"Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики"

Автор: Лисейцева Ирина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №67
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики"
Дата публикации: 06.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития

информационных компетенций на уроках математики
Лисейцева Ирина Михайловна : учитель математики МБОУ СОШ № 67 г.Брянска Статья отнесена к разделам: Преподавание математики, Общепедагогические технологии. Как не превратить обучение в мучение, как сделать процесс познания для учащихся интересным и захватывающим? Над этим вопросом постоянно задумывается каждый учитель, стремящийся организовать работу с максимальным учётом образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Развивающая функция обучения требует от учителя новых подходов в обучении и воспитании: не просто передавать информацию, а учить детей добывать её самостоятельно, обрабатывать, делать выводы, представлять графическую интерпретацию полученных результатов, то есть заниматься развитием информационных компетенций учащихся. Информационная компетентность- это способность:  работать с учебниками;  пользоваться справочной и дополнительной литературой;  владеть пересказом;  устно или письменно изложить прочитанный или услышанный текст;  проанализировать прочитанное;  вести наблюдение за объектом;  составить на основе прочитанного текста таблицу, схему, график;  пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевидение, видео-, аудиозаписи);  пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет. На примере подготовки и проведения урока математики в 7 классе по теме «Применение различных способов разложения на множители» показано, как можно, используя нетрадиционную форму урока, формировать познавательный интерес учащихся, объединить математику с другими науками, формировать у детей основы научной картины мира. Для подготовки и проведения урока привлечены учащиеся 7 и 8 классов. Учащиеся 8 класса подготовлены к роли лекторов и консультантов. Проведению урока предшествует подготовка в течение 2-3 недель: прочитана дополнительная литература, составлены доклады, подобран материал для презентации, изучен материал по теме «Разложение на множители».Форма урока - путешествие по «Золотому кольцу России»».На уроке привлечены сведения из истории, географии. Использовано пособие для развития творческих способностей учащихся Е.А. Лебединцевой, Беленковой Е.Ю. Алгебра, 7 кл., задания для обучения и развития учащихся. Урок обобщающего повторения по теме «Формулы сокращенного умножения». Для проведения урока возможно привлечение учителей истории, географии, информатики, с целью оказания консультативной помощи учащимся и учителю. Эпиграф «…Широко ты Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!» И.С. Никитин. Цели:
обучающая: повторить, обобщить полученные знания по теме "Формулы сокращенного умножения"; учить соотносить результаты, делать выводы ; развивающая: в занимательной форме развивать мышление и творческие способности учащихся, расширять кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире; воспитывающая: побудить учащихся к чёткой , последовательной и аккуратной деятельности , прививать любовь к Родине, её истории и традициям.
Оборудование.
 Раздаточный материал с печатной основой.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.(Диск).  Мультипроектор с подготовленной презентацией.(Приложение 1)  Эталоны с решениями для проверки решений.
Содержание урока.
I.Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим урок-путешествие по «Золотому кольцу России». (Демонстрируются слайды 1-3). [4], [5] На фоне музыки из кинофильма «Тени исчезают в полдень» учитель рассказывает: «Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-музеи, города- венценосцы». Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но только в России есть созвездие городов, городков и посёлков, которые уже более 30 лет называют Золотым кольцом России. «Золотое кольцо России» - один из самых популярных туристических маршрутов, включающих в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Вот список городов и расположение их на географической карте.(Слайды 5-6). [3] II.В рамках нашего урока мы «посетим» только некоторые из городов «Золотого кольца». А какие, вы узнаете в процессе решения заданий. 1.Перед вами задание №162 .(Приложение2) [ 2 ] а)Даны гербы этих городов. Выполните преобразования алгебраических выражений и запишите ответы в стандартном виде. Используя таблицу, узнайте, какие из городов входят в «Золотое кольцо России» и впишите их названия на гербах. При проверке результатов используйте таблицу к №№162-164 . Каждый город имеет свой алгебраический код, то есть результат верно выполненных преобразований. 2. Проверка результатов при активной помощи консультантов по таблице. Демонстрация слайдов с изображением гербов городов, памятных мест. 3. Вопрос классу: что означает слово «геральдика»? 4.
Сообщения лекторов о городах: Суздаль, Сергиев Посад, Пераславль-Залесский,

Ярославль
. Демонстрация слайдов 7 – 22. [ 3 ] 5. Продолжаем путешествие по схеме, изображенной на рисунке к указанной таблице. б) Подсчитайте числовые коды городов «Золотого кольца России», используя алгебраические коды и полагая а =1. Заполните третий столбик таблицы. Учитывая найденные ответы, дополните названиями схему расположения этих городов <Рис.2 >
Название города Алгебраический код Числовой код (значение выражения при а = -1 ) Владимир - а 2 Переславль - Залесский а 4 - 81 Ростов Великий 9 – а 2 Рязань а 2 Сергиев Посад а 2 - 9 Суздаль -а 2 – 6а - 9 Тула а 2 + 9 Ярославль 9 6. Учащиеся дополняют схему на доске, приготовленную заранее. III. Групповая работа . (В группы включены учащиеся 8 класса для оказания консультативной помощи) Группа №1 получает задание №163 (а, б ). Группа №2 выполняет задание №164 (а, б ) [2 ]
№163
а ) Упростите выражение а 2 (1 + а )( а – 1 ) – а 4 . Используя ответ и таблицу алгебраических кодов к №№ 162-164, узнайте, какой из городов был столицей Руси до Москвы. б ) Узнайте год основания этого города. Для этого упростите выражение и найдите его значение при х = 277. [ Ответ: столицей древней Руси был город Владимир, основанный в 1108г.]
№164
а ) Решите уравнение. Его корень совпадает с годом образования самого древнего города
«Золотого кольца»: (t + 2 ) 2 - ( t - 1 )( 1 + t ) = 3453 . б ) Название самого древнего города «Золотого кольца» узнайте по таблице с числовыми кодами после решения уравнения: ( 2у + 1 ) 2 - 29 = (2y – 3 )( 3y + 2 ) + 13y 2 . [ Ответ: самым древним городом «Золотого кольца « является Ростов Великий, который был основан в 862 г. ]
Проверка результатов у доски
. Учащиеся 8 класса выступают с сообщениями о городах Владимире и Ростове Великом. Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов 7-10, 23. [3 ] IV. Слово учителю. Сердце Родины – Москва. Москва один из драгоценных камней «Золотого кольца». Только самый большой и самый красивый. Начиналась Москва в 12 веке, как и другие города «Золотого кольца» небольшой крепостью Владимиро – Суздальского княжества. В начале 14 века внук Александра Невского Юрий Данилович задумал отобрать ярлык на великое княжение Владимирское у богатой и сильной Твери. С тех пор в Москве стало биться сердце России. Иван Калита – брат Юрия, укреплял и расширял Московскую Русь. Царственный вид Москва приобрела при Иване III после его женитьбы на византийке Софье Палеолог. При ней на Русь приезжают итальянские мастера, сооружают стены и башни Кремля, белокаменные соборы, которые сохранились до наших дней. Задание для фронтальной работы с классом.[ Каждому учащемуся выдаётся схема Московского Кремля. Некоторые объекты на ней обозначены номерами. ].(Приложение 3 ). Слайды 24-25. [3 ]
№170
. Узнайте названия архитектурных памятников, обозначенных номерами и подпишите их на схеме. Для этого разложите на множители выражения. Учитывая найденные ответы и данные таблицы, узнайте, каким номерам какие названия архитектурных памятников соответствуют. 1. 6а 2 x – 18а 3 x ; 2. 1 – 9а 2 ; 3. 2а 3 – 18а ; 4. 9а 2 – 6а + 1 ; 5. 27а 3 – 1 ; 6. 2 + 12а + 18а 2 ; 7. 1 – х 2 + 2ах – а 2 ; 8. 2а 2 – 2х 2 – а + х . Во время решения примеров учащиеся повторяют способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения. Таблица для проверки результатов выдаётся каждому ученику. Алгебраический код ( к заданию №170) Название памятника архитектуры Корни уравнения (к заданию №171) (3а – 1 ) 2 Успенский собор - 2; 2 2 ( 1 +3а ) 2 Архангельский собор 0; 0, 25 (а – x ) ( 2а +2х – 1) Благовещенский собор 2 ( 3а – 1 ) ( 9а 2 + 3а +1 ) Колокольня Ивана Великого - 0, 25; 0; 0, 25
6а 2 х ( 1 – 3а ) Кутафья башня -2 (1 – х + а ) ( 1 +х – а) Тайницкая башня -0, 5; 0; 0, 5 (1 – 3а ) ( 1 +3а ) Боровицкая башня -0, 5; 0, 5 2а (а – 3) (а + 3 ) Большой Кремлёвский дворец. -0, .25; 0, 25
Демонстрация интерактивной схемы Московского Кремля
[ Используется материал диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007 г ]. Учащиеся находят «вычисленные объекты». V. Путешествие подходит к завершению . Для того, чтобы получить путёвку на следующую экскурсию, вы должны дома правильно выполнить задание №171. Задание
№ 171.
Решить уравнения: 1) х 2 – 4 = 0; 2) х 2 – 4х + 4 = 0; 3) 4х 2 – х = 0; 4) 16х 4 – х 2 = 0; 5) 4х 3 – х = 0. [2 ] Используя данные таблицы к №170 и найденные корни, заполните пропуски в тексте: Существующие кирпичные стены и башни Московского Кремля построены в 1485 – 1495 г. Они сооружены на месте белокаменных стен времени Дмитрия Донского. Соборная площадь издревле была главной площадью Кремля. Первым архитектурным сооружением Кремля явился 1.____________________________________________собор, который был возведён в 1479 г. По образцу такого же храма во Владимире. В 1489 году был построен девятиглавый 2._______________________________________________________________________ собор, который был расписан Андреем Рублевым. В 1509 году был построен 3.__________________________________________________собор, который являлся усыпальницей великих московских князей и царей. В центре Кремля возвышается 4.___________________________________________________________, имеющая высоту 81 м. Самая старая башня Кремля - 5._______________________________________. Она построена в 1485г. Задание на карточках выдается каждому ученику вместе с таблицей к №170. VI. Подведение итога урока. Слово учителя. Сегодня на уроке мы прикоснулись к истории России. Совершить путешествие нам помогли знания по математике, умение добывать знания из различных источников . Путешествие подошло к завершению. Кто знает, может быть, через несколько лет, кому-нибудь из вас доведётся побывать в этих городах и я буду рада, если вы вспомните и наше заочное путешествие. Благодарю за урок! Демонстрация заключительных слайдов: 26 – 28. [5] Звучит музыка. Появляются строки: « Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью». И.С. Никитин. Литература и использованные материалы. 1. Алгебра: учебник для 7 класса/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. 2. Лебединцева Е.А., БеленковаЕ.Ю. Алгебра, 7кл.,задания для обучения и развития
учащихся. «Интеллект – центр», 2005. 3. Виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия-2007. 4.