"Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности"

Автор: Филиппенко Надежда Анатольевна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МОБУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова
Населённый пункт: Новокубанский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности"
Дата публикации: 05.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогические науки/ 3.Методические основы воспитательного процесса.
Филиппенко Надежда Анатольевна
Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности учитель химии, биологии МОБУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова, Краснодарский край, Россия В Российской Федерации вопросы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении посредством проектно - исследовательской деятельности имеет определенное значение. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных
взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Изучение процесса становления творческой личности (творческая деятельность) имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Одним из таких - является проектно – исследовательский путь. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности. Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Проектно- исследовательская технология, как новая педагогическая личностно- ориентированная технология, отражает основные принципы естественно- научного подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие
обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Введение данной технологии в учебный процесс позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную и творческую деятельность, делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи недостаточно действовать по образцу, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данной технологии является для учащихся новым видом учебно-познавательной и творческой деятельности, которая во многом отличается от привычной «меловой технологии». Возникает возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектно – исследователькую деятельность называют технологией четвертого поколения, которая в свою очередь способствует развитию и совершенствованию многих подходов и методов в обучении. Список литературы: 1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. 2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 2001. 3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.