"Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментально-исследовательской деятельности"
Автор: Никитина Любовь Петровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №43 "Гнездышко"
Населённый пункт: город Тольятти Самарской области
Наименование материала: проект
Тема: "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментально-исследовательской деятельности"
Проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР в экспериментально-исследовательской
деятельности».
Актуальность.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР .
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми
предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в
организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы
должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с
овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем
решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования
правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных
связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная
готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие
экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически
грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно
относиться к воде.
Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию
у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать
делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к
достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и
познавательной деятельности.
Цель:
развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного
возраста
с
ОНР
к
экспериментально-исследовательской
деятельности.
Воспитание экологического сознания.
Задачи:
1.
-
изучение
и
анализ
научной
и
методической
литературы
по
экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду;
2.
-
создание
педагогических,
оптимальных
условий
в
группе
для
экспериментально-исследовательской деятельности;
3.
- разработать технологию экспериментальной деятельности для работы с
детьми старшего дошкольного возраста;
4.
- определить эффективные формы взаимодействия детей с педагогами,
родителями и социумом;
5.
- анализ, результативность и перспективы работы по экспериментально-
исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
с ОНР.
Сроки реализации проекта: октябрь 2015 г.- ноябрь 2015г.
Этапы проекта
Сроки этапов проекта
Задачи этапов проекта
1 . Организационный
(подготовительный).
Октябрь 2015г.
(1 неделя)
Изучение научно-
методической
литературы, создание
педагогических условий,
предметно-
пространственной
развивающей среды,
подбор дидактических
игр, методов, приёмов,
подбор
диагностического
инструментария для
выявления знаний детей,
выявление интереса и
уровня знаний детей по
теме проекта;
Формирование банка
данных об уровне
родительской
компетентности в
вопросах обозначенной
темы.
2.Практический
(содержательный).
Октябрь-ноябрь 2015г.
(3 недели).
Внедрение в
практическую
деятельность знаний,
полученных в НОД,
беседах, экскурсиях,
играх и т.д.
Реализация проекта
через взаимодействие с
коллегами и
родителями, активное
внедрение
нетрадиционных форм
работы с детьми, в т. ч.
проектно-игровую
деятельность ребенка;
определение содержания
работы как базового
компонента в
приоритетном
направлении
деятельности педагога;
3.Итоговый
Ноябрь 2015 г.
(1 неделя).
Анализ достижения
целей и полученных
результатов;
Определение
дальнейших
направлений реализации
рассматриваемой в
проекте проблемы в
воспитательно-
образовательном
процессе ДОУ.
Практическая часть.
1.Разработка перспективного плана деятельности.
2. Создание стационарной экспериментально-исследовательской среды в
группе.
мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях.
Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории
мог
совместно
с
воспитателем
и
самостоятельно
продолжить
исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы
подвижные уголки экспериментирования.
Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована
и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в
которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны
распределяются по следующим направлениям : “Песок и вода”, “Звук”,
“Магниты”, “Бумага”, “Свет”, “Стекло и пластмасса”, “Резина”.
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,
мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать
следующие требования: а) безопасность для жизни и здоровья детей; б)
достаточность; в) доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть
разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с
детьми
разрабатываются
условные
обозначения,
разрешающие
и
запрещающие знаки.
Материал
для
проведения
опытов
в уголке
экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные
ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке
экспериментирования может “жить” Мудрая Сова, от имени которой
предлагаются задания-записки.
3. Темы бесед с детьми.
“Вода на Земле. Какая бывает вода” “Свойства воды” “Круговорот воды в
природе. Почему так говорят?” “Живые организмы Мирового океана” “История
развития
водного
транспорта”“Изучение
морских
глубин” “Подводные
аппараты и их изменение во времени”
4. ОД по теме: “Вода”.
5 .опыты- эксперементы: “Подводная лодка №1. “Подводная лодка”№ 2 Как
достать монету из воды, не замочив рук? Цветы лотоса. Естественная лупа.
Водяной подсвечник. Как добыть воду для питья? Чудесные спички.
Умывальников начальник. Делаем облако.
6.. Работа с родителями
-
анкетирование
“Организация
экспериментально-исследовательской
деятельности детей дома”;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды; -
домашняя работа по поиску информации;
- родительское собрание “Роль семьи в развитии интереса к опытно-
экспериментальной деятельности дошкольников”;
- оформление наглядной информации;
- создание мини-музея;
- Консультация для родителей
“Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”.
Ожидаемые результаты:
1.
Организация развивающей среды и экспериментально-исследовательской
деятельности способствует:
у детей - развитию познавательной и учебной деятельности, психических
процессов, активизации мышления, умственных умений анализа, синтеза,
сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи,
умению формулировать свои мысли;
у педагога – изучению и внедрению новых технологий, повышению
профессионального мастерства;
2.
В ходе реализации проекта у детей сформируется бережное и экономное
отношение к водным ресурсам.
3.
3.Дети овладеют несложными способами экспериментирования с водой.
У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту
(начнут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать
причинно-следственные связи).
4.
Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом
образовании детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
5.
Оценка результатов.
В результате проделанной работы я предполагаю достижение цели в
сформированности познавательного интереса у старших дошкольников с ОНР
через экспериментально -исследовательскую деятельность.
Список
литературы:
1.
Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском
саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.
Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую
деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
3.
Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду
//Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. - № 2.
– С.16-20.
4.
Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с
5.
Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного
возраста // Учитель – 2009. - № 6, с. 32-33.
6.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2005
7.
Рыжова Н. А. Волшебница – ода Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2007
8.