"Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности"
Автор: Филиппенко Надежда Анатольевна Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МОБУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова
Населённый пункт: Новокубанский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности"
Педагогические науки/ 3.Методические основы воспитательного процесса.
Филиппенко Надежда Анатольевна
Активизация познавательной и творческой деятельности
учащихся при изучении химии
посредством проектно – исследовательской деятельности
учитель химии, биологии МОБУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова,
Краснодарский край, Россия
В Российской Федерации вопросы активизации познавательной и
творческой деятельности учащихся при изучении химии относятся к числу
наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Реализация принципа активности в обучении посредством проектно -
исследовательской деятельности имеет определенное значение. Ее особая
значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей
деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и
на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.
Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения
учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению
конкретных задач.
В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий,
которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают
авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты
учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию
применения активных форм обучения.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия,
теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется
на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных
взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд,
ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность,
общение), а также путем выполнения различных предметно-практических
действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование,
решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения
познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку
учебно-познавательной деятельности или учении.
Изучение процесса становления творческой личности (творческая
деятельность) имеет научную и практическую актуальность в силу того, что
творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной,
профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом
развития открытого общества.
Опыт творческой деятельности,
рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания
образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Одним из
таких - является проектно – исследовательский путь. Трудности, связанные с
достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены
тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным
сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в
себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение
проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе
образования в частности.
Проектно-исследовательская деятельность
– это образовательная
технология, предполагающая решение учащимися исследовательской,
творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется
научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Проектно-
исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-
ориентированная технология, отражает основные принципы естественно-
научного подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение
учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие
обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к
учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Введение данной технологии в учебный процесс позволяет педагогу не
столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его
познавательную и творческую деятельность, делает ученика не объектом, на
который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса
обучения, поскольку для решения поставленной задачи недостаточно
действовать по образцу, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и
применении новых знаний. Работа по данной технологии является для
учащихся новым видом учебно-познавательной и творческой деятельности,
которая во многом отличается от привычной «меловой технологии». Возникает
возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить
себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и
показать публично достигнутый результат. Проектно – исследователькую
деятельность называют технологией четвертого поколения, которая в свою
очередь способствует развитию и совершенствованию многих подходов и
методов в обучении.
Список литературы:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход. М: 2001.
3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления:
Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
4. Новикова
Т. Проектные технологии на
уроках и
во внеурочной
деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.