Особенности интеллектуального развития детей 3-7 лет.
В возрасте от 3 до 7 лет ребенок переходит от мышления, включенного в
практическую деятельность , к использованию символов-представлений
,дающих возможность решать мыслительные задачи на основе образного
восприятия .В процессе мышления детям предстоит сформировать
представления о мире, создать условия для развития творческой личности,
способной ориентироваться в информационном поле, критически
анализировать информацию и действовать в соответствии с ней.
Все формы мышления имеют непреходящее самостоятельное значение в
осмыслении действительности . Наглядно -действенное мышление как
исходная ступень познавательного развития ребенка сохраняется в течении
всей жизни человека и переходит в высшие виды"практического интеллекта
"(А.В.Запорожец). Наглядно образное мышление дает ребенку возможность
познавать и отображать в форме представлений общие связи и
закономерности социума . Образное мышление - одна из основ интуиции,
необходимой для решения творческих задач.
Постепенно в процессе интеллектуальных действий ребенок учиться
выделять отличительные и постоянные признаки в объекте. Отличительными
считаются признаки объекта (класса объектов),если они имеются только у
объекта данного класса и не встречаются у других объектов . Постоянный
признак имеется у объекта (класса объектов) всегда т.е. он присущ всем без
исключения объектам данного класса. Отношения между этими признаками
аналогичны между достаточными и необходимыми свойствами объектов.
Мышление дошкольника сохраняет наглядно -образный характер ,но оно
отражать ив форме представлений не только единичное ,но и общее , не
только внешнее свойство объектов и явлений , но и некоторые существенные
отношения ,имеющиеся между ними
Ведущая роль в развитии детского мышления принадлежит обучению ,в
ходе которого дети овладевают объективными критериями выделения и
анализа разных параметров объектов и устанавливают между ними
существенные связи и отношения . Благодаря этому дети могут выйти за
границы своего непосредственного опыта.