"Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики"
Автор: Лисейцева Ирина Михайловна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №67
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики"
Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития
информационных компетенций на уроках математики
Лисейцева Ирина Михайловна : учитель математики МБОУ СОШ № 67 г.Брянска
Статья отнесена к разделам: Преподавание математики,
Общепедагогические технологии.
Как не превратить обучение в мучение, как сделать процесс познания для учащихся
интересным и захватывающим? Над этим вопросом постоянно задумывается каждый учитель,
стремящийся организовать работу с максимальным учётом образовательных потребностей
каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Развивающая функция обучения требует от учителя новых подходов в обучении и
воспитании: не просто передавать информацию, а учить детей добывать её самостоятельно,
обрабатывать, делать выводы, представлять графическую интерпретацию полученных
результатов, то есть заниматься развитием информационных компетенций учащихся.
Информационная компетентность- это способность:
работать с учебниками;
пользоваться справочной и дополнительной литературой;
владеть пересказом;
устно или письменно изложить прочитанный или услышанный текст;
проанализировать прочитанное;
вести наблюдение за объектом;
составить на основе прочитанного текста таблицу, схему, график;
пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации
(телевидение, видео-, аудиозаписи);
пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.
На примере подготовки и проведения урока математики в 7 классе по теме «Применение
различных способов разложения на множители» показано, как можно, используя
нетрадиционную форму урока, формировать познавательный интерес учащихся, объединить
математику с другими науками, формировать у детей основы научной картины мира. Для
подготовки и проведения урока привлечены учащиеся 7 и 8 классов. Учащиеся 8 класса
подготовлены к роли лекторов и консультантов. Проведению урока предшествует подготовка
в течение 2-3 недель: прочитана дополнительная литература, составлены доклады, подобран
материал для презентации, изучен материал по теме «Разложение на множители».Форма
урока - путешествие по «Золотому кольцу России»».На уроке привлечены сведения из
истории, географии. Использовано пособие для развития творческих способностей учащихся
Е.А. Лебединцевой, Беленковой Е.Ю. Алгебра, 7 кл., задания для обучения и развития
учащихся. Урок обобщающего повторения по теме «Формулы сокращенного умножения».
Для проведения урока возможно привлечение учителей истории, географии, информатики, с
целью оказания консультативной помощи учащимся и учителю.
Эпиграф «…Широко ты Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!»
И.С. Никитин.
Цели:
обучающая: повторить, обобщить полученные знания по теме "Формулы сокращенного
умножения"; учить соотносить результаты, делать выводы ;
развивающая: в занимательной форме развивать мышление и творческие способности
учащихся, расширять кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический
запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире;
воспитывающая: побудить учащихся к чёткой , последовательной и аккуратной
деятельности , прививать любовь к Родине, её истории и традициям.
Оборудование.
Раздаточный материал с печатной основой.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.(Диск).
Мультипроектор с подготовленной презентацией.(Приложение 1)
Эталоны с решениями для проверки решений.
Содержание урока.
I.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим урок-путешествие по «Золотому кольцу России». (Демонстрируются
слайды 1-3). [4], [5]
На фоне музыки из кинофильма «Тени исчезают в полдень» учитель рассказывает:
«Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-музеи, города-
венценосцы». Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но
только в России есть созвездие городов, городков и посёлков, которые уже более 30 лет
называют Золотым кольцом России.
«Золотое кольцо России» - один из самых популярных туристических маршрутов,
включающих в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской
земли.
Вот список городов и расположение их на географической карте.(Слайды 5-6). [3]
II.В рамках нашего урока мы «посетим» только некоторые из городов «Золотого кольца». А
какие, вы узнаете в процессе решения заданий.
1.Перед вами задание №162 .(Приложение2) [ 2 ]
а)Даны гербы этих городов. Выполните преобразования алгебраических выражений и
запишите ответы в стандартном виде. Используя таблицу, узнайте, какие из городов входят в
«Золотое кольцо России» и впишите их названия на гербах. При проверке результатов
используйте таблицу к №№162-164 . Каждый город имеет свой алгебраический код, то есть
результат верно выполненных преобразований.
2. Проверка результатов при активной помощи консультантов по таблице. Демонстрация
слайдов с изображением гербов городов, памятных мест.
3. Вопрос классу: что означает слово «геральдика»?
4. Сообщения лекторов о городах: Суздаль, Сергиев Посад, Пераславль-Залесский,
Ярославль .
Демонстрация слайдов 7 – 22. [ 3 ]
5. Продолжаем путешествие по схеме, изображенной на рисунке к указанной таблице.
б) Подсчитайте числовые коды городов «Золотого кольца России», используя
алгебраические коды и полагая а =1. Заполните третий столбик таблицы.
Учитывая найденные ответы, дополните названиями схему расположения этих городов
<Рис.2 >
Название города
Алгебраический код
Числовой код (значение
выражения при а = -1 )
Владимир
- а
2
Переславль - Залесский
а
4
- 81
Ростов Великий
9 – а
2
Рязань
а
2
Сергиев Посад
а
2
- 9
Суздаль
-а
2
– 6а - 9
Тула
а
2
+ 9
Ярославль
9
6. Учащиеся дополняют схему на доске, приготовленную заранее.
III. Групповая работа . (В группы включены учащиеся 8 класса для оказания консультативной
помощи)
Группа №1 получает задание №163 (а, б ). Группа №2 выполняет задание №164 (а, б ) [2 ]
№163
а ) Упростите выражение а
2
(1 + а )( а – 1 ) – а
4
. Используя ответ и таблицу алгебраических
кодов к №№ 162-164, узнайте, какой из городов был столицей Руси до Москвы.
б ) Узнайте год основания этого города. Для этого упростите выражение и найдите его
значение при х = 277. [ Ответ: столицей древней Руси был город Владимир, основанный в
1108г.]
№164
а ) Решите уравнение. Его корень совпадает с годом образования самого древнего города
«Золотого кольца»: (t + 2 )
2
- ( t - 1 )( 1 + t ) = 3453 .
б ) Название самого древнего города «Золотого кольца» узнайте по таблице с числовыми
кодами после решения уравнения: ( 2у + 1 )
2
- 29 = (2y – 3 )( 3y + 2 ) + 13y
2
.
[ Ответ: самым древним городом «Золотого кольца « является Ростов Великий, который был
основан в 862 г. ]
Проверка результатов у доски .
Учащиеся 8 класса выступают с сообщениями о городах Владимире и Ростове Великом.
Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов 7-10, 23. [3 ]
IV. Слово учителю.
Сердце Родины – Москва. Москва один из драгоценных камней «Золотого кольца». Только
самый большой и самый красивый. Начиналась Москва в 12 веке, как и другие города
«Золотого кольца» небольшой крепостью Владимиро – Суздальского княжества. В начале 14
века внук Александра Невского Юрий Данилович задумал отобрать ярлык на великое
княжение Владимирское у богатой и сильной Твери. С тех пор в Москве стало биться сердце
России. Иван Калита – брат Юрия, укреплял и расширял Московскую Русь. Царственный вид
Москва приобрела при Иване III после его женитьбы на византийке Софье Палеолог. При ней
на Русь приезжают итальянские мастера, сооружают стены и башни Кремля, белокаменные
соборы, которые сохранились до наших дней.
Задание для фронтальной работы с классом.[ Каждому учащемуся выдаётся схема
Московского Кремля. Некоторые объекты на ней обозначены номерами. ].(Приложение 3 ).
Слайды 24-25. [3 ]
№170 . Узнайте названия архитектурных памятников, обозначенных номерами и подпишите
их на схеме. Для этого разложите на множители выражения. Учитывая найденные ответы и
данные таблицы, узнайте, каким номерам какие названия архитектурных памятников
соответствуют.
1.
6а
2
x – 18а
3
x ;
2.
1 – 9а
2
;
3.
2а
3
– 18а ;
4.
9а
2
– 6а + 1 ;
5.
27а
3
– 1 ;
6.
2 + 12а + 18а
2
;
7.
1 – х
2
+ 2ах – а
2
;
8.
2а
2
– 2х
2
– а + х .
Во время решения примеров учащиеся повторяют способы разложения многочлена на
множители, формулы сокращенного умножения.
Таблица для проверки результатов выдаётся каждому ученику.
Алгебраический код ( к
заданию №170)
Название памятника
архитектуры
Корни уравнения (к заданию
№171)
(3а – 1 )
2
Успенский собор
- 2; 2
2 ( 1 +3а )
2
Архангельский собор
0; 0, 25
(а – x ) ( 2а +2х – 1)
Благовещенский собор
2
( 3а – 1 ) ( 9а
2
+ 3а +1 )
Колокольня Ивана Великого
- 0, 25; 0; 0, 25
6а
2
х ( 1 – 3а )
Кутафья башня
-2
(1 – х + а ) ( 1 +х – а)
Тайницкая башня
-0, 5; 0; 0, 5
(1 – 3а ) ( 1 +3а )
Боровицкая башня
-0, 5; 0, 5
2а (а – 3) (а + 3 )
Большой Кремлёвский дворец.
-0, .25; 0, 25
Демонстрация интерактивной схемы Московского Кремля [ Используется материал
диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007 г ]. Учащиеся находят «вычисленные
объекты».
V. Путешествие подходит к завершению . Для того, чтобы получить путёвку на следующую
экскурсию, вы должны дома правильно выполнить задание №171.
Задание № 171. Решить уравнения: 1) х
2
– 4 = 0; 2) х
2
– 4х + 4 = 0; 3) 4х
2
– х = 0; 4) 16х
4
– х
2
= 0; 5) 4х
3
– х = 0. [2 ]
Используя данные таблицы к №170 и найденные корни, заполните пропуски в тексте:
Существующие кирпичные стены и башни Московского Кремля построены в 1485 – 1495 г.
Они сооружены на месте белокаменных стен времени Дмитрия Донского. Соборная площадь
издревле была главной площадью Кремля. Первым архитектурным сооружением Кремля
явился 1.____________________________________________собор, который был возведён в
1479 г. По образцу такого же храма во Владимире. В 1489 году был построен девятиглавый
2._______________________________________________________________________ собор,
который был расписан Андреем Рублевым. В 1509 году был построен
3.__________________________________________________собор, который являлся
усыпальницей великих московских князей и царей. В центре Кремля возвышается
4.___________________________________________________________, имеющая высоту 81
м.
Самая старая башня Кремля - 5._______________________________________. Она
построена в 1485г.
Задание на карточках выдается каждому ученику вместе с таблицей к №170.
VI. Подведение итога урока. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы прикоснулись к истории России. Совершить путешествие нам помогли
знания по математике, умение добывать знания из различных источников . Путешествие
подошло к завершению. Кто знает, может быть, через несколько лет, кому-нибудь из вас
доведётся побывать в этих городах и я буду рада, если вы вспомните и наше заочное
путешествие.
Благодарю за урок!
Демонстрация заключительных слайдов: 26 – 28. [5] Звучит музыка. Появляются строки:
« Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью».
И.С. Никитин.
Литература и использованные материалы.
1.
Алгебра: учебник для 7 класса/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.
2.
Лебединцева Е.А., БеленковаЕ.Ю. Алгебра, 7кл.,задания для обучения и развития
учащихся. «Интеллект – центр», 2005.
3.
Виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия-2007.
4.