"Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментально-исследовательской деятельности"

Автор: Никитина Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №43 "Гнездышко"
Населённый пункт: город Тольятти Самарской области
Наименование материала: проект
Тема: "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментально-исследовательской деятельности"
Дата публикации: 05.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР в экспериментально-исследовательской

деятельности».

Актуальность.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР . Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Цель:
развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста с ОНР к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.
Задачи:
1. - изучение и анализ научной и методической литературы по
экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду; 2. - создание педагогических, оптимальных условий в группе для экспериментально-исследовательской деятельности; 3. - разработать технологию экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста; 4. - определить эффективные формы взаимодействия детей с педагогами, родителями и социумом; 5. - анализ, результативность и перспективы работы по экспериментально- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.


Сроки реализации проекта:
октябрь 2015 г.- ноябрь 2015г.
Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

1 . Организационный
(подготовительный). Октябрь 2015г. (1 неделя) Изучение научно- методической литературы, создание педагогических условий, предметно- пространственной развивающей среды, подбор дидактических игр, методов, приёмов, подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей, выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
2.Практический
(содержательный). Октябрь-ноябрь 2015г. (3 недели). Внедрение в практическую деятельность знаний, полученных в НОД, беседах, экскурсиях, играх и т.д.
Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
3.Итоговый
Ноябрь 2015 г. (1 неделя). Анализ достижения целей и полученных результатов; Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.
Практическая часть.

1.Разработка перспективного плана деятельности.

2. Создание стационарной экспериментально-исследовательской среды в

группе.
 мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях.  Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования.  Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована
и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : “Песок и вода”, “Звук”, “Магниты”, “Бумага”, “Свет”, “Стекло и пластмасса”, “Резина”.  Основным оборудованием в уголке являются: 
-
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);  - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;  - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;  - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;  - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;  - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);  - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;  - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.  При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: а) безопасность для жизни и здоровья детей; б) достаточность; в) доступность расположения.  Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.  Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования может “жить” Мудрая Сова, от имени которой
предлагаются задания-записки. 3.
Темы бесед с детьми.
“Вода на Земле. Какая бывает вода” “Свойства воды” “Круговорот воды в природе. Почему так говорят?” “Живые организмы Мирового океана” “История развития водного транспорта”“Изучение морских глубин” “Подводные аппараты и их изменение во времени” 4.
ОД по теме: “Вода”.
5
.опыты- эксперементы:
“Подводная лодка №1. “Подводная лодка”№ 2 Как достать монету из воды, не замочив рук? Цветы лотоса. Естественная лупа. Водяной подсвечник. Как добыть воду для питья? Чудесные спички. Умывальников начальник. Делаем облако. 6..
Работа с родителями
- анкетирование “Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей дома”; - привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды; - домашняя работа по поиску информации; - родительское собрание “Роль семьи в развитии интереса к опытно- экспериментальной деятельности дошкольников”; - оформление наглядной информации; - создание мини-музея; - Консультация для родителей “Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”.
Ожидаемые результаты:
1. Организация развивающей среды и экспериментально-исследовательской деятельности способствует:  у детей - развитию познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышления, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи,
умению формулировать свои мысли;  у педагога – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства; 2. В ходе реализации проекта у детей сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам. 3. 3.Дети овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (начнут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи). 4. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 5.
Оценка результатов.
В результате проделанной работы я предполагаю достижение цели в сформированности познавательного интереса у старших дошкольников с ОНР через экспериментально -исследовательскую деятельность.
Список

литературы:


1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32. 2. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26. 3. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду //Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. - № 2. – С.16-20. 4. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с 5. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель – 2009. - № 6, с. 32-33.
6. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2005 7. Рыжова Н. А. Волшебница – ода Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2007 8.