"Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Автор: Нестерова Анна Александровна
Должность: учитель ИЗО и черчения
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Ленск"
Населённый пункт: город Ленск, Республика Саха-Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"
Дата публикации: 06.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность школьников
– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса
в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные
направления
внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность; 2. познавательная деятельность; 3. проблемно-ценностное общение; 4. досугово - развлекательная деятельность 5. художественное творчество; 6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); 7. трудовая (производственная) деятельность; 8. спортивно-оздоровительная деятельность; 9. туристско-краеведческая деятельность.
Педагогами школы разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих

направлений:
1. Художественно-эстетическое направление Образовательная программа «Истоки русской народной культуры» знакомит учащихся с технологией изготовления тряпичных кукол. Дети, создавая кукол из ниток, ленточек, лоскутков, тесёмок, знакомятся с бытом, обычаями, традициями русского народа, календарными праздниками, обрядами. 2. Спортивно-оздоровительное направление  Реализовывать это направление помогает система клубных часов «Уроки здоровья». Через игры, викторины, путешествия, анкеты, беседы дети учатся правильно относиться к своему здоровью.  Ещё одна образовательная программа, реализующая здоровьесберегающие технологии – это спортивные игры. Возрождаются такие игры, как лапта и городки. Эти незаслуженно забытые игры вызывают восторг и интерес у современных ребят.  У мальчиков особенно пользуется успехом футбольная секция. В школе 3 команды, которые имеют успех на уровне не только района, но и города.
3. Научно-познавательное направление Особое внимание уделяется образовательным программам научно-познавательного направления. На кружке «Давайте поиграем» используются игровые и тренинговые технологии с целью преодолеть тяжёлый этап адаптации первоклассников, наладить отношения в складывающемся коллективе, приобретения навыков общения между детьми и со взрослыми.
Игровая деятельность
пронизывает все направления внеурочной деятельности. Разнообразные виды игр используются на предметных неделях. Внеурочная
познавательная деятельность
школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.
Проблемно – ценностное общение
можно осуществлять как в школе, так и за её пределами, так как, дети любят выезжать, проводить время вне школы в кругу сверстников, проявлять свои творческие способности. Организация
досугово – развлекательной деятельности
требует некоторой подготовки. Например, ежегодно в школе проводится конкурс
«Школьный артист»
, где может принять участие любой, независимо от возраста и рода увлечений. Организовать
художественное творчество
детей позволяют кружки:  Тряпичная кукла  Роспись по дереву  Очумелые ручки
Социальные проекты
на основе художественной деятельности: 
Проект «Мои любимые бабушка и дедушка»
, приуроченный ко Дню пожилого человека. На первом этапе каждая параллель получила задание. 1-ые классы – участвовали в конкурсе рисунков, 2-ые – в конкурсе стихов, 3-ьи – готовили сценки, 4-ые – писали сочинения. Заключительным этапом стала презентация в форме концерта. 
Проект «Парад Принцесс»
, посвящённый Дню 8 Марта, проходил в 2 тура. В первом туре участвовали все желающие девочки начальной школы. Конкурс проходил в каждом классе. Жюри, в лице родителей, выбрало только по одной представительнице от каждого класса, которая принимала участие в параде. Во втором туру принцессам также представлялась возможность проявить себя. Ребята легко отзываются на участие в разных акциях, например, «Зелёная планета» (2 раза в год сбор макулатуры), «Цветы победы» (ко Дню Победы). Очень актуальный вид деятельности –
трудовая.
Техническое моделирование позволяет раскрыть способности к конструированию, ориентации в пространстве. Практика показывает, всё больше детей имеют нарушения именно в этой области.
Трудовой десант дисциплинирует учащихся. Традиционно в школе проходят такие мероприятия как:  День бегуна  Неделя здоровья  Ведётся учёт личных достижений  Конкурс стенгазет, презентаций, рефератов на спортивные темы
Туристско-краеведческая деятельность
школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форменерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п. Для организации
краеведческой деятельности
поддерживаем связь с историческим краеведческим музеем Рыбацкой библиотеки. Посещаем интересные занятия, которые проводит увлечённый и знающий историю села и его жителей человек - Вера Михайловна Глушкова. Наш город имеет большую возможность для
экскурсионной деятельности
.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности. Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы —дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой —проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать:форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Внеурочная деятельность в вопросах и ответах

Вопрос

Ответ
1. Что понимается под внеурочной деятельностью? В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2. Какова основная цель внеурочной деятельности? Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. 3. Каковы основные задачи внеурочной деятельности? Задачи внеурочной деятельности: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося; 4. Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности? · Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); · Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707); · Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682); · СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); · Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594; · Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). · Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников · Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее
образование). · Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования) · Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования 5. Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности? Внеурочная деятельност ьявляется обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но онане включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. 6. Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности? Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). 7. Какова наполняемость групп? Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.». 8. Каковы основные принципы Основные принципы организации внеурочной деятельности:
организации внеурочной деятельности? -учёт возрастных особенностей; -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; -связь теории с практикой; -доступность и наглядность; -включение в активную жизненную позицию; 9. Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО? Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное)
. 10. Какие существуют виды внеурочной деятельности?
Виды внеурочной деятельности :
· Познавательная · Игровая · Трудовая (производственная) деятельность · Досугово-развлекательная деятельность · Спортивно-оздоровительная деятельность · Туристско-краеведческая деятельность · Художественное творчество · Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) · Проблемно-ценностное общение Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. 11. Какие существуют формы организации внеурочной деятельности? Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Аудиторных занятий не должно быть более 50% 12. Кто определяет формы организации внеурочной деятельности? Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. 13. Каковы основные результаты внеурочной деятельности? Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов
—приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов
—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.