Напоминание

"Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе"

Автор: Огромова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ №2 Крюковская ООШ
Населённый пункт: Ростовская область, Константиновский район, х.Крюков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План – конспект урока по русскому языку

Тема урока:
«Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе»
Класс -
4
Цели:
1.Закрепить умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы в единственном и во множественном числе. 2.Активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах ; развивать мышление , правильную и грамотную речь учащихся. 3.Воспитывать желание стать грамотным пешеходом, выполнять правильно сигналы светофора, быть внимательным на дороге.
Ход урока:

1.Организационный момент.
- Сегодня у нас пройдет необычный урок русского языка на котором мы с вами вспомним и закрепим пройденный ранее материал. Наш урок мы начнем с вами с минутки чистописания.
2.Минутка чистописания.
Посмотрите все на доску, какую букву мы с вами будем прописывать? - Мы будем прописывать букву С, заглавную и строчную с элементами наклонной линии. - А вот почему я взяла именно эту букву вы узнаете ,отгадав загадку. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь И машинам помогаю И тебе хочу помочь? (Это слово светофор, оно начинается с буквы С) - Как вы понимаете, что такое светофор и что вы о нем знаете? ( Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает , когда можно ехать, а когда нужно остановиться) - Ребята , а вы знаете, почему он так называется? Корень «свет» нам понятен, а вот корень «фор» означает - несущий свет. А сейчас мы прослушаем стихотворение про светофор. (ученик читает стихотворение ) Утром проснёшься ты, Выйдешь из дому- На перекрёстке твой Старый знакомый Он огоньком тебе Красным мигнёт Скажет: «Опасно!» Закрыт переход. Жёлтый зажжётся Чуть-чуть подожди Вспыхнет зелёный «Спокойно иди!» (загорается слайд №1.) - Сейчас мы прослушаем сообщение ребят. - Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. А в России светофор появился на улицах Москвы в 1929 году.
- Спасибо , ребята за сообщение. А сейчас мы проведём словарную работу с этим словом и запишем его к себе в тетрадь. (дети записывают слово в тетрадь). Из каких корней состоит это слово и при помощи какой гласной буквы соединены? - Слово светофор состоит из двух корней, соединённых соединительной гласной О. - Давайте составим предложение с этим словом и запишем в тетрадь.(дети составляют разные предложения, а одно записывают в тетрадь, а один ученик записывает на доске.) На улице Советской сломался светофор. - Разберём это предложение и дадим характеристику. - Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, так состоит из одной грамматической основы, распространённое. (Посмотрите все на экран, загорается слайд №2.) - Что это за столбики слов? Дети: Это словарные слова, их написание нужно запомнить. Учитель: Что объединяет слова первого столбика? Дети: Удвоенная согласная в корне. Учитель: Какое слово здесь «лишнее»? Дети: Слово ещё. Учитель: Что объединяет слова второго столбика? Дети : Безударная гласная ,непроверяемая ударением. Учитель: Какое слово лишнее? Дети : Слово огурец. Учитель : Первый вариант спишет слова первого столбика к себе в тетрадь, а второй вариант спишет слова второго столбика .Выделите и подчеркните орфограммы и поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте написанное (взаимопроверка). Вы наверное устали ,ну тогда все дружно встали.
3.Физкультминутка
. Мы работали отлично Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс Выше руки, выше пятки Улыбнитесь веселей Мы попрыгаем как зайки ! Сразу станем всех бодрей Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! Учитель: Посмотрите на экран, (появляется слайд №3.) Прочитайте слова, которые получились из первых букв наших столбиков. Дети: Число и падеж. Учитель: Посмотрите на следующий слайд №4. Расскажите по схеме, что вы знаете о числе. Приведите свои примеры единственного и множественного числа. Запишите самостоятельно свои примеры к себе в тетрадь. (дети записывают слова к себе в тетрадь). Учитель: Следующее слово – падеж. Перечислите падежи, употребляемые в русском языке вместе со вспомогательными словами и вопросами. Глядя на эти слова , сформулируйте тему нашего урока.
4.Формулирование темы и цели урока:

- Изменение имён существительных по падежам в единственном числе и во множественном числе является темой нашего урока. Откройте домашнее задание и посмотрите как вы изменяли имена существительные по падежам. (Зачитывают слова из домашнего упражнения). - Давайте вспомним, как можно изменить слова по падежам, стоящие в разных числах. Для этого необходимо выполнить упражнение №126 на странице 100. (Дети читают задание, один ученик выходит к доске.) Запись на доске: Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры. Учитель: Какой вывод можно сделать , исходя из написанного ? Дети : Имена существительные изменяются по падежам и в единственном числе и во множественном числе. Учитель: Внимание на экран, ( появляется слайд №5).Изменение слов происходит с изменением их окончания, а основа остаётся та же. Теперь мы разобьёмся по 6 человек на группы и будем изменять имена существительные множественного числа по падежам. А чья группа быстрее выполнит задание, поднимает сигнальные карточки. У нас получилось 4 группы. Задание для групп – изменить слова: Первая группа – светофоры. Вторая группа – пешеходы. Третья группа – дети. Четвёртая группа – мячи. Учитель: Слушаем представителя каждой группы.
5.Физкультминутка
. Учитель: Я буду называть имена существительные и в единственном и во множественном числе, а вы, если услышите существительное в единственном числе- делаете наклон вправо, а если во множественном числе – наклон влево. Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюд, слоны , тигр , тигрята ,парты , стул ,метель, дожди , снега, день, ночи . Учитель: А теперь мы с вами подведём итог урока при помощи теста и сделаем выводы ,чему мы с вами научились на этом уроке. Внимание на экран ,появляется слайд №6 .Выберите только букву с правильным ответом и запишите номер задания к себе в тетрадь.
Тест.
1.В форме какого числа имена существительные могут изменяться по падежам? А) в форме единственного числа Б) в форме множественного числа В) в форме единственного и множественного числа. 2. Какая часть у слов изменяется? А) приставка Б) окончание В) корень 3.Выберите строчку, в которой имена существительные стоят в форме множественного числа. А) окно, жирафы, тетрадь Б) пеналы, газеты, ручки В) ремонты, рюкзаки, морозы
Учитель: Давайте проверим, какие ответы у вас получились, внимание на экран, появляется слайд №6. Учитель: А теперь мы с вами поиграем в игру: «
Какое слово лишнее»
Прочитайте слова, в форме какого числа стоят эти слова? Колибри, кенгуру, шоссе Фламинго, пони, шимпанзе Какао, кофе, домино Алоэ, радио, кино. Слов этих ты не забывай И никогда не изменяй.
6. Домашнее задание:
На странице 101 есть упражнение №127, в котором нужно изменить слово звезда по падежам в форме единственного и множественного числа.
7.Подведение итогов урока:
Учитель: Что вам сегодня понравилось на уроке? Чему мы научились на этом уроке? А почему наш урок оказался необычным?
8. Выставление оценок за урок

-
Сегодня активно на уроке работали __________, ______________ и т.д.