"Птицы прилетали-весну закликали"

Автор: Калашникова Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 184 "Петушок"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Птицы прилетали-весну закликали"
Дата публикации: 19.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Птицы прилетали – весну закликали». Составила: воспитатель МБДОУ № 184 «Петушок» г. Ульяновск Калашникова Оксана Борисовна .

Цель
: расширять представления о весенних изменениях в природе, воспитывать бережное отношение к природе, птицам, раскрывать выразительность и красоту художественного слова, музыки.
Задачи образовательных областей:
ОО « Социально – коммуникативное развитие» - побуждать к живому, заинтересованному участию; развивать воображение, фантазию, творчество, любознательность. ОО « Познавательное развитие» - формировать первичные представления о социо - культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, расширять представления о природном мире. ОО «Речевое развитие» - учить использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, развивать звуковую и интонационную культуру речи, приобщать к красоте родной речи. ОО «Художественно – эстетическое развитие» - развивать творческую активность детей, предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания произведении искусств, мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему ОО «Физическое развитие» - совершенствовать основные движения детей в народных играх, развивать ловкость, координацию.
Предварительная работа
. Слушание народных песен, закличек. Чтение художественной литературы о традициях, обычаях и быте русского народа. Знакомство с народными играми, забавами.
Оборудование.
Музыкальный репертуар (голоса птиц, русские народные песни). Иллюстрации с изображением птиц. Атрибуты к подвижным играм. Доски, фартуки, косынки, ножи, салфетки, тесто.
Ход: Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель:- Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Сегодня мы с вами поговорим об обычаях и традициях русского народа- встреча весны. Долго длится зимняя пора в России, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенно бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расстаться с белым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди в старину придумали обряд закликания весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гуляния. А какие вы ребята, знаете заклички? 1 ребёнок: Благослови, мате, весну закликати, Весну закликати, зиму провожати. Пусть зима уходит впрок, весну пустит на порог. 2 ребёнок: Весна, весна проснись ото сна А ты, зима, ступай за моря Надоела ты нам, наскучила. Наши рученьки приморозила. 3 ребёнок: Нам зима, ты надоела И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла. Воспитатель:- Давайте, ребята, поможем уйти зиме до следующего года, покличем с вами весну - красну. 1-ый ребёнок: - Собирайся, народ, за плетень, за огород. Красно солнышко встречать, Весну закликать. 2-ой ребёнок:- Уходи зима ко дну Присылай весну.
3-ий ребёнок: - Приди, весна, приди красна! Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Воспитатель: - Ребята, скажите, а по каким приметам мы догадываемся о приближении весны? Ответы детей (дни стали длиннее, тает снег, звенит капель, птицы прилетают из теплых стран, солнце ярче светит и т.д). Воспитатель: - А какие вы знаете пословицы о весне? Дети: - Увидал скворца – весна у крыльца. - Пришла весна – тут уж не до сна. - Грач на горе – весна на дворе. - Вода с гор потекла – весну принесла. Воспитатель: - Молодцы, много знаете пословиц. А теперь мы поиграем в игру « Весна – красна», но сначала выберем «птичек» и «весну». На поляне шум и гам, Прилетели птицы к нам. Птицы вьются, гнезда вьют,_ _ _ _ _ дети идут по кругу Все щебечут, все поют: Щёлк, щёлк, шелковист_ _ _ _ _ __ _ хлопки в ладоши Шелковист зелёный лист _ _ _ _ _ _ _хлопают по коленям Свищут, свищут соловьи _ _ _ _ _ _ _ _хлопают в ладоши Скачут, скачут воробьи,_ _ _ _ _ _ _ _ _прыгают на месте Звонкие птичьи голоса. Выходи, весна – красна! Гули, гули, гули, гай,_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _поднимают и Гули, гули догоняй!_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ опускают руки, «весна» догоняет. Игра проводится 2-3 раза. Воспитатель: - Хорошо поиграли, вспомнили птиц и немного побегали. А теперь послушайте музыкальные загадки и постарайтесь узнать, голос какой птицы звучит. Слушаем запись голосов 3-4 птиц. Понравились мои
музыкальные загадки? А ещё, я хочу вам рассказать о таком обычае. Раньше, в некоторых деревнях, мальчики выбегали во двор и перебрасывали через забор 40 щепочек, а девочки завязывали на тесёмке 40 узелков. Люди верили, что в этот день прилетают из теплых стран 40 птиц и принесут с собой тепло и весну. Давайте тоже покидаем щепочки. Мы разделимся на две команды: одна команда будет называть зимующих птиц, а вторая – перелётных. Щепочки будем бросать по очереди в ведёрки, победит та команда, которая назовет больше своих птиц. Воспитатель: - Молодцы, победила дружба. Давайте немного отдохнем, присаживайтесь. Звучит музыка, входит бабушка Агафья. - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка Агафья. Я пришла к вам в гости, и хочу рассказать про старинный славянский праздник. Вот скажите мне, ребята, какой сейчас месяц? (Март), а может вы знаете какое сегодня число? (22). Да, сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия, праздник «Жаворонки». Считалось, что в этом день возвращаются на Родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. Раз жаворонок прилетел, значит весна пришла. Песня жаворонка не громка и приятная (аудиозапись) показ картинка жаворонка. Птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня: «Жаворонок небо пашет»-говорят в народе. На жаворонка в деревнях, а иногда и в городах исполняли обряд. Рано утром хозяйки пекли из теста птичек, с распростертыми крылышками, как бы летящих. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну: Жаворонки прилетите! Студёную зиму прогоните! Зима нам надоела Весь хлеб у нас поела! Забирались на крышу сарая, на забор, зазывали весну:
Солнышко-вёдрышко, Выгляни в окошко, Солнышко нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, Урожайного года и побольше света! Ребята, а вы знаете народную игру «Жаворонки»? Предлагаю поиграть. Дети встают в круг. Выбирают «Жаворонка». Он ходит в центре круга с колокольчиком, дети говорят: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. В конце песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: « Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится « Жаворонком». Игра повторяется 2-3 раза. - А теперь я хочу обратиться к взрослым. Здесь я вижу мам и даже бабушек. Не секрет, что у родителей часто возникает проблема, как сохранить контакт с детьми, сделать отношения более доверительными. У меня есть для вас совет: готовьте вместе с детьми! И сегодня я научу вас печь жаворонки. Но, чтобы приступить к работе, что мы должны сделать? - Помыть руки. - Правильно, помыть руки, надеть фартуки и косынки. Дети моют руки, одеваются. - Здесь я замесила тесто, посмотрите какое оно мягкое, гладкое. Запоминайте, как нужно делать птичек, есть много способов, один из них такой: я разделю кусочки теста на две части, одну часть раскатаю, оттяну голову, хвостик слегка сплющу и надрежу ножом. Из второй части теста сделаем крылья:
тесто раскатаем, с двух сторон надрезаем ножом. Соединяем две части, делаем на голове клювик, вставляем глаза – изюм. Вот и готов наш жаворонок. Предлагаю вам сделать самим, а мамы помогут. Готовые жаворонки выкладываются на противень. - Вот как много птиц у нас получилось, теперь их нужно отнести на кухню и испечь. Этими птичками вы порадуете своих друзей, а я вам принесла уже готовых жаворонков, сама пекла. Давайте возьмём их в руку, поднимем над головой и дружно скажем: Жаворонки прилетите Красну – весну принесите. Принесите весну На своём хвосту, На сохе, бороне, на овсяном снопе. Жаворонок, жаворонок, Возьми себе зиму, а нам отдай весну! - Сегодня мы с вами отмечали день встречи весны, а помогли нам в этом птицы жаворонки. Пора и попробовать наших птичек и гостей угостить.