"Закон Архимеда"

Автор: Шалаева Елена Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "Невьянская СОШ"
Населённый пункт: село Невьянское Алапаевского района Свердловской области
Наименование материала: конструкт урока
Тема: "Закон Архимеда"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное образование Алапаевское Муниципальное общеобразовательное учреждение «Невьянская средняя общеобразовательная школа» КОНСТРУКТ УРОКА по теме «Закон Архимеда» Развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на уроках физики в 7 классе Шалаева Елена Ивановна учитель физики, 1 квалификационная категория с.Невьянское, 2015 г 1
Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………….….3 1. Виды УУД формируемые на уроках физики………………………………………………………….…….….5 2. Системно-деятельностный подход - описание требований, предъявляемых к современному уроку в контексте системно-деятельностного подхода…………………………………..………………….. ..9 2.1. Проблемно- поисковая технология, как метод организации деятельности учащихся для развития УУД на уроках физики ........................................................................................................................…. 11 3. Конструкт урока………………………………………………………………………………….………..……. 14 Заключение…………………………………………………………………………………………………. …… . . 20 Список литературы ………………………………………………………………………………………………….21 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие каждого ученика. Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе. Многолетний опыт апробаций и внедрения технологий компетентностно- ориентированного подхода показал, что первые шаги учитель-экспериментатор начинает с организации урока в контексте той или иной технологии. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс. Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте деятельностного подхода, конкретно на уроке физики в 7 классе по теме «Закон Архимеда».
Тема:
Развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на уроках физики
Цель:
составить конструкт урока по развитию УУД с учетом требований ФГОС
Задачи:
• изучить современные нормативные документы в сфере образования;  определить методы, приемы и технологии, применяемые для развития регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на уроках физики; • разработать конструкт урока физики в 7 классе по теме «Закон Архимеда»;
Объект исследования:
физическое образование в основной общеобразовательной школе
Предмет исследования:
формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке физики в 7 классе по теме «Закон Архимеда» 3

Методы:
исследовательский, анализ, синтез.
Планируемый результат:
повышение профессиональной компетентности в направлении внедрения ФГОС и создание конструкта направленного на развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке физики в 7 классе по теме «Закон Архимеда»
1.

Виды УУД, формируемые на уроках физики.
4
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; — нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны (Асмолова, 2010) х характеристик; 5
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия
включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная 6
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: — формулирование проблемы; 7
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 1
2.

Системно-деятельностный подход
нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. 1 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. /[А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Вольдарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- М., Просвещение, 2010 8
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода 1)Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 9
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. 2 2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации/ - М., Просвещение, 2011 10

2.1.

Проблемное обучение
– система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется
«обучением через открытие»
. 3 Технологические приемы организации учебного процесса: • создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; • вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика (он должен осознать эти противоречия как проблему); • сформулировать задачи творческого типа, вытекающие из этой проблемы. Результативность применения проблемного подхода в учебном процессе можно оценить с помощью критериев: 1) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться – смогу ли я разрешить проблему»); 2) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»); 3) переживание учеником субъективного открытия («я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон»); 4) отношение к новому знанию как к личностной ценности («мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти проблемы, эти знания мне пригодятся в жизни»); 3 11
5) овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности. Ключевыми понятиями проблемно-поискового подхода являются: проблемная ситуация, учебная проблема, творческая задача. Проблемная ситуация в учебном процессе побуждает ученика искать способ объяснения или действия. Она содержит три главных компонента: • потребность учащегося в новом знании или способе действия («хочу узнать ..., научиться ...»); • неизвестное знание, которое учащийся должен освоить (по проекту педагогических целей урока); • известные знания и сформированные умения («могу сам, без педагога»), усвоенные в ходе предшествующей учебы. Проблемная ситуация создается формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. Выявление противоречивости в проблемном задании приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознания недостаточности ранее усвоенных знаний. У школьников возникает субъективная потребность в новых знаниях. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит учащихся к тому, что проблемная ситуация для ученика становится задачей продуктивного типа либо превращается в репродуктивную задачу, которую необходимо решить путем преобразования определенных условий. Организация на уроке проблемно-поисковой деятельности учащихся усиливает познавательный интерес, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Уроки становятся эмоционально насыщенными и практически значимыми. 4 4 Приметные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы: проект – М.,Просвещение, 2010 12

3.

Конструкт урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока:
Закон Архимеда
Класс:
7
УМК
: Перышкин А.В. Физика 7 класс (Дрофа)
Цель занятия:

Образовательная:
 повторение основных физических величин, знакомство с законом Архимеда;
развивающая:
 самостоятельное проведение эксперимента;  научиться делать вывод из полученных результатов.
воспитывающая:
 развитие умения общаться в группе, прислушиваться к мнению других, принятие чужой точки зрения.
Задачи:
 поставить проблему о характеристике всех сил, которые действуют на тела;  организовать и контролировать выполнение практической экспериментальной работы (групповая работа);  систематизировать полученный результат;  организовать взаимопроверку теста, по новому материалу.  подвести учащихся к выводу.
Тип урока:
комбинированный - урок изучения нового материала и формирование новых умений и навыков
Планируемые результаты

Предметные результаты:
Научится определять зависимость силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости в которую оно погружено. Самостоятельно проводить эксперимент и делать выводы.
Метапредметные результаты:
13
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с инструктивной картой; заполнять таблицу по полученным измерениям; работать с измерительными приборами. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
Осознать важность знания выталкивающей силы.
Оборудование:
интерактивная доска, оборудование, необходимое для проведения практической работы, по вычислению зависимости выталкивающей силы от различных физических величин (объема тела и плотности жидкости)
Формируемые УУД

Регулятивные
: умение учиться и способность организовать свою деятельность, целепологание, контроль процесса и результата учебной деятельности
Познавательные
: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач, анализ, синтез, выбор критериев для сравнения, логическая цепочка рассуждений, доказательство, выдвигание гипотез и их обоснование.
Коммуникативные
: учет позиции собеседника, согласование усилий по общей цели, умение договариваться, коммуникативно-речевый УУД
Основные понятия
Объем, плотность, сила, масса, вес
Ресурсы:

- основные

- дополнительные
Проектор, оборудование для проведения практической работы: вода, керосин, тела разных объемов, динамометр. Задачник, тесты, инструктивные карточки по проведению эксперимента, 14
презентация с информацией об Архимеде и о истории открытия этого закона
Организация пространства

Этап урока

t,

мин

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к

достижению запланированных

результатов

УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне. 3 Выдвигает проблему: как можно объяснить, что одни тела легко плавают в жидкости, а другие тонут? Высказывают свои предположения
Эксперимент:
сосуд с водой поместить на уравновешенных весах два тела равной массы, но разного объема и попросить детей прокомментировать полученный результат Познавательные (выделение необходимой информации), Коммуникативные (речевые УУД) II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 2 Что нам нужно знать, чтобы говорить о том утонет тело в жидкости или нет? нам нужно знать силу тяжести Записывают формулу силу тяжести на доске. Рисуют направление сил, действующих на тело находящееся в жидкости. Регулятивные (коррекция, контроль процесса) Коммуникативные (взаимодействие) III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. 2 И эта сила называется силой Архимеда и как вы думаете, кто ее открыл? Архимед, легенда об Архимеде Просмотр презентации Регулятивные (целеполагание), коммуникативные (речевые УУД IV. «Открытие» 15 Формулирует Выполнение
Групповая работа
Коммуникативные 15
учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы . задание: А сейчас вы самостоятельно установите все физические величины от которых зависит сила Архимеда, для этого у вас на столах поставлено необходимое оборудование работы, по предложенному сценарию Выполнение практической экспериментальной работы по определению зависимости силы Архимеда от плотности жидкости и объема тел (умение договариваться, кооперация), регулятивные (планирование деятельности), V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в определении склонения. 3 Проводит параллель с ранее изученным материалом: Что вы можете сказать о силе, которая у вас получилась? Анализируют полученные результаты Знакомят весь класс с полученными у них результатами Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структуирование) Коммуникативные (умение слушать и прислушиваться к мнению других) VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении 5 Подводит учащихся к выводу Коллективно записывают формулу закона Архимеда на доске
Выходит по одному человеку от

группы
Познавательные (знаково- символическое моделирование), коммуникативные (речевые УУД), 16
склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового знания в систему изученного материала. 5 Организует взимопроверку Выполняют предложенный тест Работают каждый сам и отдают свой тес соседу по парте на проверку Коммуникативные (Умение слушать , кооперация) Познавательные (анализ, выбор критериев для оценки) VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 7 Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлеченности учащихся Выявляют закономерность, озвучивают выводы и высказывают проблемы с которыми они столкнулись Коммуникативные (речевые УУД), познавательные (анализ, оценка, логическая цепочка рассуждений) IX. Д/з. 3 Диктует Записывают § 48-49 упр. 32 (1,2), устно подготовить математический вывод формулы по § 48 Познавательные (чтение, синтез) 17
(индивидуальное задание) Заключение. Целью педагогического проекта было создание конструкта урока по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД на уроке физики в 7 классе по теме «Сила Архимеда», при решении поставленных задач было проработано много современных нормативных документов, предложенных для внедрения нового федерального образовательного стандарта в сфере образования. Выяснила все виды УУД, которые можно формировать на уроках физики в основной школе. Познакомилась с новыми педагогическими технологиями и приемами, которые можно использовать для формирования УУД. 18
Разработала конструкт урока, где подробно описала все этапы урока и указала формируемые на каждом уроке УУД. Представленный конструкт урока позволяет развивать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. На основании проделанной работы можно сделать вывод, что при внедрении новых образовательных стандартов учащиеся на уроках будут получать больший объем информации и не просто информацию, которую они не всегда понимают, а в результате применения различных новых педагогических технологий и приемов они будут получать информацию до которой они «дошли» сами или получили выводы самостоятельно, т.е. на уроки будут проходить намного продуктивнее. Список литературы 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]-М.,Просвещение, 2011 2. Приметные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы: проект – М.,Просвещение, 2010 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации/ - М., Просвещение, 2011 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. /[А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Вольдарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- М., Просвещение, 2010 19
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова- 4-е изд., доработанное – М., Просвещение, 2011 20