"Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толерантной личности в диалоге культур"
Автор: Сатонина Наталья Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 138 г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толерантной личности в диалоге культур"
Роль русского языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств
современной, толерантной личности в диалоге культур
С сентября 2008 года наша школа участвует в эксперименте «Формирование базовой
культуры личности в диалоге культур". Эксперимент продолжает поиск эффективных пу-
тей духовно- нравственного и патриотического воспитания молодежи, формирует уваже-
ние к своей и чужой культуре, способствует расширению культурных связей.
В рамках эксперимента мы с учащимися 7-9 классов разработали проект «Роль русского
языка и литературы в формировании морально-нравственных качеств современной, толе-
рантной личности в диалоге культур». И это понятно, так как формирование базовой
культуры личности неотделимо от углубленного изучения отечественной литературы, кото-
рая представляет собой органичную часть духа России. Гуманистическая по своей сути, бо-
гатая по содержанию, языку и образности, она характеризуется глубоким проникновением
во внутренний мир человека, поиском добра и смысла жизни, обличением зла и
несправедливости. Русская литература всегда жила самыми важными вопросами обще-
ственной жизни страны.
Члены творческой группы, состоящей из педагогов и учащихся 7-9 классов, сосредоточи-
ли свою работу на двух основных аспектах данной темы: личности Д.С.Лихачева – одного
из крупнейших деятелей отечественной культуры, филолога и литературоведа, благодаря
которому древнерусская литература вышла из тьмы на поверхность современной культур-
ной жизни во всем своем величии, и языковых особенностях древнерусской литературы,
позволяющих проследить преемственность древнерусской и русской литературы. Главным
при этом было убеждение: «Культура – это нравственность прежде всего». А современная
школа нуждается в ярком нравственном примере ответственного отношения к своему делу,
своей жизни и судьбе своей страны.
Цель проекта, реализованного участниками группы, состояла в том, чтобы приблизить
нравственный опыт Д.С.Лихачева к жизни современного школьника; сократить «историче-
скую дистанцию» поколений; создать живой и понятный образ человека, ставшего духов-
ным символом современной эпохи; расширить знания учащихся по русской культуре и ли-
тературе; помочь лучше осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я.
Исходя из заявленных целей, мы организовали изучение жизни и творчества
Д.С.Лихачева (в частности, его работ «Человек в Древней Руси», «Поэтика «Слова о пол-
ку Игореве», «Возникновение русской литературы» и др.), выполнение творческих зада-
ний, связанных с уроками ученого; прослушивание лекций и бесед Вьюнова Ю.А по
проблемам русской культуры, изучение работ специалистов-филологов по исторической
грамматике: Кожина А.Н, Шахматова А.А. «Историческая морфология русского языка».
Провели работу с материалами к «Словарю древнерусского языка» под ред. Срезневского
И.И. и «Словарем языка былин». Разработали и провели литературные игры и викторины
по произведениям древнерусской литературы «Повесть временных лет», «Поучение
Владимира Мономаха» для учащихся 7-9классов. Школьниками были написаны рефера-
ты, эссе, сочинения.
Проводился также мониторинг духовно-нравственных ценностей учащихся 6-х-9-х
классов. Анкета, разработанная вместе с учащимися, включала такие, например, вопросы:
Почему для каждого человека его детские воспоминания играют важную роль?
Что больше остается в памяти человека – плохое или хорошее?
Есть ли в вашем доме семейные реликвии? Что вы про них знаете?
Каким образом вы можете выразить свое доброе отношение к человеку?
Что из происходящего сегодня в нашей жизни радует или огорчает вас?
Много ли вы читаете и что именно?
Как в повседневной жизни мы можем противостоять насилию и жестокости?
Что, по-вашему, означает быть порядочным человеком?
Согласны ли вы, что каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном разви-
тии? Почему?
«Честь школы, честь врача, честь гражданина... Как вы думаете: она у каждого своя или
общая?» и др.
В опросе приняли участие 120 человек. Анализ мониторинга, так же, как и проведенное
среди учащихся тестирование «Самооценка», дали нам возможность многое лучше понять,
выявить проблемные места, скорректировать нашу работу в целях повышения ее эффек-
тивности, скоординировать ее с другими направлениями эксперимента.