"Рабочая программа по основам проектной деятельности"
Автор: Зеленина Екатерина Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Орловская ООШ"
Населённый пункт: деревня Чернево, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по основам проектной деятельности"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам проектной деятельности составлена на основе нормативных документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ; ст. 75, 79, 84;
2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года
№ 1089
3.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
4.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН
2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
5.Основная образовательная программа основного общего образования
6.Программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф.
Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «Учебная литература», 2009.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и
привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.Разработанный еще в первой половине XX
века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.
С 01.09.2015 года МБОУ "Орловская ООШ " приступила к реализацию ФГОС ООО .
Обеспечение выполнения требований Стандарта предусматривает решение множества задач. Часть из них может решаться через
организацию проектной деятельности обучающихся.
Программа курса «Проектная деятельность»
предназначена для работы с детьми 5-х классов, и является механизмом интеграции,
обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является
обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной
основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и
использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и
эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной,
коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей
(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах
ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи,
составлять и
реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в
виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-
формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции
школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и
доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать,
обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале
формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной
деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность
учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.
Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении
разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового
федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Общая характеристика курса
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и
методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько
результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования
природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного
замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Проектная деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности
обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов.
Потребность в данном курсе возникла в связи с применением в МБОУ "Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1" метода
проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся; как необходимое условие реализации индивидуального
проекта по итогам года. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения
курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного
процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы
действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации , ее анализа и
преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта.
Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и
групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) ,
рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач.
Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления
результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов
учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся
осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая
овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно
осваивать накопления культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования.
Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования,
поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых
компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для
работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением
планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися
результатов групповой работы.
Каждый модуль в рамках курса автономен и самодостаточен.
Место учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Единицей учебного процесса является урок.
Для проверки знаний учащихся, а также навыков работы на компьютере используется несколько различных форм контроля:
обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий проект.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на -
рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от
ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении мо
ральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и со
трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно
ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу
-
ментировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепля
ется в
процессе освоения учебного предмета:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить
проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.
п. Данный
критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу,
представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Содержание программы по курсу «Основы проектной деятельности»
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
№
Название модуля
Количество часов
общее
теория
Практика
1
Работа с каталогами
7
2
5
2
От проблемы к цели
12
4
8
3
Работа с программой подготовки презентации
Power Point.
15
2
13
Итого:
34
8
25
Модуль «РАБОТА С КАТАЛОГАМИ»
При работе над проектом учащиеся сталкиваются с проблемой поиска информации. Поскольку в рамках школьной программы нет
предмета или раз дела в каком-либо предмете, специально посвященного поиску информации, учащиеся сталкиваются со сложностями. Во
время обучения основным источником информации является учебник (т.к. в нем содержится необходимый ми нимум информации), работы с
которым недостаточно для формирования информационной компетентности.
Несмотря на то, что практика написания различного рода рефератов в средней школе развита, учащиеся не обучаются специально
работе с каталога ми. Поэтому часто ими используется информация либо рекомендованная учи
телем, либо подобранная по случайному
принципу (например, по степени дос
тупности - имеется дома, у друзей, книгу легко купить в магазине и т.п.). Такой подход к
использованию информации не позволяет формировать информационную компетентность.
К моменту окончания основной школы учащийся, как правило, не пред
ставляет ни то, как может быть организована информация в
каталогах (нет опыта посещения библиотек, нет необходимости их посещения), ни то, как инфор мацию по заданному параметру в каталоге
добыть (не говоря о том, чтобы самостоятельно задавать параметр).
Модуль построен таким образом, чтобы учащиеся сначала освоили алго ритм поиска информации по заданному учителем параметру.
Ученики получают представление о том, что информация в каталоге в зависимости от структу
ры каталога может быть представлена либо
тематически, либо в алфавитном порядке; о том, как в зависимости от исходных данных выбирать тот или иной вид каталога для поиска
необходимой информации. На первом этапе имеет смысл задействовать ресурсы школьной библиотеки, чтобы продемонстриро вать работу с
карточными каталогами. Целесообразно не только познакомить учеников с тем, как оформляется карточка в каталоге и какую информацию
она содержит, но и дать возможность самостоятельно составить небольшой карточный каталог.
Следующий этап работы строится с учетом потребностей учеников в ин
формации. Это может быть поиск информации для
реализации проекта. При этом учащиеся получают возможность самостоятельно задавать параметры по иска: либо это поиск по алфавиту (в
случае, если известны авторы/автор, у ко
торых можно найти необходимую информацию), либо поиск в тематическом каталоге. После
выполнения задания учителю целесообразно организовать кол
лективное обсуждение того, как ученики добывали информацию, с какими
сложностями им пришлось столкнуться (неправильно заданный параметр поис ка, неумение считывать информацию с карточки и т.п.) и как
они с этими слож ностями справлялись. Целесообразно добиться того, чтобы учащиеся составили для себя алгоритм поиска информации в
каталоге, начиная с этапа установления параметра поиска.
Завершающим этапом может быть экскурсия в библиотеку. Принципиально, чтобы в этой библиотеке читатели работали с
каталогами самостоятельно, а не задавали параметры поиска биб
лиотекарю, как это чаще всего бывает в школьных библиотеках.
Желательно, чтобы при посещении библиотеки учащиеся получили представление о работе с электронными каталогами (поняли, как он
организован и попробовали работать с ним).
Тема 1. Организация информации в каталоге.
Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с катало
гом по поиску информации; работа в группе по анализу
успешности поиска информации в каталоге.
Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска ин
формации в
каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.
Практическая деятельность учащихся: работа с карточным и электрон ным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска
информации в каталоге.
Модуль «ОТ ПРОБЛЕМЫ К ЦЕЛИ»
Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели,
планирование деятельности и ресурсов.
В результате освоения модуля учащиеся: получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы; получат опыт: описания
и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы; постановки задач, адекватных цели; планирования ресурсов. Научатся: обозначать
проблему; формулировать цель на основании проблемы; формировать план деятельности.
Тема 1. Ситуация и проблема.
Ситуация. Описание, признак, анализ ситуации.
Тема 2. От проблемы к цели.
Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Цель. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в
достижении цели. Риски.
Тема 3. Планирование деятельности.
Постановка задачи, составление плана, текущий контроль.
Модуль «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РАБОТА С ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWER
POINT».
Введение метода проектов в образовательный процесс школы заставляет пересмотреть предназначение информационно-
коммуникационных технологий в образовательном процессе. Теперь это не самоценный объект изучения, а средство, позволяющее учителю
как работать над формированием ключевых компетентностей учащихся, так и организовывать самостоятельное освоение информации
учеником.
Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом функциональной грамотности.
Однако наиболее эффективный способ их освоения лежит не в плоскости тренировочных упражнений, формирующих определенные навыки,
а в плоскости осознанного применения, позволяющего не только присвоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои
ресурсы, т.е. сделать шаг на пути формирования компетенции.
При работе учащегося над проектом умение работать с мультимедийными информационными объектами актуализируется в
нескольких случаях:
— получение информации из мультимедиа источников;
— письменная коммуникация, подготовка информационного мультимедийного продукта проектной деятельности;
— публичное выступление, подготовка и использование электронной презентации.
Предлагаемый учебный модуль имеет прагматическую направленность и нацелен на:
— освоение пользовательских навыков в использовании ИКТ для создания, редактирования, демонстрации и печати электронных
презентаций;
— получение учащимися опыта представления значимой для них информации в форматах, заданных культурными образцами;
— освоение способов соотнесения целей и содержания публичного выступления с содержанием поддерживающей презентации;
— освоение способов отбора информации для презентации как самостоятельного продукта письменной коммуникации.
Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной
и коммуникативной ключевых компетентностей.
Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания модуля, может быть выражена в трех этапах работы
по каждому тематическому блоку:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через
проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность
по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их
текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.
З этап: вне рамок модуля — консультации учителя по работам в MS Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся.
Тема 1. Понятие презентации. Интерфейс программы POWER POINT. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная
презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов
мультимедиа. Слайд — отдельный кадр презентация. Программа POWER POINT — средство для создания и демонстрации компьютерных
презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы.
Отбор содержания презентации. Жанр презентации.
Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть», «Создать», «Сохранить». Сохранение презентации
с заданным именем в выбранной папке с помощью меню «Файл — Сохранить как...». Шаблоны презентации.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: извлечение информации из мультимедийных источников по заданию учителя, создание вторичного информационного
продукта;
тренинг: выполнение ситуативного задания, состоящего в анализе связанного текста и отборе содержания презентации;
определение содержания презентации материалов проекта учащегося, определение шаблона на основе целей презентации учащегося.
Тема 2. Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.
Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню «Вставка — Создать слайд».
Выбор макета нового слайда из набора заданных. Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки М S
Clip Gallery.
Создание фона слайда с помощью меню «Формат — Фон». Выбор цвета фона из набора заданных. Дополнительные цвета фона,
способы заливки.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем;
создание презентации материалов проекта учащегося.
Тема 3. Настройка анимации текста, рисунков.
Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок. Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ
слайдов - Настройка анимации». Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: анимация и озвучивание объектов слайда по техническому заданию, предложенному учителем;
анимация и озвучивание презентации материалов проекта учащегося.
Тема 4. Демонстрация презентации. Печать презентации.
Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки. Меню «Показ слайдов —
Показ». Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл — Печать».
Практическая деятельность учащихся:
демонстрация презентации материалов проектов учащихся.
Формы и средства контроля по курсу «Основы проектной деятельности»
Планируемые результаты обучения учащихся определены по каждому образовательному модулю на основе конкретизации сложных
умений, необходимых для работы над проектом, с учетом требований, предъявляемых к проектной деятельности учащихся, а также
критериев оценки сформированности компетентностей учащихся.
Контроль выполнения заданий предполагается как во время группового об суждения, так и во время индивидуальных консультаций.
Показателем успешно сти освоения программы модуля станет использование приемов обработки пер
вичной информации во время
выполнения проекта и в процессе обучения вообще.
Решение проблем как ключевая компетентность
Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося.
Постановка проблемы:
1 балл : признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.
2 балла : учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее
своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее
существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком
неприятия проблемы учащимся.
3 балла : важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.
4 балла : учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации
проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.
5 баллов : противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной
формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).
6 баллов : поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их,
учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.
7 баллов : анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме
того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.
8 баллов : выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как
причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом, прогнозируя развитие
ситуации.
Целеполагание и планирование
Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование
результатов деятельности.
Постановка цели и определение стратегии деятельности
1 балл : признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.
2 балла : учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные
формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с
этапами работы над проектом).
3 балла : учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им
списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с
продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.
4 балла : цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у
мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного
вечера).
5 баллов : учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и
предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной
комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой
в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления оконных рам).
6 баллов : для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто
может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в
достижении цели и доказать, что этот способ существует.
7 баллов : многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных
способов решения проблемы.
8 баллов : способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты,
направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным
основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к
проблеме внимание многих людей и т.п.
Планирование
2 балла : действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается
понимание последовательности действий.
3 балла : список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной
последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.
5 баллов : на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на
логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и
высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.
6 баллов : это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве
промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются
совместно с учителем.
8 баллов : учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего
проекта.
Прогнозирование результатов деятельности
2 балла : в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.
3 балла : делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными
для использования продукта по назначению.
5 баллов : продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно
согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках
продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.
6 баллов : учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует
получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6
баллов).
8 баллов : учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом
общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов,
акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает
его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его
использования тоже могут быть указаны).
Оценка результата
Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.
Оценка полученного продукта
1-2 балла : 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся
объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.
3 балла : учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.
4 балла : проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе
планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).
5 баллов : критерии для оценки предлагает учитель.
7 баллов : учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого
продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику
оформительского решения).
8 баллов : см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных
экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.
Оценка продвижения в проекте
7 баллов : учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках
проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым
воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.
8 баллов : учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.
Работа с информацией
Поиск информации:
Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение
пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.
Определение недостатка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.
1-2 балла : признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с
1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.
3-4 балла : продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно
очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет
информации.
На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике
(отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся
и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета)
1
.
5 баллов : учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному
руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом,
опрос и т.п.).
6 баллов : подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при
групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и
т.п.) и реализовал свой план.
7 баллов : учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для
принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что
выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.
8 баллов : самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и
достаточную информацию для того или иного решения.
Получение информации
1 балл: объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта; демонстрировать владение
полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника
не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.
1
Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника
учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем
документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно,
учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В
таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.
4 балла : свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография,
тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.
Обработка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с
последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев
оценки связана с критическим осмыслением информации.
1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.
2 балла : ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на
понимание.
3 балла : ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика
такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.
4 баллов : ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта,
устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.
5 баллов : ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об
этом учителю или сообщает ему об этом.
6 баллов : ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность
авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.
7 баллов : ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем,
или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций
(например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).
Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.
1 балл : сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию,
заимствованные из изученного источника информации.
2 балла : о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести
пример, подтверждающий вывод.
3 балла : ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения
ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.
4-5 баллов : ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый
аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником
аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.
6 баллов : ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных
самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность
доказательства или доказывая от противного.
7 баллов : ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то
есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.
8 баллов : ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникация
Письменная презентация
1-2 балл : при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности,
учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и
вспомогательной графики, заданные образцом.
3-4 балла : нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.
5 баллов : оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
6 баллов : ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель -
вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.
7 баллов : ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет
презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).
8 баллов : носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь
внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с
предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по
e-mail, а если цель
- продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.
Устная презентация
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения
руководителя проекта.
Монологическая речь
Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.
1 балл : учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.
2 балла : ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.
3 балла : ученик самостоятельно готовит выступление.
4-8 баллов : форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.
4 балла : в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например,
обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов : ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива
использования их исходит от учителя - руководителя проекта.
6 баллов : ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов : ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий,
доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.
8 баллов : ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.
Ответы на вопросы
Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы
необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и
соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.
Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.
1 балл : ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском
ответа к подготовленному тексту.
2 балла : при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над
проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
3 балла : ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент
выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.
4 балла : при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в
выступлении.
5-6 баллов : вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5
баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
7 баллов : допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание
вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или
апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).
8 баллов : свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос,
прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы
при ответе ученик привел новые аргументы.
Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются
индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов
индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в
одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для
размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.
Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.
1-2 балла : для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения
устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики
самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.
3-4 балла : ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня
допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
5 баллов : ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.
6 баллов : ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения
предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
7 баллов : группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и
достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или
заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому
из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например,
ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют
оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики
резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.
Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов.
Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что
ученики будут обмениваться идеями.
1 балл : коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или
свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
2 балла : напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все
усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили
идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.
3 балла : возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают
свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов
группы и аргументируют его.
4 баллов : чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение
или понимание идей друг друга.
5-6 баллов : ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои
идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7-8 баллов : понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении
обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать
критерии, давать сравнительную оценку предложений.
В оценке результата проекта (исследования) учитывается:
1)
участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер
принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять
последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
2)
выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
3)
также могут оцениваться
: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина
проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).
Планируемые результаты
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать в парах и в группах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ
№
уро
ка
Тема урока
Кол-
во
часов
Содержание урока
Программное
и учебно-
методическое
Домашнее
задание и
подробност
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС
Тип
урока
Предметно -
Планируемые результаты (УУД)
Освоение
обеспечение
(Материалы,
пособия)
и урока для
учеников
информационная
составляющая
(знать,
понимать)
(познавательные, коммуникативные,
регулятивные и личностные результаты)
предметных
знаний
учащимися
Раздел 1: Работа с каталогами - 7 ч
1.
Организация
информации
в каталоге.
1
Первоначальное
знакомство со
структурой
каталогов,
выработка
навыков и умений
работы с
каталогами при
поиске литературы
Каталоги
Сделать
список
каталогов
домашней
библиотеки
Знать
структуру
каталога.
Выработка
навыков и
умений
работы с
каталогами
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать
речь.
ЛР: доброжелательность, эмоционально-
нравственная отзывчивость
Иметь
представлен
ие о
структуре
каталога
УОНМ
2.
Виды
каталогов.
1
Виды каталогов.
Алфавитный
каталог.
Систематический
каталог.
Электронный
каталог
Виды
каталогов
Распределит
ь домашние
каталоги по
видам
Знать виды
каталогов.
Познавательные: выделять и
обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы,
обращаться за помощью к
одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному
мнению.
Иметь
представлен
ие о видах
каталогов
УОНМ
3.
Поиск
информации
в каталоге по
заданному
параметру.
1
Алгоритм поиска
определённой
книги
в алфавитном
каталоге
Каталоги
Найти
информацию
в каталоге
Понимать
алгоритм
поиска
определенно
й книги
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать
речь.
ЛР: уважительное отношение к книгам
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
поиска
определенно
й книги
УПЗУ
4.
Параметры
поиска
информации
в каталоге.
1
Алгоритм поиска
информации по
каталогу
Каталоги
Найти
информацию
в каталоге в
соответствии
с заданными
параметрами
Понимать
алгоритм
поиска
информации
по каталогу
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: составлять план
последовательности действий.
Регулятивные: адекватно использовать
речь.
ЛР: уважительное отношение к книгам
Иметь
представлен
ие об
алгоритм е
поиска
информации
по каталогу
УПЗУ
5.
Поиск
информации
по
самостоятел
ьно
заданному
параметру.
2
Алгоритм поиска
информации по
каталогу по
самостоятельно
заданному
параметру.
Каталоги
Найти
информацию
в каталоге по
самостоятел
ьно
заданному
параметру
Понимать
алгоритм
поиска
информации
по каталогу
по
самостоятел
ьно
заданному
параметру
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: самооценка на основе критериев
успешной деятельности.
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
поиска
информации
по каталогу
по
самостоятел
ьно
заданному
параметру
УПЗУ
6.
Поиск
информации
в карточном
и
электронном
каталоге.
1
Алгоритм поиска
информации в
карточном и
электронном
каталоге.
Карточки
каталога,
компьютер,
интернет
Найти
информацию
по
электронном
у каталогу
Понимать
алгоритм
поиска
информации
в карточном
и
электронном
каталоге
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: бережное отношение к школьному
имуществу
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
поиска
информации
в карточном
и
электронном
каталоге
УПЗУ
Раздел 2: От проблемы к цели. - 12 ч
1.
Постановка
проблемы.
4
Преобразования
реальности в
желаемое
(идеальное)
состояние.
Осознание нужд,
потребностей,
желаний, проблем.
Проблема как
противоречие
между желаемым
будущим и
реальной
ситуацией.
Тетрадь,
ручка
Сделать
список
противоречи
й
Понимать
проблему
как
противоречи
е между
желаемым и
реальным
Познавательные : работать с
информацией: обобщать,
систематизировать, преобразовывать
информацию из одного вида в другой;
Коммуникативные : формировать
собственное мнение.
Регулятивные : составлять план
последовательности действий.
ЛР: самооценка на основе критериев
успешной деятельности.
Иметь
представлен
ие о
проблеме
УОНМ
Постановка
проблемы
2.
"Зеркало
прогрессивн
ых
преобразова
ний".
4
Цель и требования
к ее
формулировке:
измеримость,
конкретность,
достижимость,
прозрачность,
реалистичность.
Понятие
результата
Тетрадь,
ручка
Сформулиро
вать
собственные
цели
Понимать
алгоритм
формулиров
ки цели
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель
Коммуникативные: задавать вопросы,
проявлять активность в коллективной
деятельности.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: доброжелательность и
эмоционально-нравственная
отзывчивость, уважительное отношение
к иному мнению.
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
формулиров
ки цели
КУ
3.
Планирован
ие
деятельност
и.
4
Постановка задач,
адекватных цели.
Пошаговое
представление
(планирование)
деятельности
Тетрадь,
ручка
Поставить
задачи к
выбранной
цели
Понимать
необходимос
ть
постановки
задач,
адекватных
цели
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов постановки и
решения задачи.
Коммуникативные : оказывать
взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять
установленные правила в решении
задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному
мнению
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
постановке
задач,
адекватной
цели
КУ
Раздел 3: Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций Power Point - 15 ч
1.
Понятие
презентации.
1
Понятие о
мультимедиа
технологиях.
Компьютерная
презентация -
представление
информации с
помощью
компьютера,
состоящее в смене
слайдов на экране
с использованием
эффектов
Компьютер
Создание
презентации
Знать
понятие
"мультимеди
йные
технологии",
презентация
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие о
"мультимеди
йных
технологиях
",
презентации
УОНМ
мультимедиа.
Слайд - отдельный
кадр презентации.
2.
Интерфейс
программы
Power Point.
1
Программа Power
Point - средство
для создания и
демонстрации
компьютерных
презентаций.
Интерфейс
программы. Меню
и пиктограммы.
Компьютер
Выучить
меню
программы
Power Point
Понимать
интерфейс
программы
Power Point
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие об
интерфейсе
программы
Power Point
УОНМ
3.
Открытие,
создание и
сохранение
презентации
1
Открытие,
создание и
сохранение
презентации с
помощью
пиктограмм
"Открыть",
"Создать",
"Сохранить".
Сохранение
презентации с
заданным именем
в выбранной папке
с помощью меню
"Файл - Сохранить
как..." Шаблоны
презентации
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
алгоритм
открытия,
создания и
сохранения
презентации
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
открытия,
создания и
сохранения
презентации
КУ
4.
Макет слайда.
1
Понятие макета
слайда: заголовок,
текст, картинки,
анимации.
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
понятие
"макет
слайда"
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие о понятии
"макет
слайда
КУ
5.
Создание
1
Вставка нового
Компьютер
Оформление
Знать способ
Познавательные: осуществлять поиск и
Иметь
УПЗУ
слайда.
слайда с помощью
меню «Вставка —
Создать слайд».
Выбор макета
нового слайда из
набора заданных.
презентации
выбора
макета
нового
слайда из
набора
заданных
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
представлен
ие о способ
выбора
макета
нового
слайда из
набора
заданных
6.
Вставка в
слайд текста и
рисунков.
1
Вставка текста,
изменение размера
и типа шрифта.
Вставка картинок
из библиотеки МS
Clip Gallery.
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
способы
вставки
текста,
изменение
размера и
типа шрифта
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие о
способах
вставки
текста,
изменение
размера и
типа шрифта
УПЗУ
7.
Создание
фона слайда.
1
Создание фона
слайда с помощью
меню «Формат —
Фон». Выбор
цвета фона из
набора заданных.
Дополнительные
цвета фона,
способы заливки.
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
способы
создания
фона слайда
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие о
способах
создания
фона слайда
УПЗУ
8.
Настройка
анимации
текста,
рисунков.
2
Анимация и
озвучивание
различных
объектов слайда:
заголовка, текста,
картинок.
Пиктограмма
«Эффекты
анимации». Меню
«Показ слайдов -
Настройка
анимации». Выбор
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
способы
анимации и
озвучивания
различных
объектов
слайда
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие о
способах
анимации и
озвучивания
различных
объектов
слайда
КУ
типа «эффекта
анимации» и
«звука анимации»
из набора
заданных.
Просмотр эффекта
анимации.
9.
Демонстрация
презентаций.
1
Демонстрация
презентации:
нормы публичного
выступления с
использованием
мультимедиа-
поддержки. Меню
«Показ слайдов —
Показ».
Компьютер,
проектор
Оформление
презентации
Знать
правила
демонстраци
и
презентации
Познавательные: осуществлять
рефлексию способов и условий действия,
контроль и оценку процесса и
результатов деятельности
Коммуникативные : формулировать
затруднения, обращаться за помощью к
одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности
получения конкретного результата
ЛР: ответственность за общее
благополучие
Понимать
необходимос
ть
демонстраци
и
презентации
КУ
10.
Печать
презентации.
1
Печать слайдов,
печать структуры
презентации.
Меню «Файл —
Печать».
Компьютер,
принтер
Оформление
презентации
Знать
алгоритм
печати
слайдов,
структуры
презентации
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие об
алгоритме
печати
слайдов,
структуры
презентации
УПЗУ
11.
Работа с
фрагментами:
копирование,
отражение,
повороты,
растяжение,
наклон.
2
Работа с
фрагментами:
копирование,
отражение,
повороты,
растяжение,
наклон.
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
способы
работы с
фрагментам
и
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
Иметь
представлен
ие о
способах
работы с
фрагментами
УПЗУ
12.
Ввод текста.
1
Ввод текста в
слайд
Компьютер
Оформление
презентации
Знать
способы
ввода текста
в слайд
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать
собственное мнение.
Иметь
представлен
ие о
способах
УПЗУ
Регулятивные: составлять план
последовательности действий.
ЛР: потребность помогать товарищам в
трудной ситуации.
ввода текста
в слайд
13.
Итоговая
работа.
1
Презентация работ
Компьютер,
проектор
Оформление
презентации
Обобщение
знаний
Познавательные: осуществлять
рефлексию способов и условий действия,
контроль и оценку процесса и
результатов деятельности
Коммуникативные : формулировать
затруднения, обращаться за помощью к
одноклассникам и учителю
Регулятивные : подводить итоги своей
познавательной, учебной и практической
деятельности.
ЛР: ответственность за общее
благополучие
Обобщение
знаний
УОСЗ
Сокращения, используемые в рабочей программе Типы уроков
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
КУ — комбинированный урок.