Напоминание

"Основные пути реализации профориентационной работы"

Автор: Максимова Федора Марковна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ЦДОД"
Населённый пункт: г.Мирный РС(Я)
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Основные пути реализации профориентационной работы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Основные пути реализации профориентационной работы Проблема профессиональной ориентации подрастающего поколения остается актуальной во все времена, не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки молодежи к жизненному и профессиональному выбору. Это обусловлено социально – экономическими изменениями, происходящими в обществе, а также научными достижениями в области профориентации. В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.) Работодатели предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности работника. Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном непрофессиональный или над профессиональный характер, но в то же время необходимых каждому специалисту. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков современный работник должен проявлять самостоятельность, творческий подход к делу, гибкость в способах мышления, оперативно реагировать на инновации и использовать их в своей деятельности, уметь постоянно учиться и обновлять свои знания, владеть сквозными умениями (работа на компьютере, знание языков, смежных профессий). Ко всему этому выпускники должны быть подготовлены . Однако:  большинство учащихся и выпускников школ выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;  не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе;  ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых – родителей, родственников или знакомых;  многие из них не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе;  не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда; лишь немногие подростки имеют твердые профессиональные намерения, примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для того, чтобы учащиеся данного возраста смогли разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном в Центре дополнительного образования г. Мирный начала работу студия «Профессия Плюс». Образовательная программа студии содержит основные пути реализации профориентационной работы и представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, конкурсов, экскурсий призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. Задачи данной программы: предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации; с пособствовать личностному развитию учащихся; выявление природных задатков и трансформации их в способности; о знакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда; выявление последствия ошибки в выборе профессии; способствование выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности. Занятия проводятся в различной форме: это посещение предприятий, в стречи с людьми интересных профессий, анкетирование, диагностика профессиональной направленности, тестирование на соответствие выбранной профессии, с обеседования, семинары с элементами дискуссии, посещение учебных заведений города, самостоятельная работа с источниками информации и, конечно же, экскурсии. Экскурсия как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами, знакомство с людьми интересных профессий и даже погружение в саму профессию. Так, с начала этого учебного года в целях профориентации обучающихся с ознакомительными экскурсиями обучающиеся студии «Профессия Плюс» посетили МЧС, краеведческий музей, ЗАГС, НПФ «Алмазная осень», взрослую поликлинику МЦРБ, Мирнинский районный суд, Узел связи и УКИД СТ «Алмазавтоматика». Посещение каждой экскурсии приносит ребятам много новых знаний о разных профессиях, дает представление о различных условиях труда, о перспективах в будущем, какая карьера ожидает, где какие специалисты востребованы. Эти встречи оставили у ребят незабываемые впечатления. Работники организаций, отвечая на многочисленные вопросы ребят, раскрывая секреты и особенности своей профессии, закладывают фундамент для подготовки настоящих профессионалов завтра. Ведь профориентационная работа, бесспорно, является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии, а значит – выбора своего будущего. Будущего наших детей.