определяет степень координации оперированием левополушарной знаковой информацией любого типа (словесной, цифровой и пр.) и правополушарной образной информацией. Активное музыкальное восприятие стимулирует развитие лобной плоскости, расположенной в лобной доле головного мозга и связанной с функцией обработки любой информации, кодированной в языковой форме. Более того, уже выделен специальный «интеллектуальный ритм» периодичностью в 33 дня, определяющий подъемы и спады умственной активности. Тем более очевидно воздействие музыки и ее ритмоорганизации на интеллект и все системы организма. Любое бесконтрольное или случайное отсутствие синхронизации музыкального ритма с известными альфа, - бета, - гамма и дельта-ритмами головного мозга, как правило, приводит к отрицательным последствиям. Великие художники, обладая, кроме великих творческих талантов, и великой интуицией создавали музыку, которая при всем ее многообразии изначально не могла повредить человеку – это и «Страсти по Матфею» Баха, и «Реквием» Моцарта и симфония №9 Бетховена.
Пожарная стимуляция интеллектуальной деятельности.
Под ней подразумевается настоятельная необходимость как-то активизировать свой ум, которому предстоит срочная работа. Музыка должна звучать незадолго перед началом работы или перед сном, если работа предстоит на следующее утро. Закончиться она должна за несколько минут, перед тем как человек приступит к выполнению работы. В зависимости от требования к направлению умственной работы – необходимости предельного сосредоточения, интенсивности работы активизации воображения – подбирается соответствующая музыка. Наиболее оптимальным следует считать:  Для сосредоточения: древнерусские православные песнопения (но не духовные концерты композиторов 18-19 веков), прелюдии № 1,3,9,11,22 из первого тома ХТК Баха, его же прелюдия из сюиты до-минор для виолончели solo, II часть концерта №24 для фортепиано с оркестром Моцарта….
 Для интенсификации работы: любые фуги – клавирные и органные Баха, финал симфонии №41 Моцарта, I часть симфонии №5 Бетховена, I часть сонаты №2 для фортепиано Шопена.  Для активизации воображения: Фантазии для фортепиано ре-минор и до- минор Моцарта, «Фантастическая симфония» Берлиоза, «Карнавал» и «Детские сцены» Шумана, «Венгерские рапсодии» Листа.  Для поиска нетривиального решения: «Хроматическая фантазия и фуга», инвенции и симфонии, хоральные обработки для органа, «Музыкальное приношение» Баха, увертюра «Эгмонт».
Основные направления в использовании музыки для развития памяти.
Применительно к памяти можно говорить о 2х основных направлениях: а) активизация памяти, а также ее экстремальная стимуляция б) сохранение памяти. Активизация памяти музыкальными средствами предполагает ее всестороннее улучшение; и по быстроте запоминания, и по объему материала, и по свободе обращения с различным характером и особенностями запоминаемого материала – цвет, форма, числа, словесный текст любого типа. Одной из наиболее распространенных задач является общее улучшение памяти. Поскольку в последние десятилетие наметилось заметное омоложение ослабленной памяти, то рекомендовано начать с упражнений, к которым следует обращаться в раннем возрасте. Начинать занятия надо с коротких мелодических попевок закликательного характера типа украинской песни «Щедрик» или простого повторения фраз ярких в интонационно-ритмическом отношении. Таких, как темы фуг №2,5,6,9,15 из первого тома ХТК Баха, темы из первых частей сонат №1,3,4 для фортепиано Скрябина. Желательно, чтобы они могли быть выучены и повторены пациентом. Если это по каким- либо причинам невозможно, следует перевести звуковой ряд в моторный – начать двигаться под музыку. Кроме того, полезно воспользоваться ритмами барабана. Далее можно обратиться к более развернутым произведениям различных жанров, где существенное место занимает какая-либо повторяющаяся фигура, вплоть до вариации на басо остинато, подобно «Пассакалье» для клавесина Генделя или пьесы для фортепиано «Бассо остинато» Аренского, а затем и собственно к вариациям. Ряд авторов - Рюгер, Кемпбелл, Швабе – считают обращение к вариациям классического и барочного типа – едва ли не основной для активизации памяти, причем они рекомендуют после каждого прослушивания отмечать изменения, которым подвергается тема. Такие упражнения вынуждают слушателя к запоминанию большого числа мелких звуковых элементов и сравнению их между собой, что способствует развитию памяти. Целесообразно так же вспоминать прослушанную музыку через различные временные интервалы – через час, несколько часов, неделю, месяц. При этом можно обнаружить, что однократный повтор звучания музыки, скажем через неделю позволит запомнить ее гораздо лучше, чем повтор через несколько минут. Что касается конкретных произведений, то вначале хорошо обращаться к пьесам «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Первая утрата», «Зима» из альбома для юношества Шумана, а затем к прелюдиям Баха, Шопена и Скрябина. При многих жизненных обстоятельствах – от «пожарной подготовки» к экзаменам до необходимости немедленного запоминания громадного количества информации – может возникнуть необходимость экстремальной стимуляции памяти. Как свидетельствует опыт многих музыкотерапевтов, есть все основания утверждать реальность значительного – более чем на 100% - увеличение объема оперативной памяти даже при однократном воздействии музыки. Подобный эффект сохраняется на короткое время не более 12 часов. Чтобы добиться необходимого результата, требуется немногое: около получаса свободного времени, умение расслабляться, помещение – изолированное от посторонних шумов, не слишком мягкое кресло и набор необходимых записей. Технически экстремальная стимуляция памяти происходит следующим образом. Вначале следует сделать несколько
расслабляющих упражнений по любой системе. Затем включить звукозапись и удобно расположиться в кресле, освободив себя от возможных «зажимов». Нужно подготовить запись так, чтобы сначала шло 5-10 секунд чистой пленки с тем, чтобы человек мог усесться в кресле и принять необходимую для слушания позу. Что касается трансляции, то при необходимости очень сильной стимуляции нужно иметь небольшие динамики, которые прикладываются к основанию черепа в районе первого шейного позвонка с двух сторон. Если слишком мощная стимуляция не требуется, можно обойтись настенными динамиками с полосой воспроизведения частот не менее 32-16000 герц. Музыкальная программа для экстремальной стимуляции памяти строится так: начинается она с нескольких сильных ударов колокола, который далее затихает в пределах 10-12 секунд. На затихающий колокол наслаивается одно из следующих произведений: I часть концерта для двух скрипок с оркестром ре-минор Баха, IV часть симфонии №41 Моцарта, финалы сонаты №14 или №32 Бетховена, II и III части «Прелюдии, хорала и фуги Франка». Слушать следует по возможности в полумраке и с закрытыми глазами. Продолжительность слушания 15-20 минут. Если сочинение длится дольше, то следует плавно микшировать выключить акустическую систему, несколько секунд побыть в тишине и заняться делом. Важно только, чтобы не было большого временного интервала между окончанием слушанья и началом работы. Сохранение памяти музыкальными средствами предполагает стабилизацию ее качества, когда подчиняясь объективным причинам – возраст, слабая активность, жизненные обстоятельства – есть опасность негативных изменений: ослабление оперативной памяти, ограничение долговременной памяти. Существует точка зрения, в соответствии с которой «у стариков слабеет не память, а восприятие, поэтому они лучше помнят давнее: оно было воспринято острее, и оттого оставило более прочный след в памяти» (Г. Коган). В этом суждении есть несомненная правда, что, по крайней мере, подтверждается многими наблюдениями германскими исследователями психологии забвения Г. Эббингаузом, В. Андервудом. Следовательно, проблема заключается в том, чтобы активизировать восприятие, сделать его более интенсивным. И именно музыка является наиболее естественным инструментом для такой активизации. В основе ее использования лежит уже знакомый нам принцип систематического рефлексивного слушания. Только обращаться к музыке следует чаще, хотя каждое слушание может быть и короче. Оптимальная частота слушания музыки два раза в день, лучше утром и вечером. Продолжительность слушания – начиная с 10 минут до 25 минут. Что касается музыкального материала для программ, то в качестве его основы следует использовать сочинения с яркой образностью,например: Сказка «Баба-Яга» для оркестра Лядова, симфоническое скерцо «Ученик чародея» Дюка, «Гном» из «Картинок с выставки» Мусоргского. Чрезвычайно полезно слушать произведения типа «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Садко» Римского-Корсакова, где следование известному сюжету сочетается с непредсказуемостью композиции. Задачей такого слушания является выявление процесса развития, что потребует некоторого напряжения внимания и полноты восприятия. Очень полезно слушать оперные произведения, в композиции которых используется лейтмотивный принцип. Задачей подобного слушания является выявление лейтмотивов, определение их смысловой принадлежности их изменений в связи со сценической ситуацией. В дальнейшем следует переходить к более сложным сценическим произведениям – «Аида» Верди, «Пиковая дама» Чайковского и операм Вагнера. Слушание будет более действенным, если тот, кто упражняется, владеет нотной грамотой и может во время звучания музыки следить за ее движением по нотам.
Заключение.
Роль музыки нашей цивилизации явно недооценена. Хотя о ее благотворном, чудотворном и разрушительном влиянии знали все древние народы. До сих пор многие народы Африки, Азии и Америки активно используют ее для обезболивания. Лечения и для гармонизации жизни. Индуистская и христианская религии утверждают, что вселенная
была создана с помощью звука, который породил все остальные вибрации, ритмы и формы. И вся вселенная движется не хаотично, а в соответствии с удивительной Божественной гармонией, в которой предусмотрено все от начала до конца. Весь наш мир пронизан ритмами, но слышит их тот, кто чувствует себя частью мира, частью природы. Наша цивилизация полностью урбанизирована и технократична. И чем сильнее мы развиваемся, тем дальше мы уходим от природы – а значит от истины, от гармонии, от счастья и от самих себя. Музыка нам дана во спасение, как возможность связи с природой, ее ритмами и силами. И очень хочется надеяться, что люди воспользуются такой прекрасной возможностью сделать свою жизнь красивее, добрее и мудрее! Литература: 1. .Юсфин А.Т. «Музыка – сила жизни», ООО«Аюрведа Плюс»,Санкт- Петербург – 2006. - 467с. 2. Хамель П. «Через музыку к себе». - изд-во «Классика XXI» - 2007. - 248с. 3. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия», М., - 1999. – 389с. 4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии“, Ташкент, 1979. - 275с.