Напоминание

"Игровые технологии как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету"

Автор: Щербакова Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Воскресенск, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровые технологии как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Игровые технологии как один из эффективных путей воспитания у

школьников интереса к предмету»
Подготовил: Щербакова О.В. учитель математики МОУ СОШ №3 Воскресенск 2013

СОДЕРЖАНИЕ
Введение Назначение игры Виды дидактических игр Требования к организации игры на уроке Этапы игры Банк разных видов игр по математике Заключение Литература Приложение 3-4 5 6 7-8 8 9-12 13 14 15-20

Введение
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим
основной

проблемой,
которую я ставила перед собой, работая над этим проектом, состоит в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построен урок. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Актуальность темы:
 эффективная организация взаимодействия учителя и учащихся;  в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;  игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое настроение;  игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей; совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Цель проекта


активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.
Задачи:
 создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах;  обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний в процессе игры.

Назначение игры
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Дидактическая игра (большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют
дидактической
) – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи и системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить самостоятельно приобретать знания.

Виды дидактических игр
 игры – упражнения;  игры – путешествия;  сюжетная (ролевая) игра;  игра – соревнование.
Игры – упражнения.
Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные
викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады,

головоломки, загадки.

Игры – путешествия.
Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра
отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра – соревнование
может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Требования к организации игры на уроке
 Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся. Различные виды занятий по математике и на уроках и во внеклассной работе, конечно, тоже не лишены творчества, но в игре творчество учащихся особенно необходимо. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что часто ученики относятся к этим обязанностям серьезнее, с чувством большей ответственности, чем в учебной или трудовой деятельности.  Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.  Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.  В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.  Особо важна роль активности учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным.  Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена самая сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащегося.
Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая ее хорошо подготовленным ученикам.  Многие игры учащиеся могут разрабатывать и изготавливать самостоятельно. Для этого можно объявить конкурс на лучшую игру. Каждую придуманную игру нужно проверять в действии.  Большинство игр по математике с раздаточным материалом требуют специальной контрольной карты, куда включены не только правила игры, но и предполагаемые ответы учащихся. Учитель может поручить учащимся составление таких карт. Игру следует считать подготовленной только в том случае, если к ней составлена контрольная карта.  Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.
Этапы игры
1. Предварительная подготовка: класс разбивается на команды (если нужно), примерно равные по способностям, даются домашние задания командам. 2. Игра. 3. Выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Банк разных видов игр по математике
Игра
«Математическая викторина»

Правила игры:
Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», ее заранее сообщают классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается, как правило, в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание - в три балла. Задания нужно приготовить заранее. Эта игра хорошо идет при организации групповой работы, когда нужно проверить усвоение той или иной темы, или в качестве разминки в начале урока, при устном счете. Можно проводить викторину между рядами. Все на усмотрение и фантазию учителя. Игра «
Теоретическая разминка или турнир «рыцарей»

Правила игры:
Используется для проверки знаний теоретического материала. К доске вызывается несколько человек. Класс задает им теоретические вопросы по всему курсу пройденного материала. Вызванные ребята отвечают по очереди. Если кто-то не сможет ответить на вопрос, не него должен отвечать следующий игрок. За ответами следит весь класс и начисляет баллы, за которые в конце игры выставляется оценка. Условия начисления баллов и выставления оценок обсуждается с классом в начале игры. В турнире «рыцарей» вызванные к доске ребята вопросы задают друг другу. Для этого надо заранее предупредить учащихся о проведении турнира, объявить тему, чтобы ребята могли приготовить вопросы и повторить материал.
Нетрадиционный урок.
На уроках закрепления или повторения учебного материала ученики часто теряют интерес к уроку, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому целесообразно такие уроки проводить в нетрадиционной форме. На таких
уроках необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет учитель. Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. В рамках заданной программой обучения общей цели, нетрадиционные уроки преследуют свою собственную цель – поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность, совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Игра «Кроссворд»

Правила игры:
На этом этапе нужно работать в группах, вся команда вместе разгадывает математический кроссворд. За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл. На разгадывание кроссворда участникам дается 5 минут. Ответы в кроссворде записываются друг за другом. Последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.
1
– фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки;
2
– часть прямой;
3
– запись из одной или нескольких цифр;

4
– геометрическая фигура, состоящая из двух точек и точек, лежащих между ними ;
5
– четырехугольник;
6
– геометрическая фигура;
7
– геометрическая фигура;
8
– единица измерения площади;
9
– место, занимаемое цифрой в записи числа;
10
– арифметическое действие;
11
– наименьшее натуральное число;
12
– раздел математики;
13
– старинная русская мера длины;
14
– число, на которое нельзя делить.
Игра «Ребусы»

№ 1.


№ 2.

№ 3.

№ 4.
Ответы: Сложение; Вычитание; Диагональ; Квадрат.

Заключение
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде. В настоящее время применение игровых технологий используется при изучении всех предметов в школе, это дает возможность учителям использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес учащихся к учебе и эффективность учебных занятий. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И.Буслаев. Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные учащимся, помогут мне сделать урок математики интересным, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.
Литература
1. Беленкова Е.Ю, Лебединцева Е.А. Математика 5 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся/М.:Интеллект-Центр, 2009 2. Беленкова Е.Ю, Лебединцева Е.А. Математика 5 класс. Тетрадь 2. Задания для обучения и развития учащихся/М.:Интеллект-Центр, 2009 3. Беленкова Е.Ю, Лебединцева Е.А. Математика 6 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся/М.:Интеллект-Центр, 2009 4. Беленкова Е.Ю, Лебединцева Е.А. Математика 6 класс. Тетрадь 2. Задания для обучения и развития учащихся/М.:Интеллект-Центр, 2009 5. Рабинович Е.М. Математика. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы/М.:ИЛЕКСА, 2006
6. Трошин В.В. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ М.: Глобус, 2007 7. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса/М.:КлассиксСтиль, 2003 Электронные учебные пособия: 1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002. 2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опрос среди учащихся 7Б класса (25 человек) МОУ «СОШ №3» на тему:

«Игровые технологии на уроках математики»
Ребятам предлагалось 5 вопросов: 1. В процессе игры на уроке математики у вас бодрое настроение? 2. Игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным? 3. Игры оказывают на вас умственное развитие? 4. Игры совершенствуют ваше мышление, внимание, творческое воображение? 5. Вам нравится математика?
Ответы учащихся: № вопроса 1 2 3 4 5 Положительные ответы («Да») в % 100% 100% 72% 80% 80%
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разработка математической

игры «Веришь — не веришь»

учащегося 7Б класса в помощь учителю
Вопросы: №1 Веришь, что Шарль Перро, автор «Красной Шапочки, написал сказку «Любовь циркуля и линейки»? №2 Веришь, что Наполеон Бонапарт писал математические работы? 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
100%

72%

80% 80%
Положительные ответы "Да" в % 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
№3 Веришь, что одна из кривых линий называется « Локон Аньези» в честь первой женщины – профессора математики Марии Гаетаны Аньези? №4 Веришь, что Л.Н.Толстой, автор « Войны и мира», был автором учебника математики? №5 Веришь, что один из языков программирования называется Ада, в честь Ады Байрон, дочери известного английского поэта? №6 Веришь, что цветок Гортензия назван в честь француженки Гортезии Лепот, известной вычислительницы, составительницы таблиц? №7 Веришь, что любой прямоугольный треугольник называется египетским? №8 Веришь, что английский математик Дж. Сильвестр написал сонет «Небесная муза», который посвятил первой русской женщине-математику Софье Ковалевской? №9 Веришь, что в основе всех современных учебников по геометрии лежат знаменитые «Начала» Эвклида, написанные в III веке до н. э.? №10 Веришь, что А.С.Пушкин написал строки «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №11 Веришь, что великий Эвклид сказал царю Птолемею: «В геометрии нет царских путей!»? №12 Веришь, что великий русский поэт М.Ю.Лермонтов увлекался математикой и мог до поздней ночи решать какую – нибудь математическую задачу?
№13 Веришь, что стихотворение «О сколько нам открытий чудных» написал М.Ю.Лермонтов? №14 Веришь, что Пифагор принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде, которая проходила в 548 г. до н.э.? №15 Веришь, что знаменитый Фалес был болельщиком и умер на трибуне Олимпийского стадиона во время боя Пифагора? (на 58 Олимпиаде) №16 Веришь, что есть книга, в которой содержатся 370 различных способов доказательства теоремы Пифагора? №17 Веришь, что английская королева. прочитав сказку Льюиса Керрола «Алиса в стране Чудес», так увлеклась ею, что приказала доставить ей все книги этого сказочника? №18 Веришь, что испанский математик, решивший уравнение четвертой степени, был отправлен за это на костер? №19 Веришь, что теорему Фалеса называли «ослиный мост»? №20 Веришь, что если каждый день по 10 часов переписывать труды Леонардо Эйлера, не хватит и 76 лет? №21 Веришь, что Франсуа Виет едва не был отправлен на костер за то, что ему удалось расшифровать тайную переписку испанского правительства командованию своих войск?
№22 Веришь, что Рене Декарт первым предложил метод нумерации кресел в театре по рядам и местам? №23 Веришь, что братья Гримм, авторы сказки «Бременские музыканты», написали сказку «Удивительные приключения треугольника»? Ответы: №1 Да, есть такая сказка. №2 Да. Один геометрический факт носит название «Задача Наполеона» №3 Да. Такая кривая есть. Она исследована Марией Аньези. №4 Да. Он написал учебник для начальной школы, в том числе и учебник арифметики. №5 Да. Ада Байрон занималась математическими машинами и была одним из автором теоретического создания программируемой вычислительной техники. №6 Да. Гортензия Лепот привезла декоративный цветок из Индии, Он был назван ее именем. №7 Не. Только такой прямоугольный треугольник, стороны которого пропорциональны числам 3, 4, 5. №8 Да. Такой сонет есть. №9
Да. №10 Да №11 Да. Эвклид жил в 300 г. до н. э. №12 Да. №13 Нет. А.С.Пушкин. №14 Да. Он был чемпионом по этому виду спорта и удерживал этот титул еще на нескольких олимпиадах. №15 Да. Об этом свидетельствуют летописцы. №16 Да. Эта книга была опубликована в 1940г. №17 Да. Но была сильна разочарована, так как в других книгах содержались математические выкладки и формулы. №18 Да. Это был Паоло Вальмас, первый человек, решивший уравнение четвертой степени. №19 Нет. Так называли теорему Пифагора. №20 Да. Сборники его сочинений составили 75 больших тома. №21 Да.
№22 Да. №23 Нет.