Напоминание

"Слитное и раздельное написание производных предлогов"

Автор: Жигальцова Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г. Томари
Населённый пункт: город Томари, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Слитное и раздельное написание производных предлогов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Томари
Конспект урока русского языка в 7 классе по учебнику

Львовой С.И. и Львова В.В. на тему «Слитное и

раздельное написание производных предлогов»
Подготовила учитель русского языка и литературы Жигальцова Ирина Валерьевна Томари 2015 г.

Урок русского языка в 7 классе по учебнику Львовой С.И. и Львова В.В.

на тему «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Цель урока:
познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.
Задачи:
 Обучающие: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; – научить правильно писать производные предлоги; – устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных; – обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.  Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.  Воспитательные: Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.  Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.
Методы обучения:
Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи. Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи). Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу. Практический – для развития практических умений и навыков. Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
Ход урока

1. Организационный момент. “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.) 2. Словарный диктант Присутствовать, отразить, великодушный, священный, поразительный, изощренный, движимый, кованый, нечаянный, нежданный, выровненный, прекратить, претендовать, сиять, необузданно, возражение, ничуть, бережливо, точь-в-точь, бок о бок, по трое, с налету, тренироваться, чемпион. 3. Объяснение нового материала. – Вспомните, какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий) – Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по- над, по-за) Внимание на доску! рис.1
рис.2 – Рассмотрите внимательно эти рисунки. В чем сходство и в чем различие между ними? (Разные части речи, различное написание, но одинаковое произношение). – Итак, сегодня мы будем говорить о том, как же отличить производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи. Но самое главное, выяснить, как пишутся производные предлоги. Составление таблицы Предлоги Имена существительные В течение дня, в продолжение месяца (в значении времени, отвечают на вопросы как долго? когда?) В течении реки Рассуждаем так: 1. Начальная форма – течение( реки) 2. Можно вставить прилагательное в бурном течении реки 3. Следовательно, это имя существительное на –ие. В предложном падеже окончание и. В продолжении романа (образец рассуждения тот же) В заключение статьи. (В заключение ═ «под конец, в итоге».) Находиться в заключении (существительное, в длительном заключении; осуждение.) Вследствие засухи. (Вследствие ═ Увидеть в следствии новые факты
«из-за, по причине».) Вместе с существительным указывают на причину и отвечают на вопросы: почему? по какой причине? 1. Начальная форма – следствие 2. Существительное на – ие в предложном падеже, окончание и В следствие по делу вкралась ошибка Начальная форма – следствие по делу. Существительное на – ие в винительном падеже, окончание е Различайте написание! Деепричастия (не смотря) Предлога (несмотря (на) Шел, не смотря под ноги. (Обозначает добавочное действие к основному глаголу, можно заменить другим деепричастием не глядя) Несмотря на непогоду. (Можно заменить вопреки чему – то, имеет уступительное значение) Наречия Наречные предлоги Сидеть около, зайти после, идти навстречу. Слово не имеет при себе существительного Сидеть около дома, зайти после обеда, идти навстречу ветру. При предлоге есть существительное 4. Закрепление темы. а) Чтение правила на с.142-143. б) Коллективное выполнение упражнения 308. в) Работа по группам Двое учеников работают по карточкам Карточка №1 Составить и записать предложения со словами: в течение – в течении; вследствие – в следствии; в продолжение – в продолжении; насчет – на счет. Карточка №2 Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и заключая предлоги в овал. Докажите, что следствие, счет и место не имена существительные, а части производных предлогов.
1. (В)следствии.. снежных заносов нам пришлось заночевать на полпути в (не)знакомом городе.2. Разговор необходимо (от) ложить (в)видупредстоящего отъезда.3.Я пришел поговорить (с) вами (на)счет сестры.4. Придется тебе подежурить (в)место меня. 5. Имейте (в)виду, я (не)пременно приду завтра узнать, выполняете ли вы советы врача. Остальные пишут под диктовку г) Орфографическая диктовка Идти в течение часа, препятствия в течении ручья; ждать в продолжение недели, узнать о судьбе героя в продолжении романа; совершить ошибку вследствие рассеянности, в следствии по данному делу; иметь в виду, переехать ввиду ремонта; говорить насчет брата, перевести деньги на счет брата; победить несмотря на трудности, не смотря на вновь прибывшего. 5. Подведение итогов урока – Какие из производных предлогов пишутся слитно, а какие раздельно? – Какая буква пишется в конце производных предлогов в течение, в продолжение, вследствие, наподобие? 6. Домашнее задание с. 97 – правило, упр. 703(2)