Автор: Гусева Галина Борисовна Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 2"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Коллективное творческое дело"
Коллективное творческое дело
В Концепции модернизации дополнительного образования одним из
условий повышения его качества является более полное использование
нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития
этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Приобщение детей и родителей к участию в проведении музыкальных
гостиных оказывает особое воспитательное, развивающее воздействие на
личность, ее духовно-нравственное становление. «Встречи с прекрасным»
открывают возможность познавать мир и в процессе познания развивать
творческие способности, учиться ценить все, что есть хорошего и прекрасного в
искусстве и науке, в поэзии. Очень полезным и в творческой, и в
воспитательной работе является участие педагогов-специалистов. Игра вместе
со своими наставниками, возможность более частого профессионального
общения мобилизует учащихся, заставляет более ответственно относиться к
своим обязанностям. С другой стороны, участие стимулирует преподавателя,
обязывая его постоянно работать над повышением своего педагогического и
профессионального мастерства [1].
Цель проведения музыкальных гостиных – формирование творческой
личности на основе развития интеллекта, чувств, высокой нравственности.
В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи:
- формировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к
явлениям действительности;
- формировать художественно-образное мышление;
- развивать способность воспринимать произведения искусств как
проявление духовной деятельности человека;
- развивать навыки концертной и исполнительской деятельности.
Основные правила, положенные в основу
коллективного творческого дела
Педагогический коллектив школы реализует парадигму воспитания, в
основе которой лежит не педагогика мероприятий для детей, а педагогика
совместной с ребенком деятельности. С этой целью успешно внедрен проект
коллективного творческого дела (КТД) - музыкальные гостиные «Встречи с
прекрасным», участниками которого являются дети, их родители и
преподаватели. Этот проект строится на основе внутренне мотивированной
совместной деятельности, диалогического общения и субъективных отношений
между воспитателями и воспитанниками, между взрослыми и детьми [6].
В основу КТД положены следующие правила:
- восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаться первыми шагами
ребенка;
- позитивно подкреплять творческую инициативу ученика;
- использовать ошибку как возможность нового неожиданного взгляда на
что-то привычное;
- максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям
ребенка. Создать климат взаимного доверия, обеспечить независимость детей в
выборе и принятии решений;
- хвалить детей, называя конкретные факты и детали, которые
понравились;
-в своей речи использовать как можно больше позитивных слов
(блестяще, прекрасно, умница, молодец, замечательно и др.);
-на каждом занятии находить что-то позитивное и называть это вслух.
Итогом работы является показ подготовленной программы и концертная
практика, которая помогает развивать в начинающем музыканте
ответственность за качество исполнения, собранность, творческое внимание,
артистичность.
Основные дидактические принципы КТД
Музыкальные гостиные имеют структуру воспитательного дела,
проводимого с определенными педагогическими задачами, и нацелены на
получение определенного педагогического результата.
Формы проведения музыкальных гостиных разнообразны:
- ролевая игра;
- театрализованное представление;
- конкурс исполнителей;
- презентация творческих работ;
- лекция – концерт.
Данные формы проведения направлены на развитие творческих и
интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных
потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.
Основные дидактические принципы:
- вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника
совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности,
активной и инициативной личности;
- учет индивидуальных особенностей всех участников КТД, а также
интересов и потребностей участников конкретной группы;
- добровольность участия, свобода выбора как формы и содержания дела,
так и способов его реализации;
- выстраивание всего процесса – от рождения идеи до воплощения – с
учетом высказанных участниками предположений;
- выбор позиции преподавателя, основанной на включение в совместную
работу в качестве субъекта целеполагания и организации дела;
- наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления,
позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и
исполнительскими функциями;
- рефлексивное осмысление собственных действий, что позволяет активно
включать механизмы самовоспитания.
Этапы КТД
Музыкальные гостиные «Встречи с прекрасным» - целенаправленный
воспитательный процесс, который включает в себя следующие этапы:
- коллективное целеполагание;
- коллективное планирование;
- коллективная подготовка;
- коллективное проведение дела;
- коллективный анализ по итогам.
Каждый этап КТД имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые
сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это – ориентация
преподавателя на познание потребностей, идеалов, интересов учащегося;
совместная деятельность преподавателей и учащихся; возможность выбора
дела, групп, ролей, вплоть до участия – неучастия в общем деле; подчеркивание
вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех участников [4].
Заключение
Коллективное творческое воспитание невозможно без определенной
позиции преподавателя: во-первых, искренний интерес к внутреннему миру
учащегося, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков;
во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала,
ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей
личности как средства педагогической работы; в-третьих, стремление к
организации коллективной деятельности как совместной, творческой,
создающей возможности для самоопределения ее участников [7].
Диапазон «тактических» ролей преподавателя, стоящего на позициях
коллективного творческого воспитания, весьма широк. Вот только некоторые из
этих ролей:
- жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!);
- генератор идей (но не навязывающий их насильно);
- мудрый старший помощник (но не демонстрирующий своей мудрости);
- координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех
авторов идей и участников дел);
- рядовой участник (но осознающий свою ответственность за
происходящее);
- «тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях
действительной необходимости). Наблюдательно делающий это не ради
любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач;
- психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической
работе);
- посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно
принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).
Библиографический список
1. Вендрова Т.Е.; Пигарева И.В. Воспитание музыкой. – М., 1980.
2. Волович Л.А.; Артемьева Л.А. Теоретические основы педагогических
технологий гуманитарного образования // Сб. Среднее профессиональное
образование: проблемы, поиски, решения. – М.: №13 Магистр; 1994, - С.117 –
134.
3. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969.
4. Елисеева А.В.; Железовская Г.И. Духовно-нравственная культура
личности. – Саратов, 1997, - С. 25 – 26.
5. Из истории музыкального воспитания / Под ред. Апраксина О.А. – М.:
Просвещение, 1990.
6. Лебедев В. Коллективные творческие дела, 1998.
7. Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всерос.
науч. практ. конференции. – Омск, март 2000.
Ч. 1. – С. 53 – 65.
8. Психология. Словарь. Под ред. А.Петровского. – М.: Просвещение,
1989.