Автор: Лосева Ирина Николаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "РАТТ"
Населённый пункт: поёлок Ракитное Белгородская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Методика преподавания литературы"
Методика преподавани литературы.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Методика преподавания литературы как наука существует более
двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и
задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или
другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько
искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными
способностями преподавателя, отсутствие которых не возмещается
знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему,
а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество
преподавания.
С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и
педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая
только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о
действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном
умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на
квалификации.
В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность
преподавателя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к
своему предмету и к студентам, увлечённость профессией, постепенное
систематическое накопление опыта преподавания.
Любая наука имеет право на существование как отдельная,
самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:
1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой
наукой;
2. общественной необходимости исследования данного предмета;
3. специфических методов научного исследования.
Основная задача методики преподавания литературы как науки -
открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к
закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям
дидактическим и психологическим.
Литературоведение изучает закономерности развития художественной
литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология -
закономерности психической деятельности человека. С этими науками
методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но
решает при этом свои специфические задачи.
На основе открытия закономерностей процесса обучения методика
разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные
правила, представляющие собою исходные данные для руководства
практикой.
Методика преподавания литературы - педагогическая наука,
предметом, которой является общественный процесс воспитывающего
обучения студентов литературе как учебному предмету и задача которой
состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более
глубокого правильного руководства им.
Общественное значение методики преподавания литературы
обусловлено огромным воспитательным значением художественной
литературы.
Обучение литературе входит составной частью в работу техникума в
целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей
общую теорию и общие принципы обучения.
Методика преподавания литературы тесно связана с
литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта
связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса
литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы
обучения.
Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы
затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие
вопросы.
В решении ряда проблем методика преподавания литературы
соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это
психология художественного восприятия и психология обучения,
умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.
Но психология и методика не совпадают по предмету изучения:
педагогическая психология изучает психическую жизнь студентов;
методика-педагогический процесс обучения как общественное явление,
усвоение студентами круга знаний, общее и литературное развитие,
формирование умений и навыков.
Педагогический процесс в техникуме - явление очень сложное, в
котором взаимосвязана обучающая работа преподавателей и учебная
работа студентов по разным предметам. Поэтому методика каждого
предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких
предметов - русского языка, литературы, истории, обществознания.
Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения.
Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в
техникуме. Основные элементы этого процесса:
цели обучения, учебный
процесс, учитель, ученик.
Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации
в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы
егоизучения преподавателю; деятельность преподавателя формирует
знания, умения, навыки студенов.
Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и
задачи преподавания литературы втехникуме. Курс литературы должен
отвечать воспитательным и образовательным задачам техникума,
требованиям научности и возрастным особенностям студентов.
Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны
произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и
внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система
знаний и умений по теории и истории литературы и система развития
устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.
Разработка методов обучения связана с решением таких проблем:
взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод
обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа
художественного произведения и т.д.
Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных
пособий, проблему наглядности и использования технических средств
обучения.
Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации
учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные занятия
(кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.).
Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке
преподавателя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как
специалиста.
Предмет научного исследования в методике - обучение студентов
литературе как учебному предмету. Следует различать практическое
изучение процесса обучения преподавателем для совершенствования
личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории
методики, совершенствования практики обучения в целом.
исследователями проблемой и гипотезой.
3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).
4. Лабораторный эксперимент.
Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и
последующей теоретической работы.