"Детские исследования: общие методические рекомендации к исследовательской деятельности младших школьников"

Автор: Татарникова Юлия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СП МБОУ ШР "Шелеховский лицей"-СОШ с.Баклаши
Населённый пункт: город Шелехов, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детские исследования: общие методические рекомендации к исследовательской деятельности младших школьников"
Дата публикации: 06.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Детские исследования: общие методические рекомендации
(По Савенкову А.И. – доктор педагогических наук)
Исследовательская практика детей
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности. Вряд ли кто-то станет оспаривать эти утверждения. Но на практике мы обычно недооцениваем значимость детских исследований и часто сами, как правило, из «добрых побуждений», пресекаем исследовательскую активность детей. Например, возмущаемся тем, что в результате исследовательской работы разобрана «до последнего винтика» дорогая игрушка, пострадали бытовые приборы, книги или мебель, а в итоге исследования «дна лужи» возле дома – промочены ноги, а сам «исследователь» простужен. Многие из нас считают все это баловством и искренне не понимают, что будущий исследователь рождается не в тридцать лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо раньше того времени, когда мы впервые поведем его в детский сад. Дезориентируют нас и некоторые «педагогические мифы». Например, принято считать, что прежде чем заниматься собственными исследованиями, надо долго и нудно изучать все, что до тебя сделали другие. История открытий и изобретений говорит о том, что все это совсем не так, но мифы удивительно действенны и живучи.
Обучение и исследовательская активность ребенка
«Учении с увлечением». «Школа радости». Школа, где интересно учиться. А может ли учение быть интересным и радостным? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовывать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Реализации такого обучения возможно через занятия внеурочной деятельности и в домашнем обучении. Рассмотрим, как это можно делать практически.
Общие методические рекомендации
Любой ребенок, как мы уже отмечали, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. 1
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того чтобы разобраться в методической стороне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов.
Какой может быть исследовательская практика детей
В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»: Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. Даже дошкольники, как показали исследования, способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности. Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:  выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования, формулировка цели и задач);  выдвижение гипотез;  поиск и предложение возможных вариантов решения (в том числе определение исследовательских методов, составление плана работ);  сбор материала (в том числе создание теоретической базы, подбор методики под задачу, подбор методик обработки);  обобщение (обработка) полученных данных;  анализ результатов и выводы;  защита исследовательской работы (презентация). Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа. В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а следовательно, и педагогический результат работы. Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.
Как выбрать тему исследования.
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:  фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;  эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;  теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Правила выбора темы
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно правилами выбора темы исследования:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь 2
услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. Важна работа родителей.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам

исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство учителя при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца самая простая работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. А выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские работы не требовали длительного времени. Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:  Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.  Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Учимся выдвигать гипотезы
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере. Рассмотрим кратко, как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы?
Другая подгруппа раскроет этот вопрос более

подробно.
Как рождаются гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берется проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты (их обычно называют пилотажными), размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. 3
В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи могут разговаривать?». Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Исследовательская работа – дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив «без эмоций», как и следует исследователю, эффективность каждого способа. Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, «эмпирических» приобретает черты «фантастической».
Сбор материала.
Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы. Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации. Например, ребенок выбрал тему исследования – «черепахи». Где можно взять информацию о черепахах. Берем карточки и последовательно раскладываем их:  Подумаем, что нам известно о земноводных вообще и черепахах в частности.  Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый).  Посмотрим справочники и книги по биологии.  Посмотрим специальные телепередачи.  Можно обратиться к компьютеру.  Можно понаблюдать.  Можно провести эксперимент (например, по поводу поведения черепахи, её отношения к человеку: как она реагирует на человеческий голос; обращает ли внимание на резкие движения; влияет ли освещение на ее поведение и др.). Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это создаёт прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных, различным отраслям техники, явлениям природы, научным открытиям и др. Эти справочники и энциклопедии, как правило, в полной мере годятся на роль таких пособий. Для их накопления дома можно выделить уголок, который мог бы быть чем-то вроде библиотеки и одновременно лаборатории, где бы накапливался 4
самый разный материал, пригодный для проведения исследовательской работы. Кроме книг и детской справочной литературы, там могут храниться видеокассеты с записями сюжетов о жизни животных, растений, инструменты измерения, камешки, палочки, тряпочки и другие, ценные для начинающего исследователя предметы и оборудование. А также, конечно, завершенные проекты, «научные отчеты», рукописные книги. Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилет птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое. В этом случае необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.
Процесс фиксации информации
– обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным. Заготовим листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти «значки-иероглифы» будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить по крайней мере до окончания работы. Или как вариант ментальную карту (карту памяти).
Обобщение полученных данных.
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее. Как проанализировать полученное. Как затем обобщить материал. Выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательская работа. Подумать об этом надо обязательно. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «отчете», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот «доклад» или прочитать «рукописную книгу», важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть слушателем будут учитель и одноклассники, или на первоначальном этапе родители.
Анализ результатов и данных.
В каком виде могут быть представлены результаты исследования, как они должны быть проанализированы? Этот вопрос также нуждается в индивидуальном рассмотрении. Результатом исследовательской работы в нашем исследовании чаще всего становилось «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга. И вовсе не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов. Прежде чем выбрать форму представления результатов (макет, «научный отчет», «книга» и др.), следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
Защита исследовательской работы (презентация)
«Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. 5
Поэтому «этап защиты исследования» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть «публичной». Публикой, как мы уже отметили, могут быть и друзья-сверстники с аналогичными исследованиями, и бабушки, и дедушки, и, непременно, учитель и родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
О результате
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Иначе говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками, макет, продукт, отчет и тому подобное. Второй – самый важный – назовем его педагогическим. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Памятка взрослому Эта работа потребует от взрослого педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих простых, общих правил:  подходите к проведению этой работы творчески;  не сдерживайте инициативы детей;  поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;  помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;  не спешите с вынесением оценочных суждений;  оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;  обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний: а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.
Общая классификация детских исследований
Первый уровень классификации – «общие направления исследований» 1) живая природа; 2) человек; 3) общество; 4) культура; 5) Земля; 6) Вселенная; 7) наука; 8) техника; 9) экономика. Второй уровень классификации – «основные науки и виды деятельности» 1. Живая природа: а) зоология; б) ботаника; в) генетика; г) природопользование. 2. Человек: а) происхождение человека; б) развитие человеческого организма; в) медицина; г) психология человека; д) деятельность; е) выдающиеся мыслители. 3. Общество: а) цивилизации; б) государства и страны; в) история; г) демография; д) государственные деятели. 4. Культура: а) язык; б) религия; в) искусство; г) образование. 5. Земля: а) география; б) климат; в) строение Земли. 6. Вселенная: а) галактики; б) Солнце; в) звезды; г) планеты. 7. Наука: а) математика; б) физика; в) химия; г) астрономия; д) история науки. 8. Техника: а) транспорт; б) промышленность; в) техническое конструирование и дизайн; г) строительство. 9. Экономика: а) финансы и производство; б) деньги и торговля; в) банки. Возможно и, безусловно, полезно и более дробное деление. Например: 1-й уровень – «общее направление» – «наука»; 2-й уровень – «математика»; 3-й уровень – «число», «измерение», «основные законы» и др. Этот список характеризует общий, даже, можно сказать, глобальный взгляд на классификацию детских исследований. 6