Напоминание

"Использование опорных конспектов на уроке физики"

Автор: Хосроева Жанна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Карджин
Населённый пункт: Кировский район, с. Карджин, РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование опорных конспектов на уроке физики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка по теме

«Использование опорных конспектов на уроке физики».

Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через

зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства

вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает

достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает

понимание его структуры и тем самым способствует усвоению. Ведь чем больше

опор, тем логичнее изложенный материал, что значительно облегчает усвоение

нового.

Изучение содержания опорного конспекта обеспечивает целостное восприятие

информации. Учебный материал переструктуируется с целью выделения базовой,

второстепенной и дополнительной информации. В качестве примера предлагаю

опорный конспект по теме «Фотоэффект» и план урока по этой же теме.

Изучение материала с помощью опорных конспектов происходит поэтапно:

БЛОК СХЕМА---ЛЕКЦИЯ---ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ---ОБОБЩЕНИЕ---

КОНТРОЛЬ.

Такое изучение, повторение, обобщение и контроль позволяют учащимся

изучить эту тему так, чтобы знания были прочными, глубокими, позволяли

использовать их при решении задач и объяснении вопросов по данной теме.

При использовании опорных конспектов должны быть соблюдены пять главных

принципов:

1. Первый выброс теории по физике может быть выполнен в виде беседы, диспута (в

младших классах) и в виде лекции (в старших классах). На втором уроке разбор

теории на качественных вопросах, с обязательной самостоятельной работой.

Наиболее важные вопросы теории будут на итоговой самостоятельной по теме.

2. Подача материала проводится по опорным конспектам. Вводятся дополнительные

примеры и вопросы для самостоятельной работы. Опорный конспект является

скелетом темы с выделением главного.

3. Постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах

Чувство реальности развивается как на вопросах теории, применимости того или

иного закона, объяснение явлений их оценка, безопасность. При решении задачи

оценка полученного результата обязательна учеником. Ученика необходимо научить

автоматически, прикидывать полученный результат. Умение ориентироваться в

величинах.
1

4. Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке

Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке. Работа с теорией,

решение задач, выполнение экспериментов и т. д. Самостоятельная работа

обязательно оценивается для всех учащихся.

5. Ежедневный опрос и проверка усвоения материала.

Этот принцип позволяет обеспечить систематичность учебы, усвоение материала,

оценивание своей работы.

7 ТИПОВ УРОКОВ

Объяснение нового материала

Называю тему, ставлю проблемный вопрос, составляю опорный конспект и

начинаю объяснение. По ходу объяснения делаю необходимые опыты, возможно

выполнение несложных экспериментов учащимися, с раздаточным материалом,

лежащим у них на столе в специальных разносах. Закончив вопрос темы, делаю его

краткое повторение.

Работа с теорией (разбор теории).

Повторение теории по опорному конспекту.

Разбор вопросов к опорному конспекту. Работа в парах, самооценка. Работа в

четверках с проверкой. Самостоятельная работа по теории. Работа выполняется в

тетради для самостоятельной работы. Возможен вариант ответа у закрытой доски. С

последующим повторением и комментарием. Дополнительные вопросы ставит

ученик. Итоговый вопрос за учителем. Выставление оценки с комментарием.

Спросить мнение класса по оценке. Оценка согласована и выставляется в журнал и

открытую ведомость ученика. Возможен тестовый контроль знания теории.

Преимущество самостоятельной работы:

- каждоурочный контроль;

- систематичность домашней подготовки ученика;

- устранение пробелов знаний;

- комментирование ответов приучает к вниманию, осмыслению ответа, формирует

критический подход.

- взаимооценка формирует объективность и честность в работе.

Урок решения задач

Урок разбора основных типов задач темы. Решение приводится на доске, или

проводится анализ, уже готового решения задачи. Далее предлагается ученику

решить похожую задачу с изменением условия задачи с дальнейшим разбором.

Разбираются задачи по нарастающей сложности. Обязательно самостоятельное

решение задач учащимися.
2

Урок самостоятельного решения задач

Ученику предлагается несколько задач (3 – 4) для самостоятельной работы.

Задачи оцениваются. В оставшееся время 25 минут решаются, и разбирается

решение более сложных задач. Как правило, на следующем уроке будет еще одна

самостоятельная работа по более сложным задачам (3 – 5), возможен тестовый

вариант ответов.

Урок разбора красных задач (нерешенных домашних задач)

Урок лабораторных и контрольных работ

Выполняется обязательный минимум образования. Контрольная работа проводится

как в тестовом варианте, так и с получением ответа.

Урок-конференция. Проводится презентация темы с ее дальнейшим

обсуждением. Несколько учеников разрабатывают тему. Каждый отвечает за

отдельный вопрос и один за вопрос целиком. Другие учащиеся готовят вопросы к

теме конференции и являются оппонентами.

Урок изобретательства и исследовательской работы.

На этом уроке проводится защита темы исследовательской работы, как правило,

перед школьной научной конференцией.

Я хочу остановиться на одном из опорных конспектов из кинематики, который

включает в себя материал, на изучение которого в 10 классе отводится 8 часов. В нем

с помощью рисунков, символов, чертежей и графиков дается понятие механического

движения, описываются такие виды движения как равномерное и равноускоренное.
3

На первом уроке происходит

объяснение нового материала

Перед учащимися ставится проблемные вопросы:

- Какова основная задача механики?

- Как эта задача решается для разных видов движения?

- Перед учащимися и на доске представлены опорные конспекты.

Часть нового материала учитель излагает сам, а часть изучается учащимися

самостоятельно по учебнику.

В процессе объяснения нового материал учащиеся проводят несложные

опыты по наблюдению различных видов движения.

Затем происходит повторение теории по опорному конспекту. Разбор вопросов

к опорному конспекту. Работа в парах, самооценка.

Второй урок посвящен решению задач на эту тему.
4

В начале урока дети на память воспроизводят опорный конспект в тетрадях, а

также повторяют устно его содержание.

На доске решаются задачи по данной теме из задачника Рымкевича, а также

разбираются задания из ЕГЭ на эту тему. Особое внимание уделяется графическому

представлению механического движения.

Затем учащиеся выполняют тесты из дидактических материалов Е.А.Марон

и А.Е.Марон.

На третьем уроке учащиеся выполняют самостоятельные работы. Работа на

этих уроках может проводиться как индивидуально, когда учащимся предлагаются

разноуровневые задачи, так и работа в группах. На этом уроке возможно также и

решение интерактивных задач.

Следующий четвертый урок решаются наиболее сложные задачи по этой теме:

задания части С из ЕГЭ, трудные задачи из домашних заданий ,а также те задания из

самостоятельных работ с которыми дети справились хуже.

На пятом уроке проводится лабораторная работа «Изучение равноускоренного

движения без начальной скорости».

Шестой урок – контрольная работа по теме

«Прямолинейное движение».

Урок-конференция. На нем зачитываются доклады по темам «Практическое

использование решения ОЗМ», «Развитие представлений о строении Вселенной»,

«Теория относительности Галилео».

Учащиеся представляют также и свои презентации по кинематике.

Урок – представление исследовательских работ позволит учащимся рассказать

о своих исследованиях на темы «Безопасность движения и кинематика», «Развитие

раздела механики- кинематики», «Математическая модель механического движения»

и т. д.

В конце урока докладчики и авторы презентаций отвечают на вопросы

учителя и одноклассников.

Опорные конспекты позволяют:

- научиться выделять главное в материале учебника;

- систематизировать материал;
5

- упрощают запоминание законов, выводов, анализа законов;

- экономят 20-25% времени изучения нового материала;

- позволяют внести разнообразие в учебный процесс;

- исполняют роль справочника за весь период учебы.

Основными показателями результативности работы с использованием опорных

конспектов я считаю:

- взаимную психологическую удовлетворенность образовательным процессом;

- результаты итоговой аттестации выпускников.

Так в: 2009-2012 г. 73% выпускников, сдававших физику, получили оценки "4" и "5"

Урок №1

Тема урока. Прямолинейное движение.

Цели урока: введение основных понятий и знакомство с физическими величинами,

характеризующими механическое движение.

Продолжить работу с учащимися по развитию навыков научного познания мира,

устанавливать закономерности и зависимости.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

а) Объяснение нового материала по опорному конспекту
6

б) Запись опорного конспекта в рабочих тетрадях

III. Закрепление нового материала

Вопросы к новой теме

1.Что называют механическим движением?

2. Из чего состоит система отсчета?

3. Дайте определение перемещения.

4.Какое движение называют равномерным? Как решается ОЗМ для этого движения?

5. Какое движение называют равноускоренным? Как решается ОЗМ для этого

движения?

6. Как определить с помощью графика скорости определить перемещение тела?

IV. Домашнее задание §1-14 выучить конспект
7

Урок №2

Тема урока. Прямолинейное движение

Тип урока. Решение задач

Цель урока.

Сформировать умения читать и строить графики зависимости кинетических

величин от времени пи равноускоренном движении

Уметь применять математические знания для решения задач физики

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

а) запись на память опорного конспекта

б) вызываемые учащиеся пересказывают содержание опорного конспекта.

II. Основная часть

Учащимся предлагается алгоритм решения типовой задачи по кинематике

1. Кратко записать условие задачи.

2. Изобразить графически движение, обозначив стрелками скорость и направление

движения.

3. Ввести систему отсчета, выбрать оси координат и начало отсчета времени.

Хорошо одну из осей направить вдоль направления движения или скорости, а отсчет

времени начать в момент нахождения точки в нуле координат.

4. Записать уравнение движения на основе формул из числа вышеуказанных.

5. Решить уравнение в общем виде.

6. Подставить величины в общее решение, вычислить.

7. Записать ответ.

2.Решение задач.

Разбор задач:

- с учебника:

∙ упр. 3 (3).

- со сборника задач Тульчинский М.Е.

Качествен-ные задачи по физике. – М.:

Просвещение, 1972:

∙ 41. Как движутся поезда 1, 2 и 3,

графики движе-ния которых даны на

рисунке?

- со сборника задач Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10–11 кл. 7-е изд. – М.:

Дрофа, 2003:

∙ 58, 59, 63 – Р.
8

- дополнительные задания:

а) Чем отличается график скорости равномерного

прямолинейного дви-жения от графика скорости

равноускоренного движения?

б) Тело, двигаясь из состояния покоя, за 5 с увеличило

скорость до 30 м/с. Построить графики зависимостей υх

(t) и aх (t).

в) По графику проекции скорости постройте график модуля скорости.

3. Работа в группах

Каждая группа занимается решением своих заданий:

1. Какая из приведенных зависимостей описывает

равноускоренное движение:

а) x=4+2t;

б) v=5;

в) x=8-2t-4t2;

г) x=10+5t2.

2. Точка движется вдоль оси x согласно закону x=8-2t-4t2.

Определите начальную скорость и ускорение. Запишите

уравнение для скорости.

Вариант II

1. Какая из приведенных зависимостей описывает равномерное

движение:

а) x=10t+t2;

б) v=6;

в) v=10-2t;

г) x=2-4t2.

2. Уравнение движения тела x=4-t-8t2.

Каковы начальная

скорость и ускорение тела. Запишите уравнение для скорости

III. Самостоятельная работа учащихся

1. Раздел механики, изучающий описание движения тел, это:

а) динамика

б) кинематика

в) оптика

2. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением

времени это:

а) скорость

б) путь

в) механическое движение

3. Вид механического движения, когда все точки тела движутся одинаково:
9

а) колебательное

б) вращательное

в) поступательное

4. Тело отсчета это:

а) тело, относительно которого рассматривается данное движение

б) тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи

в) прибор для отсчета времени и расстояния

5. Линия, по которой движется тело, это:

а) путь

б) траектория

в) перемещение

6. Движение с постоянной скоростью это:

а) равномерное движение

б) равноускоренное движение

в) равнозамедленное

7. Найдите ускорение, если S = 10м, t = 2c. Тело движется без начальной скорости:

а) 5 м/с

б) 6 м/с

в) 20 м/с

8. Скорость в данный момент времени:

а) постоянная скорость

б) мгновенная скорость

в) скорость, равная нулю

9. Найдите Vо, если V = 20 м/c, а = 3 м/с и t = 2с:

а) 14 м/с

б) 26 м/с

в) 5 м/с

10. На стадионе старт находится там же, где и финиш. Длина стадиона

составляет 180м. Спортсмен пробежал 2 круга. Определите путь и перемещение:

а) Путь 180м, перемещение 360м

б) Путь 360м, перемещение 360м

в) Путь 360м, перемещение 0м

IV. Поведение итогов урока.
10

Урок №3

Тема урока. Прямолинейное движение

Тип урока. самостоятельная работа

Цель урока.

Обучающая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученных при

изучении раздела «Механика»; проконтролировать уровень усвоения изученного

материала в рамках раздела «Механика».

Развивающая цель: продолжить работу по: формированию информационной

компетентности учащихся, умений применять полученные знания в нестандартной

ситуации, навыка самоконтроля и взаимоконтроля;

Воспитательная цель: продолжить работу по формированию ответственности и

чувства собственного достоинства.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самостоятельная работа

Вариант №1

ЗАДАЧА № 1. Дано уравнение движения катера x = 8t – 0,5t2 и теплохода x =

-10t .

Место встречи – начало отсчёта

A. Найти начальные скорости и ускорения каждого тела. Написать закон

изменения скорости для каждого и построить графики зависимости скорости от

времени.

B. Найти расстояние между ними через 10 сек после встречи.

C. Построить графики зависимости координат катера и теплохода от времени.

ЗАДАЧА № 2. Из самолёта на высоте 80м в горизонтальном направлении

выброшен груз со скоростью 50 м/с.

A. Найти дальность полёта.

B. Найти величину и направление конечной скорости.
11

C..На сколько снизится груз за третью секунду падения.



ЗАДАЧА № 3

Колесо диаметром 50см, двигаясь равномерно, проходит расстояние 2м за 4с. Какова

частота вращения колеса.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАЧА № 1. Даны уравнения движения: мотоциклиста x = 12t + 2t2 и

велосипедиста x = - 5t. Место встречи – начало отсчёта.

A. Найти начальную скорость и ускорение каждого. Написать закон изменения

скорости для каждого и построить графики зависимости скорости от времени.

B. Найти расстояние между ними через 5 сек. после встречи.

C. Построить графики зависим координат мотоциклиста и велосипедиста от

времени.

ЗАДАЧА № 2. Со скалы брошен горизонтально камень со скоростью 15 м/с.

Дальность полёта оказалась равной высоте скалы.

A. Найти высоту скалы.

B. Найти величину и направление конечной скорости.

C.. На сколько снизится камень за вторую секунду.

ЗАДАЧА № 3.

Найдите частоту вращения барабана лебедки диаметром 16 см при подъеме груза со

скоростью 0,4 м/с.

ВАРИАНТ № 3

ЗАДАЧА № 1. Дано уравнение движения:
12

X = 8t – 0,5t2

A) Найти начальную скорость и ускорение движения. Написать выражение

для

скорости и построить график зависимости скорости от времени.
B)
Найти значение скорости и перемещения через 5 сек после начала

движения.
C)
Определить через сколько секунд координата тела станет равной нулю.

ЗАДАЧА № 2.

Определите скорость трамвайного вагона, движущегося по закруглению радиусом 12,5

м, если центростремительное ускорение 0,5 м/с2.

ЗАДАЧА № 3.
1
A) По графику движения найти нач. скорость и

ускорение. Написать уравнение движения.

B) Определить, через какой промежуток времени

скорость тела будет равна нулю.

C) Построить график зависимости X = X(t)

ВАРИАНТ № 4

ЗАДАЧА № 1. Дано уравнение движения:

A) Найти начальную скорость и ускорение. Написать выражение для

скорости и

построить график зависимости скорости от времени.
B)
Найти значение скорости и перемещения через 5 сек. после начала

движения.
C)
Найти время в течение которого тело переместится в начало отсчёта.

ЗАДАЧА № 2

Автомобиль делает поворот при скорости 43,2 км/ч по дуге, радиус которой равен

60м. Определите центростремительное ускорение.
13 2 2 12 t t x  

ЗАДАЧА № 3. A) По графику движения найти

начальную скорость и ускорение. Написать

уравнение движения.

B). Определить, через какой промежуток

времени скорость будет равна нулю

C). Построить график зависимости x = x(t).

III. Домашнее задание: упр.1

Урок №4

Тема урока. Прямолинейное движение

Тип урока. Решение задач, подготовка к ЕГЭ

Цель урока: повторение основных понятий кинематики, видов движения, графиков и

формул кинематики в соответствии с

кодификатором ЕГЭ, решение заданий демоверсийЕГЭ по физике.

Ход урока

I.Повторение основных понятий, физических величин и законов кинематики

(презентация слайды 1-10)

II.Решение задач части А и В из ЕГЭ (презентация11-38)

III.Решение задач части С.

C2 № 2915. В безветренную погоду самолет затрачивает на перелет между городами

6 часов. Если во время полета дует постоянный боковой ветер перпендикулярно

линии полета, то самолет затрачивает на перелет на 9 минут больше. Найдите

скорость ветра, если скорость самолета относительно воздуха постоянна и

равна

.

Решение.

Путь, пройденный самолетом в первом случае:

, где

— скорость

самолета относительно воздуха.

Закон сложения скоростей в векторном виде для перелета во время

ветра:

, где

— скорость ветра. Выражение для модуля скорости

самолета относительно Земли во втором случае имеет вид:

.

Тогда путь, пройденный самолетом во втором случае:

.
14

Следовательно:

.

Отсюда:

.

Ответ:

.

C2 № 2951. Тело, свободно падающее с некоторой высоты из состояния покоя, за

время

после начала движения проходит путь в

раз меньший, чем за

такой же промежуток времени в конце движения. Найдите полное время движения.

Решение.

Рисунок не обязателен

Если t — полное время падения с высоты H, то

Ответ:

.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание №60,205,218-Р
15

Урок №5

Тема урока. Изучение равноускоренного движения

Тип урока. Урок-исследование

Оборудование: прибор для изучения прямолинейного движения, штатив с муфтой и

перекладиной.

Цель работы: состоит в проверке утверждения о том, что скорость тела,

движущегося равноускоренно по прямой, изменяется прямо пропорционально времени

движения. Из определения ускорения следует: V=V0 + at.

При V=0, V=at. Отсюда при t1, V1=at1, при t2, V2=at2, при t3, V3= at3 и т.д. Причем

можно утверждать, что V2: V1= t2: t1, V3: V1= t3: t1 и т.д.

Чтобы проверить эти соотношения, необходимо определить значения скорости тела

V1, V2 и V3, которые оно имело спустя промежутки времени t1, t2 и t3 после начала

движения из состояния покоя.

При V0=0, S= at2/2, отсюда a= 2S/t2. Т.к. V=at, получаем V=at= 2S/t2 t, сокрашая,

получаем: V=2S/t.(5).

Порядок выполнения.

Измеряют перемещение, которое каретка совершит, двигаясь между датчиками-S1.

Производят пуск каретки и измеряют время ее движения между датчиками-t1.

Повторяют пуск каретки 3-4 раза, каждый раз записывая показания секундомера.

Вычисляют среднее время движения каретки t1ср. по участку S1.

По формуле 5 определяют скорость, с которой двигалась каретка в конце первого

участка: V1=2S1/t1ср..

Увеличивают расстояние между датчиками на 5 см и повторяют серию опытов для

измерения скорости тела в конце второго участка V2=2S2/t2ср.

Производят еще две серии опытов, увеличивая в каждой серии расстояние между

датчиками на 5см. и находят скорости V3 и V4.

По полученным данным проверяют справедливость отношений:

V2: V1= t2ср.:t1ср.; V3:V2= t3ср.: t2ср.; и V4:V2= t4ср.:t2ср..
16

Строят график зависимости скорости от времени.

2.Исследование зависимости перемещения от времени при равноускоренном

движении.

Оборудование: прибор для изучения прямолинейного движения, штатив с муфтой и

перекладиной.

Цель работы: состоит в проверке одного из основных уравнений прямолинейного

равноускоренного движения, связывающего перемещение тела с его начальной

скоростью, ускорением и временем движения: S=V0t + at2/2 (1).

Схема установки для опыта представлена на рисунке. Тело соскальзывает по

наклонной плоскости. Движение начинается из точки 1, где в начальный момент оно

покоилось.

Справедливость формулы (1) проверяют для

участка траектории 2-3. Расстояние между точками

2 и 3 измеряют по шкале. Оно будет соответствовать

перемещению, совершенному телом на этом участке

траектории. Это же перемещение можно определить по

формуле (1). Для этого нужно знать V0 23-начальную скорость тела на участке 2-3,

ускорение и время движения t23 между точками 2 и 3.

На участке 1-2 V0=0, тогда S12=at2/2, отсюда a=2S12/t12.(2).

V023=V2=2S12/t12.(4).

Порядок выполнения.

Определить ускорение и начальную скорость V023. Установить датчики на

расстоянии 20см и определить время движения на участке 1-2. Опыт повторить 3-4

раза и вычислить среднее значение времени t12..

По расстоянию между датчиками определить перемещение S12 и ,используя формулы

(2) и (4), вычислить ускорение a и начальную скорость V023.

Первый датчик перемещают в точку 3, удаленную от второго на 15-20 см. Каретку

запускают из того же крайнего верхнего положения и определяют время ее движения

на участке 2-3. Повторив измерения 3-4 раза, вычисляют среднее время движения t23.

Используя формулу (1), рассчитывают величину S23.
17

Измеряют расстояние между датчиками, установленными в точках

2 и 3.

Рассчитанное значение перемещения S23 сравнивают со значением перемещения,

измеренным как расстояние между этими точками

Урок №6

Контрольная работа по теме «Кинематика»

Контрольная работа носит тематический характер. Каждый вариант содержит

задачи разных уровней сложности.

Каждый вариант включает 6 заданий.

1,2,3 задачи - первый уровень сложности. Эти задания рассчитаны на усвоение

основных понятий, на простое отображение материала или несложные расчеты при

узнавании и воспроизведении.

4.5 задачи- второй уровень сложности. Эти задания на 2-4 логических шага. Решение

этих заданий требует более глубоких знаний по курсу физики и позволяет их

применять в стандартных ситуациях.

6 задача- третий уровень сложности –задания, решения которых требует

творческого использования приобретенных знаний и позволяет применять их в

нестандартных ситуациях.

Правильность выполнения каждого задания оценивается в баллах:

1,2,3 задачи: по 1-2 балла

4-5 задачи: по 3 балла

6 задача: по 4 балла
18

Для оценивания результатов контрольной работы следует использовать следующие

критерии:

оценки

5

4

3

2

баллы

11-15

8-10

5-7

0-4

Контрольная работа по теме: «Кинематика»
19
оценки

5

4

3

2

баллы

11-15

8-10

5-7

0-4


Контрольная работа по теме: «Кинематика»
20
1 вариант

2 вариант

Автомобиль движется со скоростью

72км/ч.Определить ускорение автомобиля,

если через 20минут он остановится.

(1балл)

Троллейбус трогается с места с ускорением

1,2 м/с2 . Какую скорость приобретает

троллейбус за 1 минуту? (1 балл)

Точка вращается по окружности радиусом

0,2м с периодом 2с. Определить линейную

скорость.(2 балла)

Чему равен период колеса ветродвигателя,

если за 2 минуты колесо сделало 50 оборотов?

(2 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени определить характер

движения тела, начальную скорость и

ускорение на каждом участке (2 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела

от времени определить характер движения

тела, начальную скорость и ускорение на

каждом участке (2 балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Самолет при посадке коснулся посадочной

полосы аэродрома при скорости 252

км/ч.Через 30 секунд он остановился.

Определить путь , пройденный самолетом

при посадке.

Тело брошено вертикально вниз со скоростью

5м/с с высоты 20м. Определить время

падения тела на землю и скорость тела в

момент падения.

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени построить графики

зависимости ах(t), Sx(t)

По графику зав-ти скорости движения тела

от времени построить графики зависимости

ах(t), Sx(t)


3 вариант

4 вариант

Автомобиль при разгоне за 10 секунд

приобретает скорость 54 км/ч. Определить

ускорение автомобиля. (1балл)

Вагонетка движется из состояния покоя с

ускорением 0,25 м/с2. Какую скорость будет

иметь вагонетка через 2 минуты от начала

движения? (1 балл)

Определить период вращающегося диска, если

он за 10секунд делает 40 оборотов.

(2 балла)

Какова скорость трамвайного

вагона,движущегося по закруглению радиусом 50

метров с центростремительным ускорением

0,5м/с2.(2 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела от

времени определить характер движения тела,

начальную скорость и ускорение на каждом

участке (2балла)

По графику зав-ти скорости движения тела от

времени определить характер движения тела,

начальную скорость и ускорение на каждом

участке (2 балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Тело свободно падает с высоты 24 метра(без

начальной скорости). Определить время

падения тела и скорость тела в момент

падения на землю.(3 балла)

Автомобиль , двигаясь со скоростью 43,2 км/ч,

останавливается при торможении в течение 3

секунд. Какое расстояние он пройдет до

остановки?(3 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела от

времени построить графики зависимости ах(t),

Sx(t) (4 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела от

времени построить графики зависимости ах(t),

Sx(t)

(4

балла)
21
оценки

5

4

3

2

баллы

11-15

8-10

5-7

0-4


Контрольная работа по теме: «Кинематика»

5 вариант

6 вариант

Поезд тронулся с места и через 10секунд

разогнался до 54 км/ч. Определить

ускорение поезда. (1балл)

Автомобиль ,трогаясь с места,

движется с ускорением 0,25 м/с2. Какую

скорость будет иметь автомобиль через

4 минуты от начала движения? (1 балл)

Определить период вращающегося

колеса, если он за 2минуты делает 60

оборотов.

(2 балла)

Какова скорость автомобиля

,движущегося по закруглению радиусом

60 метров с центростремительным

ускорением 1м/с2.(2 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени определить характер

движения тела, начальную скорость и

ускорение на каждом участке (2балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени определить характер

движения тела, начальную скорость и

ускорение на каждом участке (2 балла)

Найти место и время встречи двух тел

2 способами (графич. и аналит.)(3

балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Автомобиль , двигаясь в течение

некоторого отрезка времени с

ускорением 0,6 м/с2, совершил

перемещение 400м. Какова конечная

скорость автомобиля ,если его

начальная скорость 20,5 м/с?(3 балла)

Камень свободно падает с высоты 56

метров(без начальной скорости).

Определить время падения камня и

скорость в момент падения на землю(3

балла)
22
оценки

5

4

3

2

баллы

11-15

8-10

5-7

0-4


По графику зав-ти скорости движения

тела от времени построить графики

зависимости ах(t), Sx(t) (4 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени построить графики

зависимости ах(t), Sx(t) (4 балла)

Контрольная работа по теме: «Кинематика»

7 вариант

8 вариант

Поезд ,трогаясь с

места, движется с

ускорением 1м/с2.

Какую скорость будет

иметь поездчерез 5

минут от начала

движения? (1 балл)

Автомобиль тронулся

с места и через 30

секунд разогнался до 60

км/ч. Определить

ускорение автомобиля.

(1балл)

Точка обращается по

окружности радиуса

1,5 метра с

центростремительны

м ускорением 25 м/с2

Определить скорость

точки.

(2 балла)

Каково

центростремительное

ускорение тела при его

равномерном

движении по

окружности радиусом

10 см, если при этом

тело совершает 30

оборотов в минуту.(2

балла)

По графику зав-ти

скорости движения

тела от времени

определить характер

движения тела,

начальную скорость и

ускорение на каждом

участке (2балла)

По графику зав-ти

скорости движения

тела от времени

определить характер

движения тела,

начальную скорость и

ускорение на каждом

участке (2 балла)
23
оценки

5

4

3

2

баллы

11-15

8-10

5-7

0-4


Найти место и время встречи двух тел 2

способами

(графич. и

аналит.)(3

балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Автомобиль , двигаясь в течение некоторого

отрезка времени со скоростью 90 м/с, снижает

свою скорость до 72 км/ч на пути длиной 56,25

4м. Каково ускорение автомобиля при

торможении и время торможения?(3 балла)

Тело, двигавшееся со скоростью

108км/ч,тормозит с ускорением 2м/с2 на пути

длиной 200метров. Определить конечную

скорость тела и время торможения.(3 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела от

времени построить графики зависимости ах(t),

Sx(t) (4 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела от

времени построить графики зависимости ах(t),

Sx(t) (4 балла)

Контрольная работа по теме:

«Кинематика»

9 вариант

10 вариант

Автомобиль

движется со

скоростью 108

км/ч.Определить

ускорение

автомобиля, если

через 3 минуты он

остановится.

Троллейбус

трогается с места с

ускорением 2 м/с2 .

Какую скорость

приобретает

троллейбус за 7

минут? (1 балл)
24
оценки

5

4

3

2

баллы

11-15

8-10

5-7

0-4


(1балл)

Точка вращается по окружности радиусом

2м с периодом 10 с. Определить линейную

скорость.(2 балла)

Чему равен период колеса ветродвигателя,

если за 3 минуты колесо сделало 10 оборотов?

(2 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени определить характер

движения тела, начальную скорость и

ускорение на каждом участке (2 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела

от времени определить характер движения

тела, начальную скорость и ускорение на

каждом участке (2 балла)

Найти

место и

время

встречи двух

тел 2

способами

(графич. и

аналит.)(3

балла)

Найти место и

время встречи

двух тел 2

способами

(графич. и

аналит.)(3

балла)

Вертолет при посадке коснулся посадочной

полосы аэродрома при скорости 126

км/ч.Через 15 секунд он остановился.

Определить путь , пройденный

вертолетом при посадке.(3 балла)

Тело брошено вертикально вниз со скоростью

15м/с с высоты 30м. Определить время

падения тела на землю и скорость тела в

момент падения.(3 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени построить графики

зависимости ах(t), Sx(t)

По графику зав-ти скорости движения тела

от времени построить графики зависимости

ах(t), Sx(t)
25

11 вариант

12 вариант

Автобус трогается с места с ускорением

0,4м/с2 . Какую скорость приобретает

автобус за 3 минуты? (1 балл)

Поезд движется со скоростью 60

км/ч.Определить ускорение поезда, если через

0,5 минут он остановится. (1балл)

Точка вращается по окружности радиусом

5м с частотой 2 Гц. Определить линейную

скорость.(2 балла)

Чему равна частота колеса ветродвигателя,

если за 3 минуты колесо сделало 10 оборотов?

(2 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени определить характер

движения тела, начальную скорость и

ускорение на каждом участке (2 балла)

По графику зав-ти скорости движения тела

от времени определить характер движения

тела, начальную скорость и ускорение на

каждом участке (2 балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Найти место и время встречи двух тел 2

способами (графич. и аналит.)(3 балла)

Вертолет при посадке коснулся посадочной

полосы аэродрома при скорости 126

км/ч.Через 15 секунд он остановился.

Определить путь , пройденный

вертолетом при посадке.(3 балла)

Тело брошено вертикально вниз со скоростью

15м/с с высоты 30м. Определить время

падения тела на землю и скорость тела в

момент падения.(3 балла)

По графику зав-ти скорости движения

тела от времени построить графики

зависимости ах(t), Sx(t)

По графику зав-ти скорости движения тела

от времени построить графики зависимости

ах(t), Sx(t)
26

Урок №7

Открытый урок – игра: « Основы кинематики»

Цели:
1.
Обучающие: научить применять имеющиеся знания к различным

теоретическим и практическим заданиям; повторить основные законы,

определения, понятия и формулы в ходе игры; совершенствовать навыки

решения качественных и расчетных задач.
2.
Развивающие: развивать интерес к физике; развивать речь учащихся, навыки

выступления перед аудиторией; развивать логическое мышление; развивать

коммуникативные способности; развивать культуру общения; научить

рефлексировать.
3.
Воспитательные: формировать навыки коллективной работы; формировать

сознательную дисциплину; воспитывать уважительное отношение друг к

другу, к точке зрения товарищей; повышать познавательную деятельность и

активность учащихся; воспитывать умение достойно проигровать,

анализировать пробелы и промахи.

Организация игры:

Класс делится на три команды по 7 – 8 человек. Из числа наиболее успевающих

учеников формируется группа консультантов – наблюдателей (по числу команд).

Выбирается секретарь, который оформляет экран соревнования. С группой

консультантов заранее проводится инструктаж, в котором указывается, что они

должны знать ответы на все вопросы игры; ведут наблюдение за участием игроков в

обсуждении и решении вопроса, отмечая активность каждого члена команды в

специальной ведомости игры; подводят промежуточные и окончательные итоги

игры вместе с учителем. Кабинет физики оснащается экраном соревнования,

графиками движения. Для каждой команды распечатываются листы с заданиями;

для каждого консультанта готовится ведомость игры, где будет отмечаться

активность членов команды.

Подготовительный этап.

Учитель разбивает класс на команды по «силам»; объясняет условия игры; проводит

подготовительную работу с консультантами. Команды должны выбрать капитана

команды и название команды; подготовится к участию в игре по заданной теме.

Повторить законы, определения, формулы, методы решения задач.

Ход игры

1 Представление команд (название, капитан).

2. Представление консультантов.
27

3. Ознакомление с правилами игры:

- игра проводится в виде соревнования между командами;

- в игре 5 туров. В каждом туре команда получает задание, которое должна

выполнить за фиксированное время. Капитан организовывает обсуждение и решение

вопроса, обеспечивает участие каждого в игре;

- побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов;

- в конце урока выставляется оценка каждому ученику с учетом мнения

консультантов.

Тур 1. « Говори правильно»

Законы или определения, приведенные ниже, имеют ряд неточностей и недостатков.

Попробуйте с помощью дополнительного блока дать правильные формулировки.

Время выполнения --7мин.
1.
Перемещением тела называется отрезок, соединяющий начальное и конечное

положение тела.
2.
Скорость равномерного прямолинейного движения – это путь, пройденный

телом за единицу времени.
3.
Механическим движением тела называется изменение его положения в

пространстве.
4.
Прямолинейным равномерным движением называется движение, при котором

тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
5.
Если тело движется по прямой, то его путь и перемещение совпадают.
6.
Ускорение – это величина. Численно равная отношению скорости ко времени.
7.
Тело, у которого малые размеры, называется материальной точкой.
8.
Движение, при котором скорость с течением времени меняется, называется

равнопеременным движением.
9.
Основная задача механики состоит в том, чтобы знать положение тела.
10.
Ускорение всегда совпадает по направлению со скоростью.

Дополнительный блок:

- перемещение;

- системы отсчета;

- скорость меняется одинаково;

- не действуют другие тела;

- вдоль одной и той же прямой;

- направленный;

- можно пренебречь в данной задаче4

- в любой момент времени;

- любые;
28

- относительно других тел;

- равные промежутки времени;

- одинаковые перемещения;

- величина, численно равная;

- не всегда;

- одинаково;

- в одну сторону;

- прямой.

Тур 2. « Исправленному верить»

В приведенных формулах имеются ошибки. Найдите их и исправьте. Время -3 мин.

1. при равнозамедленном движении v = vo + t.

2. при равноускоренном движении а = ϑ/ t.

3. при равноускоренном движении по вертикали h = ϑО t + t2/2

4. при равноускоренном движении ϑ = a t2/2

5. средняя скорость ϑ = s/t

6. при равноускоренном движении s =( ϑ - ϑо )2/ 2а

7 при равнозамедленном движении s = ϑо + аt2/2.

Тур 3. « Озадаченный»

Вам предстоит решить задачи на относительное движение тел. Время выполнения

-8 мин.

Задача № 1 Самолет летит из пункта А в пункт В, расположенный на расстоянии l =

300км к востоку. Найти продолжительность полета, если а) ветра нет; б) ветер

дует с севера на юг; в) ветер дует с запада на восток. Скорость ветра u = 20 м/с, а

скорость самолета относительно воздуха ϑо = 600км/ч.

Задача № 2 Тело 1 движется равноускоренно, имея начальную скорость ϑ10 и

ускорение а1.Одновременно с телом 1 начинает двигаться равнозамедленно тело 2 ,

имея начальную скорость ϑ20 и ускорение а2. Через какое время после начала

движения оба тела будут иметь одинаковую скорость?

Тур 4. « Тайнопись»
29

В кроссворде записаны ответы на вопросы. Слова могут располагаться по

горизонтали и по вертикали ( диагональ запрещается). Найдите эти ответы,

отметив их. В скобках указано количество букв в словах. Время выполнения – 6 мин.

о

о

р

д

а

с

к

о

р

и

т

и

с

к

о

н

а

е

п

ь

с

т

ь

и

у

т

ч

а

с

н

у

с

к

о

р

е
1.
Скорость изменения скорости ( 9 букв).

2. Длина траектории ( 4 буквы).

3. ds/ dt ( 8 букв ).

4. Единица времени (3 буквы).
5
Одна из величин, определяющих положение точки в пространстве ( 10 букв ).
6.
международная система единиц ( 2 буквы ).

Тур 5. « Аукцион»

Время проведения -15 мин.

На аукцион выставляется лот. Задача команд: найти как можно больше

информации по этому вопросу. Команды отвечают поочередно. Лот переходит к той

команде, которая дает последний правильный ответ.

Лот №1 Стоимость вопроса –3балла.

Поезд движется со скоростью 36 км/час. Если выключить ток, то поезд

остановится через 20 с. Найдите все возможные кинематические характеристики.

Лот № 2 стоимость вопроса -2 балла.

Дан график движения тела. Какая команда сможет прочитать по нему максимум

информации.

Подведение итогов.
30
31