Напоминание

"Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толерантной личности в диалоге культур"

Автор: Сатонина Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 138 г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толерантной личности в диалоге культур"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толерантной личности в диалоге культур С сентября 2008 года наша школа участвует в эксперименте «Формирование базовой культуры личности в диалоге культур". Эксперимент продолжает поиск эффективных пу- тей духовно- нравственного и патриотического воспитания молодежи, формирует уваже- ние к своей и чужой культуре, способствует расширению культурных связей. В рамках эксперимента мы с учащимися 7-9 классов разработали проект «Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толе- рантной личности в диалоге культур». И это понятно, так как формирование базовой культуры личности неотделимо от углубленного изучения отечественной литературы, кото- рая представляет собой органичную часть духа России. Гуманистическая по своей сути, бо- гатая по содержанию, языку и образности, она характеризуется глубоким проникновением во внутренний мир человека, поиском добра и смысла жизни, обличением зла и несправедливости. Русская литература всегда жила самыми важными вопросами обще- ственной жизни страны. Члены творческой группы, состоящей из педагогов и учащихся 7-9 классов, сосредоточи- ли свою работу на двух основных аспектах данной темы: личности Д.С.Лихачева – одного из крупнейших деятелей отечественной культуры, филолога и литературоведа, благодаря которому древнерусская литература вышла из тьмы на поверхность современной культур- ной жизни во всем своем величии, и языковых особенностях древнерусской литературы, позволяющих проследить преемственность древнерусской и русской литературы. Главным при этом было убеждение: «Культура – это нравственность прежде всего». А современная школа нуждается в ярком нравственном примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни и судьбе своей страны. Цель проекта, реализованного участниками группы, состояла в том, чтобы приблизить нравственный опыт Д.С.Лихачева к жизни современного школьника; сократить «историче- скую дистанцию» поколений; создать живой и понятный образ человека, ставшего духов- ным символом современной эпохи; расширить знания учащихся по русской культуре и ли- тературе; помочь лучше осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я. Исходя из заявленных целей, мы организовали изучение жизни и творчества Д.С.Лихачева (в частности, его работ «Человек в Древней Руси», «Поэтика «Слова о пол- ку Игореве», «Возникновение русской литературы» и др.), выполнение творческих зада- ний, связанных с уроками ученого; прослушивание лекций и бесед Вьюнова Ю.А по проблемам русской культуры, изучение работ специалистов-филологов по исторической грамматике: Кожина А.Н, Шахматова А.А. «Историческая морфология русского языка». Провели работу с материалами к «Словарю древнерусского языка» под ред. Срезневского И.И. и «Словарем языка былин». Разработали и провели литературные игры и викторины по произведениям древнерусской литературы «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» для учащихся 7-9классов. Школьниками были написаны рефера- ты, эссе, сочинения. Проводился также мониторинг духовно-нравственных ценностей учащихся 6-х-9-х классов. Анкета, разработанная вместе с учащимися, включала такие, например, вопросы: Почему для каждого человека его детские воспоминания играют важную роль? Что больше остается в памяти человека – плохое или хорошее? Есть ли в вашем доме семейные реликвии? Что вы про них знаете? Каким образом вы можете выразить свое доброе отношение к человеку? Что из происходящего сегодня в нашей жизни радует или огорчает вас? Много ли вы читаете и что именно? Как в повседневной жизни мы можем противостоять насилию и жестокости? Что, по-вашему, означает быть порядочным человеком? Согласны ли вы, что каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном разви- тии? Почему? «Честь школы, честь врача, честь гражданина... Как вы думаете: она у каждого своя или общая?» и др. В опросе приняли участие 120 человек. Анализ мониторинга, так же, как и проведенное среди учащихся тестирование «Самооценка», дали нам возможность многое лучше понять, выявить проблемные места, скорректировать нашу работу в целях повышения ее эффек- тивности, скоординировать ее с другими направлениями эксперимента.