Напоминание

"Коллективное творческое дело"

Автор: Гусева Галина Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 2"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Коллективное творческое дело"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Коллективное творческое дело
В Концепции модернизации дополнительного образования одним из условий повышения его качества является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности. Приобщение детей и родителей к участию в проведении музыкальных гостиных оказывает особое воспитательное, развивающее воздействие на личность, ее духовно-нравственное становление. «Встречи с прекрасным» открывают возможность познавать мир и в процессе познания развивать творческие способности, учиться ценить все, что есть хорошего и прекрасного в искусстве и науке, в поэзии. Очень полезным и в творческой, и в воспитательной работе является участие педагогов-специалистов. Игра вместе со своими наставниками, возможность более частого профессионального общения мобилизует учащихся, заставляет более ответственно относиться к своим обязанностям. С другой стороны, участие стимулирует преподавателя, обязывая его постоянно работать над повышением своего педагогического и профессионального мастерства [1]. Цель проведения музыкальных гостиных – формирование творческой личности на основе развития интеллекта, чувств, высокой нравственности. В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи: - формировать у учащихся эмоционально ценностное отношение к явлениям действительности; - формировать художественно-образное мышление; - развивать способность воспринимать произведения искусств как проявление духовной деятельности человека; - развивать навыки концертной и исполнительской деятельности. Основные правила, положенные в основу коллективного творческого дела
Педагогический коллектив школы реализует парадигму воспитания, в основе которой лежит не педагогика мероприятий для детей, а педагогика совместной с ребенком деятельности. С этой целью успешно внедрен проект коллективного творческого дела (КТД) - музыкальные гостиные «Встречи с прекрасным», участниками которого являются дети, их родители и преподаватели. Этот проект строится на основе внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъективных отношений между воспитателями и воспитанниками, между взрослыми и детьми [6]. В основу КТД положены следующие правила: - восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаться первыми шагами ребенка; - позитивно подкреплять творческую инициативу ученика; - использовать ошибку как возможность нового неожиданного взгляда на что-то привычное; - максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям ребенка. Создать климат взаимного доверия, обеспечить независимость детей в выборе и принятии решений; - хвалить детей, называя конкретные факты и детали, которые понравились; -в своей речи использовать как можно больше позитивных слов (блестяще, прекрасно, умница, молодец, замечательно и др.); -на каждом занятии находить что-то позитивное и называть это вслух. Итогом работы является показ подготовленной программы и концертная практика, которая помогает развивать в начинающем музыканте ответственность за качество исполнения, собранность, творческое внимание, артистичность. Основные дидактические принципы КТД Музыкальные гостиные имеют структуру воспитательного дела, проводимого с определенными педагогическими задачами, и нацелены на получение определенного педагогического результата.
Формы проведения музыкальных гостиных разнообразны: - ролевая игра; - театрализованное представление; - конкурс исполнителей; - презентация творческих работ; - лекция – концерт. Данные формы проведения направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Основные дидактические принципы: - вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, активной и инициативной личности; - учет индивидуальных особенностей всех участников КТД, а также интересов и потребностей участников конкретной группы; - добровольность участия, свобода выбора как формы и содержания дела, так и способов его реализации; - выстраивание всего процесса – от рождения идеи до воплощения – с учетом высказанных участниками предположений; - выбор позиции преподавателя, основанной на включение в совместную работу в качестве субъекта целеполагания и организации дела; - наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления, позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и исполнительскими функциями; - рефлексивное осмысление собственных действий, что позволяет активно включать механизмы самовоспитания. Этапы КТД Музыкальные гостиные «Встречи с прекрасным» - целенаправленный воспитательный процесс, который включает в себя следующие этапы: - коллективное целеполагание;
- коллективное планирование; - коллективная подготовка; - коллективное проведение дела; - коллективный анализ по итогам. Каждый этап КТД имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это – ориентация преподавателя на познание потребностей, идеалов, интересов учащегося; совместная деятельность преподавателей и учащихся; возможность выбора дела, групп, ролей, вплоть до участия – неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех участников [4]. Заключение Коллективное творческое воспитание невозможно без определенной позиции преподавателя: во-первых, искренний интерес к внутреннему миру учащегося, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков; во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы; в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников [7]. Диапазон «тактических» ролей преподавателя, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк. Вот только некоторые из этих ролей: - жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!); - генератор идей (но не навязывающий их насильно); - мудрый старший помощник (но не демонстрирующий своей мудрости); - координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех авторов идей и участников дел); - рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее);
- «тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительной необходимости). Наблюдательно делающий это не ради любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач; - психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе); - посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД). Библиографический список 1. Вендрова Т.Е.; Пигарева И.В. Воспитание музыкой. – М., 1980. 2. Волович Л.А.; Артемьева Л.А. Теоретические основы педагогических технологий гуманитарного образования // Сб. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. – М.: №13 Магистр; 1994, - С.117 – 134. 3. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969. 4. Елисеева А.В.; Железовская Г.И. Духовно-нравственная культура личности. – Саратов, 1997, - С. 25 – 26. 5. Из истории музыкального воспитания / Под ред. Апраксина О.А. – М.: Просвещение, 1990. 6. Лебедев В. Коллективные творческие дела, 1998. 7. Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всерос. науч. практ. конференции. – Омск, март 2000. Ч. 1. – С. 53 – 65. 8. Психология. Словарь. Под ред. А.Петровского. – М.: Просвещение, 1989.