"Формы и методы работы по определению усвоения образовательных программ обучающимися"

Автор: Ахметова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДОД ДЮЦ "Венед"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Нефтекамск
Наименование материала: Доклад на педагогическом совете
Тема: "Формы и методы работы по определению усвоения образовательных программ обучающимися"
Дата публикации: 05.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Доклад на тему:

«Формы и методы работы по определению

усвоения образовательных программ

обучающимися»
Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач. Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Адаптированная образовательная программа по атлетической гимнастике разработана для детей 12-15 лет. Цель образовательной программы направлена на развитие силовой выносливости, укрепление опорно-двигательного и связочного аппарата и воспитание целеустремленности, дисциплинированности, силы воли. Для усвоения образовательных программ педагоги дополнительного образования широко используют разнообразные формы и методы обучения. Метод обучения представляет собой процесс взаимодействия педагога с воспитанником, в результате чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые были предусмотрены содержанием обучения, в данном случае содержанием адаптированной образовательной программы по атлетической гимнастике. Словесный метод - его основой является слово, а задача педагога преподнести информацию обучающемуся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Словесные методы: - объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов упражнения - пояснения и комментарии при выполнении обучающегося отдельных элементов упражнения, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование: конкретность и точность пояснений.
При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации к обучению. - Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности Диалог помогает активизации детей на освоение данного материала - Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений. Для повышения активности деятельности воспитанников на занятиях применяются следующие словесные методы: 1) команды: при подготовке к соревнованиям – выполнение упражнений по командам 2) указания: методические и организационные 3) подсчет: для проведения упражнений разминки Чтобы повысить эмоциональность занятий дается музыкальное сопровождение при проведении разминки. - Метод проблемного обучения применяется, например, развитие двуглавой мышцы плеча (бицепс), обучающийся должен выбрать средство для ее развития из предложенных на выбор упражнений. Наглядный метод – подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений. Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти обучающихся. Наглядные методы даются с использованием непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений педагогом на занятиях применяется показ наглядных пособий: журналы, карточки, рисунки, видеофильмы. Показ педагога сопровождается словесными комментариями. Показ на занятиях играет особую роль, так как дети запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Практический метод – это практическое выполнение упражнений обучающимися. Сколько бы ребенок не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через свое тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание. Методы практического выполнения упражнений проводятся: -целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения
-расчлененным методом -игровым методом -соревновательным методом Все эти методы применяются на занятиях по атлетической гимнастике. В процессе обучения важно подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать уровень функциональных возможностей и физических способностей. Форма проведения учебно-тренировочных занятий по атлетической гимнастике подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования. Применяются различные формы занятий: учебно-тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирование, замер антропометрических данных, культурно-массовые мероприятия, конкурсы, экскурсии, лекции, подвижные игры. Несмотря на многообразие форм занятий, все они должны отвечать общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучении: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий. Уровень усвоения адаптированной образовательной программы по атлетической гимнастике определяют показатели начальной и итоговой аттестации, в которую входят вопросы теории и практики. По специализации - ребенок должен назвать основные группы мышц и указать их месторасположение. На заданную группу мышц обучающийся должен правильно выполнить упражнение, например, упражнение на сгибатели бедра – сгибание ног на блочном тренажере в положении лежа на животе. При выполнении упражнения оценивается техника выполнения с учетом дыхания и пауз. В течение учебного года обучающийся сдает 2 раза в год учебные нормативы по дисциплинам обшей физической подготовки: подтягивание на перекладине (мальчики), разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища в положении лежа, прыжки в длину с места.
К моменту завершения программы воспитанник должен освоить технику выполнения упражнений на тренажерах, упражнения со свободными отягощениями (гантели, штанга); технику выполнения основных соревновательных упражнений (жим лежа со штангой, становая тяга, приседания со штангой на плечах). Результаты начальной аттестации в начале учебного года позволяет выявить наиболее одаренных воспитанников для дальнейшего участия в соревнованиях. По результатам начальной и итоговой аттестации определяется уровень усвояемости образовательной программы. В дальнейшем, в зависимости от процента воспитанников, усвоивших образовательную программу, идет ее коррекция для разного уровня подготовленности детей, от их функциональных возможностей организма.