"Основные пути реализации профориентационной работы"
Автор: Максимова Федора Марковна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ЦДОД"
Населённый пункт: г.Мирный РС(Я)
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Основные пути реализации профориентационной работы"
Основные пути реализации профориентационной работы
Проблема профессиональной ориентации подрастающего поколения
остается актуальной во все времена, не прекращается научный и
практический поиск, направленный на совершенствование подготовки
молодежи к жизненному и профессиональному выбору. Это обусловлено
социально – экономическими изменениями, происходящими в обществе, а
также научными достижениями в области профориентации.
В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной
работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Если
раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и
рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное
количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные
заведения профессионального образования, представители общественных
организаций, производства, экономики, бизнеса и др.) Работодатели
предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности
работника. Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо
собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других
компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном
непрофессиональный или над профессиональный характер, но в то же время
необходимых каждому специалисту. Кроме профессиональных знаний,
умений и навыков современный работник должен проявлять
самостоятельность, творческий подход к делу, гибкость в способах
мышления, оперативно реагировать на инновации и использовать их в своей
деятельности, уметь постоянно учиться и обновлять свои знания, владеть
сквозными умениями (работа на компьютере, знание языков, смежных
профессий). Ко всему этому выпускники должны быть подготовлены
.
Однако:
большинство учащихся и выпускников школ выбор профессионального
будущего не связывают со своими реальными возможностями и
потребностями рынка труда;
не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе;
ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны
взрослых – родителей, родственников или знакомых;
многие из них не имеют представления о научных основах выбора
профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях
профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в
профессиональном выборе;
не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей
сфере труда;
лишь немногие подростки имеют твердые профессиональные намерения,
примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных
планах.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться
учащимися в 14 – 15 лет.
Для того, чтобы учащиеся данного возраста
смогли разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в
том числе и в профессиональном в Центре дополнительного образования г.
Мирный начала работу студия «Профессия Плюс». Образовательная
программа студии содержит основные пути реализации
профориентационной работы и представляет собой объединенный замыслом
и целью комплекс мероприятий, конкурсов, экскурсий призванных
обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
Задачи данной программы:
предоставление информации о мире профессий
и профессиональной ориентации;
с пособствовать личностному развитию
учащихся;
выявление природных задатков и трансформации их в
способности; о знакомление с актуальностью в потребности профессий на
рынке труда; выявление последствия ошибки в выборе профессии;
способствование выработке навыков самопрезентации как залога начала
успешной трудовой деятельности.
Занятия проводятся в различной форме:
это посещение предприятий,
в стречи с людьми интересных профессий,
анкетирование, диагностика профессиональной направленности,
тестирование на соответствие выбранной профессии,
с
обеседования,
семинары с элементами дискуссии,
посещение учебных заведений города,
самостоятельная работа с источниками информации и, конечно же,
экскурсии. Экскурсия как форма
профориентационной работы дает
возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в
реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться
с профессионалами,
знакомство с людьми интересных профессий и даже
погружение в саму профессию. Так, с начала этого учебного года в целях
профориентации обучающихся с ознакомительными экскурсиями
обучающиеся студии «Профессия Плюс» посетили МЧС, краеведческий
музей, ЗАГС, НПФ «Алмазная осень», взрослую поликлинику МЦРБ,
Мирнинский районный суд, Узел связи и УКИД СТ «Алмазавтоматика».
Посещение каждой экскурсии приносит ребятам много новых знаний о
разных профессиях, дает представление о различных условиях труда, о
перспективах в будущем, какая карьера ожидает, где какие специалисты
востребованы. Эти встречи оставили у ребят незабываемые впечатления.
Работники организаций, отвечая на многочисленные вопросы ребят,
раскрывая секреты и особенности своей профессии, закладывают фундамент
для подготовки настоящих профессионалов завтра. Ведь
профориентационная работа, бесспорно, является одним из важнейших
факторов правильного выбора будущей профессии, а значит – выбора своего
будущего. Будущего наших детей.