Напоминание

"Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся"

Автор: Серых Светлана Валентиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Озернинская СОШ"
Населённый пункт: поселок Озерный
Наименование материала: Тема по самообазованию
Тема: "Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО -

СТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ..
…………………………………………5 1.1 Исследовательская деятельность – история вопроса………………….………5 1.2 Исследовательская деятельность обучающихся.................................................6 1.3 Метод проектов в исследовательской деятельности…………………………..9 1.4 Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии……………11 1.5 Навыки для создания исследовательской деятельности……….….…………14
2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ МКОУ СОШ ОЗЕР -

НИНСКОЙ ШКОЛЫ
…………………….......…………………..………...17 2.1 Основные компоненты проекта………………………….…………………….17 2.2 Составление технологической карты урока на примере проекта «Блюда из яиц»……………………………………………….……………………………….…21 2.3 Проект проведения общешкольного мероприятия к 8 марта «А ну-ка, девоч - ки»…………..………………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………....41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
………………………...…43
ПРИЛОЖЕНИЯ
...……………………………………………………..…………..45
2
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии для обучающихся начинается со школьной скамьи. И во многом им помогает урок технологии. Технология – это творчество, работа, ма - стерство и, конечно, метод проектов. Методом проектов пользуются на уроке, изготовляя различные изделия. Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана по удовлетворению какой- либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия, оцен - ку качества и определение реального спроса на это изделие и услугу. Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. На первом уроке необходимо провести инструктаж, познакомить обучающихся с основны - ми приемами работы, а на заключительном - оценить работу над проектошколь - ников. Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой де - ятельности обучающихся, которая характеризуется рядом особенностей:  Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование ре - зультата и ясное представление о конечном продукте деятельности.  Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, так как её целью является уяснение сущности явления, достижение истины. Цель проекта - создать практические рекомендации педагогам по внедре - нию в обучение технологии исследовательской деятельности обучающихся, как способ формирования практических умений, способствующих развитию творче- ских способностей и логического мышления в условиях модернизации образо -
3 вания. Повышение качества образования и формирование у обучающихся навы - ков исследовательской деятельности – одна из важнейших задач модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную пози - цию обучающихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в пер - вую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Таким образом, навыки исследовательской деятельности обучающихся яв - ляется актуальной проблемой процесса обучения. В данной работе представлен опыт развития навыков исследовательской деятельности в процессе обучения на уроках технологии. Тематика и актуаль - ность выбранной темы определяет следующие задачи:  на основе изученной литературы выявить назначение исследователь - ской деятельности в учебном процессе;  выявить, методы и навыки проектной деятельности;  обобщить основные компоненты проекта;  рассмотреть на примерах проектно-исследовательскую деятельность;
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯ-

ТЕЛЬНОСТИ

1.1 Исследовательская деятельность – история вопроса
Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения. В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой яв - ляются исследования, играет важную роль в развитии учащегося. А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризу - ются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к дан - ной деятельности, т. е. «мотивом»» [9]. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятель - ность должна побуждаться адекватными мотивами» [21]. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес пред - ставляют научные исследования. Если в науке главной целью является произ - водство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном про- цессе на основе приобретения новых знаний.
5 Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается де- ятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую зада - чу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных эта - пов, характерных для исследования в научной сфере. По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской дея - тельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдель - ные его элементы [2].
1.2 Исследовательская деятельность обучающихся
Под исследовательской деятельностью понимается «творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышле - ния и мировоззрения в целом ». Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. В последнее, время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организа - ции исследовательской деятельности в условиях школьного обучения -создание условий для личностного развития обучающихся, повышения их образователь - ного и общекультурного уровня. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и де - лать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различ - ных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школь -
6 ной программы изучение всех предметов в полном объеме. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, само - стоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критическо- го и творческого мышления школьника. Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответ - ственной личностью. Исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает вы - строить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. В соответствии с ре - альной ситуацией автор выделяет наиболее значимые позиции:  активная мыслительная деятельность,  самостоятельное приобретение знаний,  умение работы с источниками информации,  поиск рациональных способов решения задач,  сотрудничество,  поэтапное формирование навыков. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследо - вания представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целе - направленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:  мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; срав - нение;  обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; кон - кретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);  умений и навыков работы с книгой и другими источниками информа - ции;
7  умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Исследовательская деятельность может быть включена:  в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантная техноло - гия, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам);  в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории, науч - ного исследования, теоретические специализированные предметы);  в блок дополнительного образования (групповые теоретические и прак- тические занятия по отдельным тематическим направлениям);  индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых иссле- дований);  систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). Элементы исследовательской деятельности, используемые на уроках тех - нологии:  мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм); проблема - тизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, поста- новка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), об - основанный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование сво - ей деятельности, самоанализ и рефлексия;  презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проде - ланной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) ре - зультатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка пись - менного отчёта о проделанной работе;  коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, нахо - дить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;  поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в
8 гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;  информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядо - ченное хранение и поиск;  проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измере - ние параметров, осмысление полученных результатов. Из сказанного, можно сделать вывод, исследовательская деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентностных» предметов, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.
1.3 Метод проектов в исследовательской деятельности
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска пу - тей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он поз - воляет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практи - ческого применения. При использовании метода проектов на уроках учитель не объясняет мате - риал. Он предлагает обучающимся ряд ситуаций, явлений, в которых так или
9 иначе просматривается противоречие и просит их обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем учитель предлагает ребятам наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Он ничего не комментирует, предоставляя в дальнейшем обучающимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились. Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-иссле - довательской деятельности должно являться изменение обучающегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают обучающиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вы - текает и цель, и задачи деятельности обучающихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проект - ной работы, становится поиск способов решения проблемы. Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто каче - ственно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая дея - тельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности. Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследователь - ской вообще, обучающиеся проходят все этапы научного творчества:  возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;  этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анали - за на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
10  этап претворения найденного принципа решения проблемы и его про - верка (этап творческого познания). Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с други - ми теоретическими знаниями.
1.4 Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся — процесс сов - местной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явле - ний и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на взгляд автора, имеет и ещё одно немаловажное значение – это социализация личности учащегося, преодо - ление не комфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подго - товка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение обучаю - щихся. В своей практике автор использует 3 группы исследований (последние, из которых применяются чаще остальных):  Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения ка - кой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения моно - предметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся. Примером такого монопредметного исследо - вания, например, по технологии могут стать работы «Структура швейной ма - шинки», «Техника вязания крючком» и так далее
11  Межпредметное исследование - это исследование, направленное на ре - шение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения меж - предметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся по одному или нескольким предметам, или об - разовательным областям. Примером такого исследования является проект «До - моводство в разных странах мира», «История изобретения швейной машинки».  Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее сов - местную деятельность обучающихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учеников проблем. Результаты выполне - ния такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимо - действие ученика с учителями различных образовательных областей. Например, исследовательская работа «Рецепты рыбного пирога от наших бабушек », вы - полненная ученицами 7-ого класса, основана на личных приготовлениях пирога по нескольким рецептам. В проекте использованы фотографии, пироги, рецеп - ты. Обучение обучающихся началам проектного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются уме- ния и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позво - ляющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктив - ному обучению способам их получения. Навыки исследовательской деятельности автор рекомендует формировать с 6-ого класса. Как правило, это монопредметные групповые кратковременные проекты. При работе над ними ребята учатся выделять проблему, определять цели и задачи, собирать материал по теме из разных источников, готовить пре -
12 зентации и выступать публично. Важно также познакомить обучающихся с ме - тодами исследований. Ребята с удовольствием готовят устные сообщения и доклады, презентации, пишут рефераты. В 7-8 классах исследовательская дея - тельность усложняется: проекты становятся индивидуальными, долгосрочными и межпредметными. В старших классах преобладают надпредметные проекты, выходящие за рамки учебных программ. Главной целью учебного исследования является развитие личности учаще- гося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функцио - нального навыка исследования как универсального способа освоения действи - тельности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, акти - визации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...
1.5 Навыки для создания творческих проектов
Проект является привлекательной для обучающихся оригинальной формой работы, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельно - сти, прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их. Моти - вами могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения, эмо- ции. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. Проект учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои зна- ния и умения, получать в ходе выполнения задания значительно больше знаний, чем дает урок. В ходе длительного, тесного сотрудничества учителя и ученика удается
13 выяснить то, что раньше не замечалось. Только в личной беседе с учащимся можно выявить, что им движет, в чем его слабые и сильные стороны. Эти занятия помога - ют подросткам преодолеть себя, поверить в свои силы, и даже иногда раскрыть способности, о которых они и сами не подозревали. Ведущая педагогическая идея - сотрудничество учителя и ученика как равно - правных соучастников процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний. Цель организации проектной деятельности: научить обучающихся формули - ровать прикладную проблему, организовывать свою деятельность, добиваться нуж - ного результата, сформировать способности анализировать конкретные ситуации, навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки инфор - мации, подготовить обучающихся к профессиональному выбору. Работа над проектом начинается с постановки проблемы (задачи). Делается это обычно одним из следующих способов:  создание проблемной ситуации (сообщение учителя или обучающихся, ситуация на уроке, постановка опыта, демонстрация модели и так далее);  анкетирование обучающихся с целью выяснения интересующего их круга проблем. Далее более конкретно определяется тематика проекта, его тип (кратковре- менный, долговременный, исследовательский, предметно-ориентированный, инди - видуальный, групповой и так далее). Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфиче- ских и очень важных образовательных задач, а именно:  выдвигать темы проектов;  определять свою позицию;  вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы;  понимать роль и значение групповой работы. Среди проектов в нашей практике особое место занимают интегрированные
14 естественно-научные проекты. Выполнение таких проектов создает условия для закрепления общеучебных умений и усвоения собственно научных. Проект преследует комплексную цель: формирование целостного подхода к восприятию окружающего мира через меж- предметные связи, развитие навыков исследовательской деятельности, сбора и обра ботки информации, развитие способности мыслить категориями целостных систем и предсказывать последствия изменения любой части системы, создавать условия для эмоционального погружения в контекст реальной жизни как необходимого компонента реализации творческого потенциала обучающихся. Для успешной защиты проекта требуется серьезная теоретическая подготов - ка, которая занимает иногда несколько месяцев (долговременные проекты). Работа над проектом - это кропотливый труд, в ходе которого ученики со - трудничают и друг с другом, и с учителем, и находят дополнительные источники информации. Любой проект, как правило, предполагает экспериментальные исследования. Так, изучая влияние электромагнитного излучения на организм подростка, учащи - мися были разработаны пакеты заданий по проверке влияния времени работы на компьютере на логическое мышление, внимание, вычислительные навыки. Одним из методов получения информации стало анкетирование сверстников. Чтобы расширить число респондентов, анкеты распространялись среди обучающихся четырех близлежащих школ. Результатом работы над проектом является формирование единого есте - ственно-научного подхода к решению сложной проблемы здоровья подрастающего поколения, выработка умения работать с литературными и другими, источниками информации, развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, сопоставле- ния), формирование умения выдвигать гипотезы, проблемы, искать пути их реше- ния (например, членами проектной группы были составлены рекомендации сверст - никам для поддержания и укрепления здоровья), развитие умения выступать перед
15 аудиторией, отстаивать свою точку зрения, оформлять и представлять подготовлен - ный материал. Задача руководителя в проекте - сделать так, чтобы дети большую часть рабо - ты выполняли сами, без вмешательства взрослых. Очень сложно удержаться от подсказки, когда ученики «идут не туда». Но одна из задач проекта: формирование собственного опыта решения проблемы и тут надо дать учащимся и возможность ошибиться, и возможность самостоятельно исправить свою ошибку. В процессе вы - полнения проекта необходимо стараться не контролировать каждый шаг учеников, а помогать им только тогда, когда они обращаются за помощью. Но и оказывая по- мощь, не давать готовые решения, а предлагать возможные варианты, чтобы у де- тей всегда была свобода выбора и уверенность в собственном решении поставлен - ной задачи. Много времени уделяется подготовке команд к защите проекта. Здесь можно выделить следующие этапы:  оформление материала на стендах из ватмана (с фотографиями, рисунка- ми схемами раскрывающими суть проекта);  подготовка устной презентации проекта (она может сопровождаться пока - зом слайдов, компьютерной презентации);  подготовка к ответу на возможные вопросы оппонентов;  создание папки проекта, в которой сохраняются все документы, рассмот - ренные в ходе проекта. Конечная оценка работы осуществляется учащимися и учителем по оконча- нии защиты. В ходе обсуждения выясняется, что удалось, что не получилось, причем обсуждается также и организация работы над проектом в группе. Следует отметить, что метод проектов позволяет не только решить вопросы приобретения знаний, но и выработать у школьников культуру общения, способ - ность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный
16 опыт, невозможный при других формах обучения.
17
2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ МКОУ СОШ ОЗЕР-

НИНСКОЙ ШКОЛЫ

2.1 Основные компоненты проекта
Начинать проект стоит с определения потребностей и краткой формули - ровки задачи. Проще говоря - это исследования на тему: для кого данное изде - лие будет разработано и изготовлено и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно с таких слов: «Разработать и изгото - вить…» У каждого человека есть потребности, требующие удовлетворения. Разли - чают потребности: - физиологические (пища, вода, воздух, жилье и другие); - в безопасности и сохранении здоровья (передвижение на улице при голо - леде, медицинское обслуживание и другие); - интеллектуальные (образование, посещение выставок, театров и т.п.); - в общении и уважении (возможность выразить себя); - в самовыражении (возможность проявить свои знания, умения). После определения потребностей переходим к следующему этапу - набор первоначальных идей. Ученику необходимо поразмышлять о вариантах выбран - ного изделия. К примеру, для изделий, изготовляемых из бумаги, картона и тка - ни, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов. Чем больше вы - двинуты различные идеи, тем легче найти самый верный путь по удовлетворе - нию потребностей человека. Научиться выдвигать идеи поможет выполнение упражнения №1 «Мозговой штурм»: Обучающиеся объединяются в группы по 3-4 человека. Один из членов группы ведет запись идей на большом листе бумаги. Лист располагается гори - зонтально, и записываются все мысли по мере их возникновения по всему полю
18 листа. Можно начать «мозговой штурм» с ответов на вопросы, которые перечис - лены в схеме на рисунке 1. В чем новизна? Рисунок 1. Схема упражнения «Мозговой штурм» Перед тем как выполнить задания, ограничьте себя во времени. Поду - майте, и представьте как можно больше идей. Вовремя этого упражнения не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Надо записывать все идеи, стараясь, что бы их было как можно больше. Затем совместно с другими учащимися выбрать лучшую идею или лучшую комбинацию идеи. Рассказать учителю, почему была выбрана данная идея. Стоит отметить, что необходимо проработать одну или несколько идей. Для этого можно использовать простые модели из бумаги и картона, это помо - жет принять правильное решение. Чтобы найти лучший способ получения необ - ходимой формы или соединения деталей, можно экспериментировать, используя отходы материалов. В ходе проработки идеи хорошо делать эскизы и записи, чтобы отражать те решения, которые были приняты. Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Почему используется? Где используется? Кем используется?
19 Выбрав и проработав лучшую идею, ученик переходить к планированию и изготовлению изделия. Этот процесс предусматривает разработку технологиче - ской карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имею - щимися знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудова - ния. Эта работа займет большую часть времени, отведенного на проект. Завершающим этапом проектной деятельности, является оценка и испыта - ние проекта. Дать изделие человеку, которому оно предназначается, попросить его воспользоваться изделием и оценить, насколько оно отвечает потребностям. Проанализировать, соответствует ли изделие выбранным критериям. Самый важный вопрос: анализ и оценка сильных и слабых сторон своей работы над проектом. ПРОЕКТ «ВОСКРЕСНЫЙ ЗАВТРАК» Воскресный завтрак в кругу семьи - это небольшой праздник. Его можно организовать для своих близких. Надо провести исследование и выяснить вкусы каждого, чтобы всем членам семьи он доставил удовольствие. Затем проанали - зировать ответы и принять решение о проектировании воскресного завтрака. На схеме представлены проблемы, которые надо рассмотреть при проектировании воскресного завтрака. Проект воскресного завтрака может включать приготовление различных бутербродов, салатов, блюд из яиц, кофе или чая. Схема оценки проекта на рисунке 2. Экономические показатели
20 Рисунок 2. Схема оценки проекта «Воскрес- ный завтрак» В своей практике автор использовал тему «Блюда из яиц. Омлет с колба - сой и зеленью».
2.2 Составление технологической карты на примере проекта

«Блюда из яиц»
В предыдущей главе говорится, что процесс планирования и изготовление изделия предусматривает разработку технологической карты. Автор считает ее одной из основных составляющих проектной деятельности. Ее подробное со - ставление предлагается рассмотреть далее. Предмет: Технология 5класс Тема: Технология приготовления пищи. Блюда из яиц. Омлет с колбасой и зеленью. Цели урока: Образовательные: Познакомить обучающихся с блюдами из яиц. Научить обучающихся готовить омлет с колбасой и зеленью, используя технологиче- Технология приготовления блю- да Экологическая оценка Сервировка стола
21 скую карту. Ознакомление с вариантами их оформления. Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности. Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Оборудование: Наглядные пособия: плакаты с изображениями блюд из яиц, рабочие карточки, принадлежности для сервировки стола, посуда для при - готовления блюда, продукты (яйца, колбаса, молоко, соль, зелень, масло), тетра - ди, одежда для занятий кулинарией, ноутбук, проектор. Межпредметные связи: история, изобразительное искусство. Профориентация: Знакомство с профессией повара. Тип урока: комбинированный Методы обучения: Беседа, объяснение, показ, самостоятельная работа. Словарная работа: овоскоп, омлет, пашотница. Таблица 1 – Планируемые результаты Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные научатся самостоя - тельно создавать способы решения проблем творческого характера; научатся анализиро - вать, сравнивать, обобщать, использо - вать фантазии, вооб - ражения при выпол - нении учебных дей - ствий; формирова - ние желания выпол - нять учебные дей - ствия. участвовать в диалоге, на уроке и в жизнен - ных ситуациях; сотруд- ничать с одноклассни - ками в поиске и сборе информации; прини - мать решения и реали - зовывать их; точно вы - ражать свои мысли. организовывать свое рабочее место под руководством учите - ля; определять цель и составлять план вы - полнения задания; развивать практиче - ские навыки и уме - ния при решении по - вседневных проблем связанных с техноло - гией. Таблица 2 – Ход урока Этапы урока Содержа- ние урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся ууд 1. Организационный момент Проверка готовности обучаю- щихся к уроку Приветствие обучающихся. Проверка го - товности обу - чающихся Подготовка к уроку Эмоциональная мотивация на учение (Личностные) Планирование совместного
22 к уроку. Про - верка отсутствую- щих. сотрудничества (Ком - муникативные) 2. Повторение прой - денного материала - каким мо - жет быть наш зав - трак? - сколько блюд мож - но вклю - чить в зав - трак? - часто в завтрак включают- ся блюда, приготов- ленные из яиц. Какие блюда из яиц вы зна - ете? Активизация обучающихся с использова - нием вопросов -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулиро - вать задачу; умение осознанно строить ре - чевое высказывание. 3. Изучение нового материала Постановка вопросов. Формули- рование вместе с учащимися темы уро - ка. В древно - сти счита - ли, что из яйца вылу - пилась вся наша вселенная и произо - шла всякая жизнь. Весь мир был подо - бен огромному Обращение к личному опы - ту обучающих- ся. Отгадайте загадку: В белом ме - шочке Жѐлтый каму - шек. Может и раз - биться, Может и сва - риться, Если хочешь, в птицу Может превра- титься. О чѐм пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Ответ: яйцо Выбор опти - мального ре - шения (нет, да) Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели (Познавательные) Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения (Комму - никативные) Построение логического рассуждения (Личност - ные) Целеполагание, планирование последовательности действий
23 яйцу: скор - лупа - это небо, пленка - облака, бе - лок -вода, желток - земля. Яйцо, таким об - разом, осмысля- лось как начало всех начал, символ плодовито- сти и жиз - ненной силы. Яйца –цен - ный про - дукт питания. Яйцо со - стоит из яичного белка и желтка. Желток со - держит: белки, жиры и холести - рин. Яичный бе- лок состо - ит на 90% из воды, на 10% из белков (2 слайд) Яйца - единствен- ный про - дукт, который усваивает- Тема сего - дняшнего уро - ка «Яйца. Блюда из яиц. Омлет с колбасой и зеленью» (1 слайд) Как вы думае - те, какие виды яйца использу- ются в пищу? Фиксирова- ние темы урока в тетрадь Наблюдение и процессов( п исьмнная, устная) Отвечают на поставлен- ный вопрос
24 ся нашим организ- мом на 97- 98%. Они полезны для крове - творения, укрепляют кости и су - ставы, стимулиру- ют иммун - ную систему, повышают умствен- ную работо- способ- ность. Рассмот- рим строе - ние кури - ного яйца (3 слайд) В таблице представ- лен вид куриного яйца, кото - рое можно употреб- лять в пищу и примерная масса од - ного яйца (4 слайд) (5 слайд) Диетиче- ское (срок хранения до 7 суток). Столовое (срок хра - нения от 7 до 30 Что вы знаете о категориях яиц? Можно ли при покупке определить свежесть яйца? Фиксируют основные по - нятия в тетрадь Отвечают на поставлен- ный вопрос Отвечают на поставлен- ный вопрос
25 суток) (6 слайд) 1 способ. Свежесть яиц можно определить через овоскоп. Свежее яйцо просвечи- вается, не свежее-нет. (2 способ) При разби - вании яйца: - свежее яйцо с округлым, пышным желтком, в белке есть густой же - лейный слой, окружаю- щий жел - ток и более жидкий внешний слой; - через не - делю – желток бо - лее плоский и два слоя белка мало заметны (7 слайд) 3 способ. Погруже- ние в воду (в одном ста - кане воды растворить Что вы слыша- ли о такой бактерии, как сальмонелла и заболевании человека сальмонел- лѐзом? Нужно ли соблюдать ка - кие-либо пра - вила в процес - се приготовления блюд из яиц? Отвечают на поставлен- ный вопрос Отвечают на поставлен- ный вопрос
26 одну столо- вую ложку соли и опустить яйца - Яйцо све - жее - опу - стилось на дно - Недоста - точно све - жее -под - нимается чуть выше дна - Недобро - качествен- ное -нахо - дится на поверхно- сти жидкости Яйца хра - нят в холо - дильнике, целыми и свежими (8 слайд) в сыром виде; в варѐном виде; в жареном виде; использо- вать для приготов- ления сала- тов, закусок, выпечки кондитер- ских изделий, украшении блюд, приготов- Какие способы определения свежести яйца вы знаете? Как вы думае - те, что за блю - до под названием яйцо-пашот? Д/з. Узнать в Интернете что из себя представ - ляет блюдо под названием яйцо-пашот Определите правильность сваренного яйца вкрутую, используя слайд (13 слайд) Отвечают на поставлен- ный вопрос Отвечают на поставлен- ный вопрос Отвечают на
27 ление кре - мов и начинок (9 слайд) Сальмо- неллёз — острое кишечное инфекци- онное заболева- ние живот - ных и человека, вызывае- мое бактериями сальмонел- лами. Отравле- ние может происхо- дить, если в пищу были употребле- ны не каче - ственные продукты животного происхо- ждения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца, особенно утиные и гусиные) (10-11 слайд) - Перед приготов- лением яйца необходи- мо тща - Кто из вас уже варил или жарил яйца? поставлен- ный вопрос
28 тельно вымыть. - Никогда не варите яйца сразу из холо - дильника, потому что очень хо - лодные яйца, которые кладут в горячую воду, ско - рее всего, лопнут. - Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину). - Исполь - зуйте ма - ленькую кастрюлю - когда слишком много ме - ста, яйца могут стукнуться друг о дру - га и потрескать- ся. - Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собира - Как нужно хранить яйца, чтобы они не портились? В каком виде можно употреблять яйца в пищу? Отвечают на поставлен- ный вопрос
29 ется воз - дух. Во время вар - ки там мо - жет собраться давление и скорлупа потрес- кается. Чтобы этого избе - жать, про - колите яйцо с ту - пого конца иголкой, чтобы вы - ходил пар. - Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солѐной воде, чтобы белок не вытек. - Сварен - ные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очи - стились Рассмот- рим спосо - бы варки яиц (12 слайд) Всмятку , 2 мин. Белок свернулся наполови- ну, желток не свернул-
30 ся. «В мешо - чек» 4-5 мин. Белок свернулся, желток не свернулся. Вкрутую 7- 10 мин. Желток и белок свер - нулись Вареные яйца пода - ют в специаль- ной рюмке (пашотни- це) на подставоч- ной тарелке с чайной ложкой (слайд 14) (15 слайд) К жареным блюдам относятся: яичница- болтунья и яичница- глазунья, омлет простой и омлет с на - чинкой, яичницу также мож - но пригото- вить с на - чинкой. Постановка вопросов Инструкти- рует по вы - Подведение к обобщениям: Прежде чем Формулиро- вание правил безопасной работы( тех - Используя технологи - ческую карту учатся готовить омлет с колбасой и зеленью
31 полнению практиче- ской рабо - ты Вы разде - лены по бригадам. Сейчас каждая бригада, изучив технологи- ческую карту (16 слайд), приступит к выполне- нию омле - та с колба - сой и зеленью. Я желаю вам продуктив- ной рабо - ты, если возникнут вопросы, я отвечу на них По оконча - нии работы необходи- мо убрать рабочее ме- сто. приступить к выполнению практической работы, о чѐм мы должны вспомнить? Показ приѐмов нарезки колба - сы Проверка ника безопас- ности при ра - боте с ножом, плитой) Выполнение практической работы с ис - пользованием технологиче- ской карты Уборка рабо - чих мест (Познавательные) Приобретение новых знаний при выполнении практической работы (Личностные) Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция (Регуля - тивные) Умение работать в бригаде, распределять технологические операции (Коммуника - тивные) 5. Подведение итогов Выполнив работу, вам необходи- мо засерви- ровать стол и подать к столу ом - лет с колбасой и зеленью Рассказать Оценка выпол- ненных работ (совместно с учащимися) Наблюдение и обсуждение найденных ре - шений Оценка и самооценка - сервировки стола; - дегустации; - качества выполненной работы по критериям. Рассказ, про - слушивание Умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснования точки зре - ния (Коммуникатив - ные)
32 о том, что получилось на уроке, в чем воз - никли сложности. одноклассни- ков Умение обобщать и делать выводы (Позна - вательные) Умение эстетически оформлять блюдо (Личностные) Оценка выполненной практической работы (Регулятивные) 6. Домашнее задание Узнать в интернете рецепт приготов- ления яйца- па - шот Организо- вать дома для семьи воскрес- ный зав - трак, ис - пользуя практиче- скую рабо - ту урока. Консультация по выполне - нию домашне - го задания Фиксирова- ние домашне- го задания Личностные :развитие и углубление потребно- стей и мотивов учебно- познавательной дея - тельности 7. Рефлексия Постановка вопросов. Подведе- ние итогов урока. - как мы рабо - тали? - достигли мы цели урока? А, теперь по - делитесь мне - ниями об уро - ке. Попрошу желающих вы- тянуть карточ - ку и высказать своё мнение -было ин - тересно… -было труд - но… -теперь я могу… -я научилась… -меня удиви - Отвечают на поставлен- ный вопрос
33 ло… -мне захоте - лось 8. Уборка кабинета После про - ведения практиче- ской части урока убор- ка кабине - та. Контролирует работу Моют посуду, подметают полы, выно - сят мусор.
2.3 Проект проведения общешкольного мероприятия к 8 марта

«А ну-ка, девочки»
Этот проект помогает удовлетворить потребности обучающихся в самовы - ражении, возможности выразить себя, признание достоинств. Подготовка к конкурсу проходит заранее. Девочкам раздается домашнее задание. Конкурсная программа: «А ну- ка, девочки!» Ведущий: Добрый день уважаемые учителя, жюри, обучающиеся и гости нашего мероприятия! Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь. И мы рады видеть вас в этом зале! Совсем не - давно наступил большой радостный праздник – Международный Женский день – 8 марта. Этот праздник не зря называют праздником Весны. Ведь женщина – это вдохновение, это сама весна! Весной расцветают цветы. Посмотрите, сколь - ко сегодня красивых девушек. Они все как цветы… Ведущий: Международный женский день отмечают в начале первого ме - сяца весны, когда солнце начинает пригревать землю, а на лесных проталинах расцветают подснежники, когда прилетают грачи. Женщины всего мира долго и упорно вели борьбу за свои права. В 1910 году в маленькой стране Дании, в го - роде Копенгагене, собрались женщины-революционерки. А уже в 1913 году в
34 России в первый раз был отмечен Международный женский день. Его провели в Петербурге под видом научной конференции. Прошло много лет. Теперь мы каждый год открыто и торжественно чест - вуем женщин. В этот праздничный вечер мы с вами собрались в этом уютном зале для того, чтобы провести шоу-конкурс «А ну-ка, девочки!». И мы приглашаем наших конкурсанток на сцену. Девочки с 5-11 классы занимают свои места (в команде по 3 человека) Ведущий: Итак, позвольте начать наш конкурс «А ну-ка, девочки!» Представление жюри. Жюри оценивает каждый конкурс по 5 бальной системе. Но сначала познакомимся с нашими участницами. Поэтому объявляется первый конкурс «Визитка» (Представление своей команды, название, приветствие жюри) Наши участницы подготовили визитку, в которой расскажут о себе и мы узнаем о них получше. Первой на сцену приглашается девушки с 11 кл-по 5 классы. Конкурсантки выступают по очереди. Итак, объявляется Конкурс «Кулинарная эстафета» Представьте, что вас пригласили на царский пир. Там на столах были вы - ставлены разные угощения, но все на букву «К». В течение 2 минут каждая ко - манда на листках бумаги записывает возможные блюда. Сколько перечислено блюд – столько очков получает каждая команда. Конкурс «Самая сообразительная» (Понадобятся: салфетки.) Участницам конкурса предлагается сложить салфетки для украшения праздничного стола. Чем больше вариантов, тем лучше. Конкурс «Сама себе парикмахер» (Понадобятся расчески, заколки, шпильки, резинки и лак для волос.) Девочкам предлагается соорудить праздничную прическу и дать ей назва -
35 ние. Конкурс «Самая артистичная» Участницы конкурса должны продемонстрировать свои артистические способности: спеть любимую песню, прочитать юмористический рассказ, инсценировать отрывок из пьесы и так далее Конкурс «Самая элегантная» Это единственный конкурс, к которому девочки готовятся заранее. Каждая девочка для демонстрации готовит свою модель одежды. Хорошо, если будут представлены разные варианты: одежда для школы, дискотеки, субботника, для дома, деловой встречи, для разных времен года и так далее Девочки под музыку, под комментарий ведущего, проходят по подиуму, зрители аплодисментами награждают наиболее интересные модели. В конце по - каза все девочки выходят к зрителям. Мини-викторина «Рукодельницы» 1. Носик стальной, хвостик льняной, сквозь полотно проходит, конец себе находит. (Иголка с ниткой.) 2. По реке взад-вперед Ходит, бродит пароход. Остановишь — горе! Про - дырявит море! (Утюг.) 3. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Швейную.) 4. Пляшу по горнице с работой моею, Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено.) 5. Сижу верхом, не знаю, на ком, знакомого встречу — соскочу, привечу. (Шапка.) 6. Надену — ободом сведет, сниму — змеею упадет. Тепло не дает, а без него холодно. (Пояс.) 7. Упрятались голышки в лохматые мешки: четверо вместе, одна на ше - сте. (Пальцы в рукавичке.) 8. Скорчится — с кошку, растянется — с дорожку. (Веревка.)
36 9. Без рук, без ног, под лавку скок. (Клубок.) 10.Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы.) Конкурс «Автограф» Участницам нужно собрать как можно больше автографов мальчишек за 1 минуту. Начинаем по моему сигналу. Конкурс «Объяснялки». Кто первый готов ответить, поднимаем руку, а жюри будет внимательно следить. По трём характерным действиям надо указать слово. - Растёт на огороде; кладут в винегрет; бывает на платье (горошек) - Её любят кушать; шофёр её крутит; это жена барана (баранка) - Туда иногда садятся; сейчас ими пользоваться не модно; раньше их все одевали в дождь (Галоши) - Это есть у девочек; бывает у песка; в деревне она нужна в июле (коса) - Он бегает в лесу; так называется причёска у мальчиков; вкусно приготов - ленное мясо (Ёжик) - Она растёт в поле; есть такая игра; когда на неё похож нос (картошка) - Это проходит в школе; там выступает директор; там что-нибудь решают и кого-нибудь ругают (педсовет) - Её любят все ученики; туда все спешат; после неё тяжело бегать (столо - вая) - Некоторые любят его есть; его всегда не хватает; от него становишься грязным (мел) - Без него нельзя обойтись; оно висит на стене; если я болею, мне мама го - ворит: «Позвони Маше и узнай» (расписание уроков) Конкурс «Угадай мелодию». Звучит мелодия и, если вы её знаете, то поднимаете сигнальную карточку. Кто первый поднял карточку, тот и отвечает.
37 Конкурс «Чей нос лучше?» Команды, представьте, пожалуйста, по одной участнице. Сейчас вам будут завязаны глаза и предложено по запаху определить пред - меты, находящиеся на подносе (яблоко, кусок мыла, духи хлеб, специи и др.) Конкурс «Макияж» Девочки с помощью красок (гуашь, акварель) должны через некоторое время на лице изобразить тот сказочный персонаж, который они вытянут на карточке. Например: Кощея, чертика или животных: тигра, кошку, лису и так да - лее Конкурс болельщиков Пока девочки делают макияж, среди болельщиков проводится аукцион пе - сен, где встречается женское имя. Команде, чей болельщик последним назвал песню, засчитывается дополнительный балл. Конкурс «Танцуют все!» Включается музыка, а вы всей командой должны станцевать соответству - ющий танец под музыку. Критерии этого конкурса: умение двигаться под музыку соответственно ритму и характеру данного танца. 1."Неваляшки" 2. "В новых ритмах" 3. "Ламбада" 4. "Танец утят" Конкурс «Болтуньи» Всем известно, что девчонки большие болтуньи, поэтому наш следующий конкурс называется «Болтуньи». В течение одной минуты нужно без перерыва говорить. (Можно просто фантазировать.) Если участница будет останавливаться, то баллы снимаются.
38 Музыкальная пауза. (Частушки в исполнении мальчиков.) Частушки: 1.Откровенные ребята, Не умеем мы тужить, Без частушек-прибауток, Ой, нам суток не прожить. 2.Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят. Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат. 3.Расцвели девчонки наши, Как ромашки на лугу, Ну, а песни распевают, Словно пташечки в саду 4.Я скажу вам по секрету Да про наших, про девчат: Каждый день меняют платья, Мы не можем их узнать. 5.Мы читаем и считаем, Бывает двойки получаем. Вам желаем только пять На уроках получать. 6.Не смотрите так, девчонки. Мы не заволнуемся, Мы поучимся на слав И посоревнуемся. 7.Перемыли всю посуду, Навели порядок всюду. Мы забыли слово лень Вот что значит женский день. 8.Почему мы здесь все пляшем, Почему мы здесь поём? Потому что всех девчонок Поздравляем с Женским днём! 9.Девочек сегодня поздравляем И здоровья им желаем. Мы подарки им вручаем И не огорчать их обещаем. 10.Мы частушки петь кончаем И теперь вам обещаем Слушать вас всегда во всём, Утром, вечером и днём. Все участницы команд очень хорошо постарались сегодня. Но давайте те - перь обратимся к нашему многоуважаемому жюри, которое всё это время оцени- вало старания участниц каждой из команд.
39 Пожалуйста, вам слово, уважаемое жюри! (Жюри подводит итоги конкурсной программы, награждает победителей)
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы и школьной практики по исследуемой проблеме позволил сделать вывод, что организация проектно- исследовательской деятельности предоставляет возможность успешно решать методические задачи. В ходе экспериментального исследования были рассмотрены возможности организации исследовательской деятельности на различных этапах урока и проектной деятельности. Полноценное внедрение исследовательской деятельности в учебный про - цесс при выполнении описанных методов организации позволяет лаконично до - полнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использую - щими информационные технологии, объективно оценивать качество обучения по предмету. Формирование навыков исследовательской деятельности – один из спосо - бов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности обучающихся, обучение на новом качественном уровне. Исследова- тельская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса, так и для педагогического проектирования более эффектив - ного исследовательского метода обучения. Вместе с тем, несмотря на эффектив - ность исследовательского метода в процессе обучения, для того чтобы его вне - дрение происходило с наибольшей отдачей, следует, уделить внимание качеству и целесообразности его применения. Результаты исследования показали, что проектная деятельность, так же как и формирование ее навыков может быть организована на всех этапах про - цесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. Она правомерно может быть организована учителем при индивидуальной работе, работе в группах; при организации вну -
41 триклассной активизации и координации, через выполнение школьниками твор - ческих работ. По отношению к содержанию учебного предмета исследователь - ская деятельность может выполнять различные функции, поддерживая соб - ственную учебную деятельность ребенка. Итак, из сказанного о роли проектно-исследовательской деятельности у обучающихся можно сделать следующие выводы:  проектно-исследовательская деятельность пробуждает интерес у обуча- ющихся к познанию нового материала;  проектная деятельность помогает учащимся сформировать задачи, по - ставить цели, найти пути решения задачи и так далее;  проектная деятельность стимулирует умственную деятельность обуча - ющихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;  проектная деятельность – один из примеров преодоления пассивности учеников;  проектная деятельность воспитывает у обучающихся дисциплиниро - ванность, организованность, ответственность и коллективизм.
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концеп - ция развития исследовательской деятельности обучающихся // Исследователь - ская работа школьников. 2001. №. 1. 2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с. 3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007. 4. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Раз - витие исследовательской деятельности обучающихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,С.80-88. 5. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики. – 1-е изд. – М., 1913. – С. 508. 7. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации иссле - довательской деятельности обучающихся/А.В. Леонтович// Школьные техноло - гии.-2001 №5, С. 146-149. 8. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Школьные технологии-1999 №1-2, С.132-137. 9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: По - литиздат, 1977. – 303 с. 11.Малафеев Р.И. Проблемное изучение физики в средней школе. Из опы - та работы: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с. 12.Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. – 1968. – №6. 13. Павлова М, Сасова И, Гуревич М.И., Питт Д. Технология 5 класс.
43 Учебник. – М.: Вентана-Граф. – 2010. – 168 с. 14. Пинский А.А., Абатурова В.В., Дерзкова Н.П. Предпрофильная подго - товка обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Итоги экс - перимента и перспективы дальнейшего развития. М.: Альянс-Пресс, 2004. – 160с. 15.Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2003. – 296с. 16. Сасова И.А. Технология. Метод проектов (Алгоритм успеха). – Изд-во: Вентана-Граф. – 2015. – 168 с. 16.Синенко, В. Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие / В. Я. Синенко. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. 17.Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у обучаю - щихся в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для сту - дентов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. 18.Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебно-познавательных уме - ний у обучающихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1980. 19.Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5. 20.Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. 21.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с. 22. сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. 23. - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»
44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «А НУ- КА, ДЕВОЧКИ!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОМАНДЫ ПОКАЗЫВАЮТ СВОЕ МАСТЕРСТВО В ТАНЦЕВАЛЬНОМ

КОНКУРСЕ

45
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОНКУРС ПРИЧЕСОК «САМ СЕБЕ ПАРИКМАХЕР»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КОНКУРС «МАКИЯЖ»