"Развитие творческих способностей младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности"

Автор: Корякина Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кыстатыамская МСОШ им. Н.В Шемякова"
Населённый пункт: с. Кыстатыам Жиганского района РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 07.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие творческих способностей младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Иногда говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но школьное воспитание и обучение - это не воспитание гениев, а формирование личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Один ребенок спросил известного писателя Д. Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». «Учи как следует математику», - услышал он в ответ. Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. В последнее время много говорится о креативности мышления. Почему развитие креативности школьников становится одной из актуальных проблем современного образования? Креативность – « личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой самореализации другим людям». – Л. Н. Куликова. Мое собственное видении «творчества» привело меня к пониманию того, что наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи: -развивать детскую фантазию, причинно – следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение; -развивать умение сочинять рассказы и сказки; -решать сложные проблемные задания; -формировать любознательность;
-стремление к познанию нового, неизведанного; -формировать умение мыслить логически, нестандартно; -развивать речь, логику мышление; -повышать мотивацию к самосовершенствованию. Я использую основные принципы творческого воспитания: -индивидуальный подход; -личный пример («делай, как я!»); -формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям); -не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было; Методы воспитания и обучения: Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности). Пассивные (собственный пример, беседы). Важно учитывать, что необходимо создавать условия успешного развития творческих способностей. К ним относятся:  раннее начало;  создание обстановки, опережающей развитие детей;  предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;  помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку). Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и
гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Образовательные программы по которым работают учителя начальных классов нашей школы подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:  классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;  устанавливать причинно-следственные связи;  видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;  рассматривать систему в развитии;  делать предположения прогнозного характера;  выделять противоположные признаки объекта;  выявлять и формировать противоречия;  разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;  представлять пространственные объекты. Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:  ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,  реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,  вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
 дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;  экскурсии, наблюдения;  творческие мастерские. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства, технологии. Но, такой предмет, как математика (сюда можно включить и информатику) имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Я считаю, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Математики. Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к примеру, при выполнении заданий: Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). Чем отличаются картинки? Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры). Продолжи линию. Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д. Для развития воображения: Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».
Задачи — шутки. Решение частично-поисковых задач разного уровня. (Здесь я предлагаю детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания). Задания на выявление закономерностей: Раздели фигуры на группы. Найди «лишний» рисунок. Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. По какому принципу объединили данные фигуры и др. Решение творческих задач. (Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний). При планировании уроков следует продумывать каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о предмете, о котором завожу разговор. Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Есть задание “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев
прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д.При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»; прием, связанный с переработкой известной сказки в связи с введением в нее нового элемента. «Угадай предмет» (выделение признаков предмета); «Необычное использование» (предлагается перечислить способы использования различных вещей). Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Творческие способности учеников в полной мере проявляются на уроках изобразительного искусства и технологии. Ведущими мотивами этих видов деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации. Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод обучения. Многие ребята создают совместные творческие проекты.
При выполнении
творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает
дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. Еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1]. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важ нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие творческих способностей – важ нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель. Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2]. При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С
помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования. Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей. Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи: · Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. · Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности. · Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов. · Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия. · Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. · Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа [3]. Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.
Для развития творческих способностей предлагаю детям следующие задания: Упражнения на напряжение мышц: - «рубить» дрова; - нести «тяжёлый» чемодан; - дотянуться до высоко висячего яблока. Упражнения на расслабление мышц: - «заснуть» на стуле; - сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды; Упражнения на развитие воображения: - передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея!» - передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»; - передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо и обыгрывать это. Работу над ролью строится следующим образом. Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные? Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения? Распределение ролей. Составление словесного портрета героя Анализ поступков героя; Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает? Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация; Подготовка театрального костюма [3].
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, развивают свои творческие способности, которые помогут им не только добиться успеха на подмостках школьного театра, но и придадут уверенность в себе и своих возможностях, что несомненно поможет ребятам стать успешными и счастливыми во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность. Главная задача классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования. Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей. В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую
регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение. Таким образом, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, можно прийти к выводу, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства Литература: 1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 1999. 3. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. 4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1991. 4. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. /Начальная школа. 2004. №7.