"Вода и воздух"

Автор: Горшкова Анжела Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 16"
Населённый пункт: город Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка урока по модели "1 ученик - 1 компьютер"
Тема: "Вода и воздух"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
1.
ФИО (полностью)
Горшкова Анжела Дмитриевна 2.
Место работы
МАОУ «СОШ №16» 3.
Должность
Учитель начальных классов 4.
Предмет
Окружающий мир 5.
Класс
1 А 6.
Тема и номер урока в теме
Вода и воздух 7.
Базовый учебник (УМК)
УМК «Планета знаний», учебник окружающего мира, авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, издательство «Астрель», М., 2012. 8.
Актуальность

материалов
Работа по модели «1 ученик-1 компьютер» поддерживает у учащихся познавательный интерес, вовлекает каждого ученика в процесс познания. Оптимальный темп урока позволяет выполнить все запланированные задания. Использование ИКТ экономит время на уроке, вносит элементы занимательности в учебный процесс, позволяет увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. 9.
Учебные цели и задачи
Формировать у учащихся умение проводить простейшие опыты и наблюдения за свойствами воды и воздуха. 1)Создание условий для формирования у учащихся практических умений и наблюдения за свойствами воды и воздуха, умения объяснять результаты опытов и делать выводы. Формировать самостоятельную познавательную деятельность. 2)Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти. 3)Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать в группах, способности к сотрудничеству, бережного отношения к воде. 10.
Планируемые

результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные
Личностные: - положительное отношение и интерес к изучению предмета. Предметные: - знать об «удивительных превращениях» воды, что воздух легче воды. Метапредметные: Познавательные УУД – устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; понимать информацию. Строить логические рассуждения. Регулятивные УУД – уметь определять учебную задачу на уроке, высказывать своё мнение. Коммуникативные УУД – уметь определять свои мысли в устной форме, слушать мнения других. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы. 11.
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний. 12.
Формы работы учащихся
Групповая, фронтальная, индивидуальная работа. 13.
Необходимое техническое

оборудование
Интерактивная доска, мобильный класс, учебник, рабочая тетрадь.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ Этапы урока

Используемые

ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Длительность этапа

1.

Организационный

момент. Мотивация к

учебной деятельности.
-Вы пришли сюда …(учиться) Не лениться, а …(трудиться) Работать как? (старательно) А слушать как? (внимательно) Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять) Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать). - Для чего вам нужно учиться? -Для чего нужно получать знания? 3 мин.
2.

Актуализация знаний

и фиксация

затруднений в

пробном действии.
- Подумайте и ответьте, о чём эти высказывания: «Его нельзя увидеть, но можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, если быстро побежать, если дует ветер» -Итак, про что говорится? - Значит, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Невидимку можно услышать, если взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк. - Когда человек дышит, то что он вдыхает, и что выдыхает? - Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? Про воздух. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ). Чтоб здоровье было в норме, надо воздух освежать, и проветривать почаще, пыль почаще протирать. 6 мин.
3.

Выявление места и

причины затруднения.

Открытие «нового»

знания.
- А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. -А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама 2 мин.
Презентация жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 - Как ты разгадал ребус? - У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. -Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы!
-Над какой темой мы сегодня будем работать?
Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) -А что вы о ней знаете? У. Как много вы знаете, молодцы! -А хотите узнать ещё больше о воде? - Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды. Д. Это – вода. Д. В О нарисовано ДА – получается вода. - Сегодня мы будем говорить про воду. - Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.
4.

Постановка темы и

целей урока.
Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях Стихотворение о воде (читает ученик) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! - Что нового вы узнали о воде из стихотворения? 3 мин.

5.

Реализация

построенного проекта
Знакомство с понятием “исследователь” - Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю провести ФИНК –РАЙТ- РАУНД РОБИН и наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут 7 исследовательских лабораторий. - Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями? Слайд №4 -Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования? - Прочитайте инструкцию по выполнению опыта, подумайте над тем, что произошло в опыте, сделайте вывод и обсудите его в своей команде. Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
Практическая работа.

Опыт 1.
Налейте воды в 3 стакана. В один стакан добавьте жёлтую краску и синюю, в другой – красную и жёлтую, в третий – синюю и красную. Что произойдёт? Сделай вывод.
Опыт 2.
Надуй шарик и брось его в воду. Почему шарик не тонет в воде? Сделай вывод.
Опыт 3.
Перелей воду из стакана в другой стакан. А потом обратно. Какое свойство воды ты наблюдаешь? Что можно сказать о воде?
Опыт 4.
Протри пластинку мокрой тряпочкой. Что ты наблюдаешь на пластинке? Куда делась вода? -Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым. - Вода. -Путём смешивания двух красок можно получить третью, совсем не похожую на исходные. - В шарике – воздух. Он легче воды. -Текучесть. -Вода исчезает 5 мин.

Опыт 5.
Поставь стакан со льдом в тёплое место. Что будет происходить со льдом в стакане? Сделай вывод.
Опыт 6.
Возьми два стакана с чистой водой. Попробуй её на вкус. В одном стакане размешай чайную ложку соли, а в другом – чайную ложку сахара. Что произошло с солью и сахарным песком? Попробуй на вкус воду в каждом стакане. Что произошло с водой? Можно ли отличить по внешнему виду, в каком стакане солёная, а в каком сладкая вода?
Опыт 7.
План работы нашего исследования (на доске). Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях. Наблюдение за распространением воды в природе. Изучние вопроса о значении воды для растений, животных, человека. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. Опыт №1 У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. ) У. Почему? Д. Она текуча. У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость. Опыт №2 У. Всегда ли она жидкая? (испаряется). -Вода из твёрдого состояния переходит в жидкое. -В воде растворяются другие вещества.
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома? Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат) (Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. ) У. Какой сделаем вывод? Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии. Опыт №3 У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась. У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар. У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода? Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски). У. Давайте перейдем ко второму вопросу. 2. Распространение воды в природе У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.
Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь. У. Вода в природе в твердом состоянии – это…( У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…
6.

Физминутка.
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно, Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Вышли на берег, Обтерлись полотенцем Так, чтоб каждый был сухой И отправились домой. 3 мин.
7.

Первичное

закрепление.
У. Давайте перейдем к третьему вопросу. 3. Значение воды для растений, животных и человека. Слайд№6 У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой. У. А почему? Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме. 5 мин.
Слайд№7 У. Где мы используем воду? У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. ) Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого. (На доске карточка со словами Вода – это ) У. Значит, вода – это… Д. Вода – это жизнь. (Учитель устанавливает карточку “жизнь”) У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку “здоровье”) Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”) У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека. У. Перейдем к четвертому вопросу. 4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ
детей) Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. У. Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины. У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Тишанке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения. (Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах) Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов. У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей) У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
8.

Самостоятельная

работа.
Работа в тетради (с.5) 5 мин
9.

Рефлексия
-Над какой темой работали на уроке? -Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя? -Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. - А довольны ли вы своей работой, сейчас посмотрим.
Быстрый ответ
3 мин.
1)Заголовок вопроса Опрос/голосования (без оценки) – поставить галочку 2)Варианты ответов. Моя работа на уроке: А)понравилась Б)могла быть лучше В) на понравилась 3)Начать 4)Дети отправляют варианты ответов. У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом! Природу не уродуй, Природу не обидь Родился человеком Так надо им и быть!