Напоминание

"Методика преподавания литературы"

Автор: Лосева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "РАТТ"
Населённый пункт: поёлок Ракитное Белгородская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Методика преподавания литературы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методика преподавани литературы.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями преподавателя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания. С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации. В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность преподавателя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к студентам, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания. Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий: 1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой; 2. общественной необходимости исследования данного предмета; 3. специфических методов научного исследования.
Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим. Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи. На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой. Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения студентов литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им. Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы. Обучение литературе входит составной частью в работу техникума в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.
Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы. В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания. Но психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь студентов; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение студентами круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков. Педагогический процесс в техникуме - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа преподавателей и учебная работа студентов по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - русского языка, литературы, истории, обществознания. Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в техникуме. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик. Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы егоизучения преподавателю; деятельность преподавателя формирует знания, умения, навыки студенов. Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы втехникуме. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам техникума, требованиям научности и возрастным особенностям студентов.
Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи. Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д. Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения. Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.). Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке преподавателя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста. Предмет научного исследования в методике - обучение студентов литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения преподавателем для совершенствования личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом. исследователями проблемой и гипотезой. 3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений). 4. Лабораторный эксперимент. Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.