Напоминание

"Рабочая программа по основам проектной деятельности"

Автор: Зеленина Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Орловская ООШ"
Населённый пункт: деревня Чернево, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по основам проектной деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам проектной деятельности составлена на основе нормативных документов: 1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ; ст. 75, 79, 84; 2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 3.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012; 4.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993); 5.Основная образовательная программа основного общего образования 6.Программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «Учебная литература», 2009. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. С 01.09.2015 года МБОУ "Орловская ООШ " приступила к реализацию ФГОС ООО . Обеспечение выполнения требований Стандарта предусматривает решение множества задач. Часть из них может решаться через организацию проектной деятельности обучающихся. Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 5-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся. Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе. Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Основные задачи: Образовательные:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие: - формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные: - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Общая характеристика курса Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей. Курс «Проектная деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с применением в МБОУ "Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1" метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся; как необходимое условие реализации индивидуального проекта по итогам года. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации , ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) , рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы. Каждый модуль в рамках курса автономен и самодостаточен. Место учебного курса в учебном плане Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Единицей учебного процесса является урок. Для проверки знаний учащихся, а также навыков работы на компьютере используется несколько различных форм контроля: обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий проект. Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на - рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;  развитие морального сознания и компетентности в решении мо ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование коммуникативной компетентности в общении и со трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу - ментировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепля ется в процессе освоения учебного предмета:
 сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.  сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.  сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.  сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Содержание программы по курсу «Основы проектной деятельности» Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала: № Название модуля Количество часов общее теория Практика 1 Работа с каталогами 7 2 5 2 От проблемы к цели 12 4 8 3 Работа с программой подготовки презентации Power Point. 15 2 13 Итого: 34 8 25 Модуль «РАБОТА С КАТАЛОГАМИ» При работе над проектом учащиеся сталкиваются с проблемой поиска информации. Поскольку в рамках школьной программы нет предмета или раз дела в каком-либо предмете, специально посвященного поиску информации, учащиеся сталкиваются со сложностями. Во время обучения основным источником информации является учебник (т.к. в нем содержится необходимый ми нимум информации), работы с которым недостаточно для формирования информационной компетентности. Несмотря на то, что практика написания различного рода рефератов в средней школе развита, учащиеся не обучаются специально работе с каталога ми. Поэтому часто ими используется информация либо рекомендованная учи телем, либо подобранная по случайному принципу (например, по степени дос тупности - имеется дома, у друзей, книгу легко купить в магазине и т.п.). Такой подход к использованию информации не позволяет формировать информационную компетентность.
К моменту окончания основной школы учащийся, как правило, не пред ставляет ни то, как может быть организована информация в каталогах (нет опыта посещения библиотек, нет необходимости их посещения), ни то, как инфор мацию по заданному параметру в каталоге добыть (не говоря о том, чтобы самостоятельно задавать параметр). Модуль построен таким образом, чтобы учащиеся сначала освоили алго ритм поиска информации по заданному учителем параметру. Ученики получают представление о том, что информация в каталоге в зависимости от структу ры каталога может быть представлена либо тематически, либо в алфавитном порядке; о том, как в зависимости от исходных данных выбирать тот или иной вид каталога для поиска необходимой информации. На первом этапе имеет смысл задействовать ресурсы школьной библиотеки, чтобы продемонстриро вать работу с карточными каталогами. Целесообразно не только познакомить учеников с тем, как оформляется карточка в каталоге и какую информацию она содержит, но и дать возможность самостоятельно составить небольшой карточный каталог. Следующий этап работы строится с учетом потребностей учеников в ин формации. Это может быть поиск информации для реализации проекта. При этом учащиеся получают возможность самостоятельно задавать параметры по иска: либо это поиск по алфавиту (в случае, если известны авторы/автор, у ко торых можно найти необходимую информацию), либо поиск в тематическом каталоге. После выполнения задания учителю целесообразно организовать кол лективное обсуждение того, как ученики добывали информацию, с какими сложностями им пришлось столкнуться (неправильно заданный параметр поис ка, неумение считывать информацию с карточки и т.п.) и как они с этими слож ностями справлялись. Целесообразно добиться того, чтобы учащиеся составили для себя алгоритм поиска информации в каталоге, начиная с этапа установления параметра поиска. Завершающим этапом может быть экскурсия в библиотеку. Принципиально, чтобы в этой библиотеке читатели работали с каталогами самостоятельно, а не задавали параметры поиска биб лиотекарю, как это чаще всего бывает в школьных библиотеках. Желательно, чтобы при посещении библиотеки учащиеся получили представление о работе с электронными каталогами (поняли, как он организован и попробовали работать с ним). Тема 1. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с катало гом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска ин формации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге. Практическая деятельность учащихся: работа с карточным и электрон ным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Модуль «ОТ ПРОБЛЕМЫ К ЦЕЛИ» Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. В результате освоения модуля учащиеся: получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы; получат опыт: описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы; постановки задач, адекватных цели; планирования ресурсов. Научатся: обозначать проблему; формулировать цель на основании проблемы; формировать план деятельности. Тема 1. Ситуация и проблема.
Ситуация. Описание, признак, анализ ситуации. Тема 2. От проблемы к цели. Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Цель. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски. Тема 3. Планирование деятельности. Постановка задачи, составление плана, текущий контроль. Модуль «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РАБОТА С ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWER POINT». Введение метода проектов в образовательный процесс школы заставляет пересмотреть предназначение информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе. Теперь это не самоценный объект изучения, а средство, позволяющее учителю как работать над формированием ключевых компетентностей учащихся, так и организовывать самостоятельное освоение информации учеником. Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Однако наиболее эффективный способ их освоения лежит не в плоскости тренировочных упражнений, формирующих определенные навыки, а в плоскости осознанного применения, позволяющего не только присвоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы, т.е. сделать шаг на пути формирования компетенции. При работе учащегося над проектом умение работать с мультимедийными информационными объектами актуализируется в нескольких случаях: — получение информации из мультимедиа источников; — письменная коммуникация, подготовка информационного мультимедийного продукта проектной деятельности; — публичное выступление, подготовка и использование электронной презентации. Предлагаемый учебный модуль имеет прагматическую направленность и нацелен на: — освоение пользовательских навыков в использовании ИКТ для создания, редактирования, демонстрации и печати электронных презентаций; — получение учащимися опыта представления значимой для них информации в форматах, заданных культурными образцами; — освоение способов соотнесения целей и содержания публичного выступления с содержанием поддерживающей презентации; — освоение способов отбора информации для презентации как самостоятельного продукта письменной коммуникации. Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной ключевых компетентностей. Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания модуля, может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку: 1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению. 2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации. З этап: вне рамок модуля — консультации учителя по работам в MS Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся.
Тема 1. Понятие презентации. Интерфейс программы POWER POINT. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд — отдельный кадр презентация. Программа POWER POINT — средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть», «Создать», «Сохранить». Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с помощью меню «Файл — Сохранить как...». Шаблоны презентации. Практическая деятельность учащихся: тренинг: извлечение информации из мультимедийных источников по заданию учителя, создание вторичного информационного продукта; тренинг: выполнение ситуативного задания, состоящего в анализе связанного текста и отборе содержания презентации; определение содержания презентации материалов проекта учащегося, определение шаблона на основе целей презентации учащегося. Тема 2. Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда. Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню «Вставка — Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных. Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки М S Clip Gallery. Создание фона слайда с помощью меню «Формат — Фон». Выбор цвета фона из набора заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки. Практическая деятельность учащихся: тренинг: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем; создание презентации материалов проекта учащегося. Тема 3. Настройка анимации текста, рисунков. Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок. Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов - Настройка анимации». Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации. Практическая деятельность учащихся: тренинг: анимация и озвучивание объектов слайда по техническому заданию, предложенному учителем; анимация и озвучивание презентации материалов проекта учащегося. Тема 4. Демонстрация презентации. Печать презентации. Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки. Меню «Показ слайдов — Показ». Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл — Печать». Практическая деятельность учащихся: демонстрация презентации материалов проектов учащихся. Формы и средства контроля по курсу «Основы проектной деятельности» Планируемые результаты обучения учащихся определены по каждому образовательному модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, с учетом требований, предъявляемых к проектной деятельности учащихся, а также критериев оценки сформированности компетентностей учащихся.
Контроль выполнения заданий предполагается как во время группового об суждения, так и во время индивидуальных консультаций. Показателем успешно сти освоения программы модуля станет использование приемов обработки пер вичной информации во время выполнения проекта и в процессе обучения вообще. Решение проблем как ключевая компетентность Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося. Постановка проблемы:
1 балл
: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.
2 балла
: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.
3 балла
: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.
4 балла
: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.
5 баллов
: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).
6 баллов
: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.
7 баллов
: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.
8 баллов
: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом, прогнозируя развитие ситуации. Целеполагание и планирование Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности. Постановка цели и определение стратегии деятельности
1 балл
: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.
2 балла
: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).

3 балла
: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.
4 балла
: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).
5 баллов
: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления оконных рам).
6 баллов
: для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.
7 баллов
: многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.
8 баллов
: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.

Планирование
2 балла
: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.
3 балла
: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.
5 баллов
: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.
6 баллов
: это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.
8 баллов
: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта. Прогнозирование результатов деятельности

2 балла
: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.
3 балла
: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.
5 баллов
: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.
6 баллов
: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6 баллов).
8 баллов
: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны). Оценка результата Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте. Оценка полученного продукта
1-2 балла
: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.
3 балла
: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.
4 балла
: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).
5 баллов
: критерии для оценки предлагает учитель.
7 баллов
: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).
8 баллов
: см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей. Оценка продвижения в проекте
7 баллов
: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.

8 баллов
: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.

Работа с информацией Поиск информации: Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях. Определение недостатка информации Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.
1-2 балла
: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.
3-4 балла
: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации. На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета) 1 .
5 баллов
: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).
6 баллов
: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.
7 баллов
: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.
8 баллов
: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения. Получение информации
1 балл:
объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта; демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию. 1
Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.
4 балла
: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п. Обработка информации Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.
1 балл:
ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.
2 балла
: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.
3 балла
: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.
4 баллов
: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.
5 баллов
: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.
6 баллов
: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.
7 баллов
: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа). Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.
1 балл
: сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.
2 балла
: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.
3 балла
: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.

4-5 баллов
: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.
6 баллов
: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.
7 баллов
: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.
8 баллов
: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Коммуникация Письменная презентация
1-2 балл
: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.
3-4 балла
: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.
5 баллов
: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
6 баллов
: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.
7 баллов
: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).
8 баллов
: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.
Устная презентация
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
Монологическая речь
Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.
1 балл
: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.
2 балла
: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.

3 балла
: ученик самостоятельно готовит выступление.
4-8 баллов
: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.
4 балла
: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов
: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.
6 баллов
: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов
: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.
8 баллов
: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы. Ответы на вопросы Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому. Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.
1 балл
: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.
2 балла
: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
3 балла
: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.
4 балла
: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.
5-6 баллов
: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
7 баллов
: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).
8 баллов
: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.
Продуктивная коммуникация (работа в группе) Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта. В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п. Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.
1-2 балла
: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.
3-4 балла
: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
5 баллов
: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.
6 баллов
: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
7 баллов
: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов. Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов. Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.
1 балл
: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
2 балла
: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.

3 балла
: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.
4 баллов
: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.
5-6 баллов
: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7-8 баллов
: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений. В оценке результата проекта (исследования) учитывается: 1) участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; 2) выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; 3) также могут оцениваться : корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования). Планируемые результаты В результате выполнения данной программы учащиеся должны
знать:
- понятие проекта; - понятие проектный продукт; - типы проектов и их проектные продукты; - понятие презентация проекта, ее назначение; - этапы выполнения проекта; - структуру проекта; - критерии оформления письменной части проекта; - критерии оценки проекта. В результате изучения курса обучающиеся должны
иметь представление:

-
о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации; - о ресурсах и их использовании; - о способах презентации проекта; - о написании отчета о ходе проекта; - о рисках, их возникновении и предотвращении; - об экспертизе деятельности. На основе полученных знаний учащиеся должны
уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи; - ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта; - отбирать материал из информационных источников; - анализировать полученные данные; - делать выводы; - оценивать работу по критериям оценивания; - выбирать соответствующую форму проектного продукта; - создавать основные слайды для презентации проекта; - оформлять результаты проектной деятельности; - проводить рефлексию своей деятельности; - работать в парах и в группах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ
№ уро ка Тема урока Кол- во часов Содержание урока Программное и учебно- методическое Домашнее задание и подробност Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС Тип урока Предметно - Планируемые результаты (УУД) Освоение
обеспечение (Материалы, пособия) и урока для учеников информационная составляющая (знать, понимать) (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты) предметных знаний учащимися Раздел 1: Работа с каталогами - 7 ч 1. Организация информации в каталоге. 1 Первоначальное знакомство со структурой каталогов, выработка навыков и умений работы с каталогами при поиске литературы Каталоги Сделать список каталогов домашней библиотеки Знать структуру каталога. Выработка навыков и умений работы с каталогами
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
адекватно использовать речь.
ЛР:
доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость Иметь представлен ие о структуре каталога УОНМ 2. Виды каталогов. 1 Виды каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Электронный каталог Виды каталогов Распределит ь домашние каталоги по видам Знать виды каталогов.
Познавательные:
выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные:
задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
уважительное отношение к иному мнению. Иметь представлен ие о видах каталогов УОНМ 3. Поиск информации в каталоге по заданному параметру. 1 Алгоритм поиска определённой книги в алфавитном каталоге Каталоги Найти информацию в каталоге Понимать алгоритм поиска определенно й книги
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
адекватно использовать речь.
ЛР:
уважительное отношение к книгам Иметь представлен ие об алгоритме поиска определенно й книги УПЗУ 4. Параметры поиска информации в каталоге. 1 Алгоритм поиска информации по каталогу Каталоги Найти информацию в каталоге в соответствии с заданными параметрами Понимать алгоритм поиска информации по каталогу
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
составлять план последовательности действий.
Регулятивные:
адекватно использовать речь.
ЛР:
уважительное отношение к книгам Иметь представлен ие об алгоритм е поиска информации по каталогу УПЗУ
5. Поиск информации по самостоятел ьно заданному параметру. 2 Алгоритм поиска информации по каталогу по самостоятельно заданному параметру. Каталоги Найти информацию в каталоге по самостоятел ьно заданному параметру Понимать алгоритм поиска информации по каталогу по самостоятел ьно заданному параметру
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
самооценка на основе критериев успешной деятельности. Иметь представлен ие об алгоритме поиска информации по каталогу по самостоятел ьно заданному параметру УПЗУ 6. Поиск информации в карточном и электронном каталоге. 1 Алгоритм поиска информации в карточном и электронном каталоге. Карточки каталога, компьютер, интернет Найти информацию по электронном у каталогу Понимать алгоритм поиска информации в карточном и электронном каталоге
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
бережное отношение к школьному имуществу Иметь представлен ие об алгоритме поиска информации в карточном и электронном каталоге УПЗУ Раздел 2: От проблемы к цели. - 12 ч 1. Постановка проблемы. 4 Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией. Тетрадь, ручка Сделать список противоречи й Понимать проблему как противоречи е между желаемым и реальным
Познавательные
: работать с информацией: обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
Коммуникативные
: формировать собственное мнение.
Регулятивные
: составлять план последовательности действий.
ЛР:
самооценка на основе критериев успешной деятельности. Иметь представлен ие о проблеме УОНМ
Постановка проблемы 2. "Зеркало прогрессивн ых преобразова ний". 4 Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата Тетрадь, ручка Сформулиро вать собственные цели Понимать алгоритм формулиров ки цели
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные:
задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. Иметь представлен ие об алгоритме формулиров ки цели КУ 3. Планирован ие деятельност и. 4 Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности Тетрадь, ручка Поставить задачи к выбранной цели Понимать необходимос ть постановки задач, адекватных цели
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов постановки и решения задачи.
Коммуникативные
: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
ЛР:
уважительное отношение к иному мнению Иметь представлен ие об алгоритме постановке задач, адекватной цели КУ Раздел 3: Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций Power Point - 15 ч 1. Понятие презентации. 1 Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация - представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов Компьютер Создание презентации Знать понятие "мультимеди йные технологии", презентация
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие о "мультимеди йных технологиях ", презентации УОНМ
мультимедиа. Слайд - отдельный кадр презентации. 2. Интерфейс программы Power Point. 1 Программа Power Point - средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы. Компьютер Выучить меню программы Power Point Понимать интерфейс программы Power Point
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие об интерфейсе программы Power Point УОНМ 3. Открытие, создание и сохранение презентации 1 Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм "Открыть", "Создать", "Сохранить". Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с помощью меню "Файл - Сохранить как..." Шаблоны презентации Компьютер Оформление презентации Знать алгоритм открытия, создания и сохранения презентации
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие об алгоритме открытия, создания и сохранения презентации КУ 4. Макет слайда. 1 Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Компьютер Оформление презентации Знать понятие "макет слайда"
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие о понятии "макет слайда КУ 5. Создание 1 Вставка нового Компьютер Оформление Знать способ
Познавательные:
осуществлять поиск и Иметь УПЗУ
слайда. слайда с помощью меню «Вставка — Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных. презентации выбора макета нового слайда из набора заданных выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. представлен ие о способ выбора макета нового слайда из набора заданных 6. Вставка в слайд текста и рисунков. 1 Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки МS Clip Gallery. Компьютер Оформление презентации Знать способы вставки текста, изменение размера и типа шрифта
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие о способах вставки текста, изменение размера и типа шрифта УПЗУ 7. Создание фона слайда. 1 Создание фона слайда с помощью меню «Формат — Фон». Выбор цвета фона из набора заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки. Компьютер Оформление презентации Знать способы создания фона слайда
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие о способах создания фона слайда УПЗУ 8. Настройка анимации текста, рисунков. 2 Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок. Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов - Настройка анимации». Выбор Компьютер Оформление презентации Знать способы анимации и озвучивания различных объектов слайда
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие о способах анимации и озвучивания различных объектов слайда КУ
типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации. 9. Демонстрация презентаций. 1 Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа- поддержки. Меню «Показ слайдов — Показ». Компьютер, проектор Оформление презентации Знать правила демонстраци и презентации
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные:
предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР:
ответственность за общее благополучие Понимать необходимос ть демонстраци и презентации КУ 10. Печать презентации. 1 Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл — Печать». Компьютер, принтер Оформление презентации Знать алгоритм печати слайдов, структуры презентации
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие об алгоритме печати слайдов, структуры презентации УПЗУ 11. Работа с фрагментами: копирование, отражение, повороты, растяжение, наклон. 2 Работа с фрагментами: копирование, отражение, повороты, растяжение, наклон. Компьютер Оформление презентации Знать способы работы с фрагментам и
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. Иметь представлен ие о способах работы с фрагментами УПЗУ 12. Ввод текста. 1 Ввод текста в слайд Компьютер Оформление презентации Знать способы ввода текста в слайд
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение. Иметь представлен ие о способах УПЗУ

Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
ЛР:
потребность помогать товарищам в трудной ситуации. ввода текста в слайд 13. Итоговая работа. 1 Презентация работ Компьютер, проектор Оформление презентации Обобщение знаний
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные
: подводить итоги своей познавательной, учебной и практической деятельности.
ЛР:
ответственность за общее благополучие Обобщение знаний УОСЗ Сокращения, используемые в рабочей программе Типы уроков УОНМ — урок ознакомления с новым материалом. УЗИМ — урок закрепления изученного материала. УПЗУ — урок применения знаний и умений. УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний. КУ — комбинированный урок.